Логопедическое занятие для учащихся 2 класса с ОВЗ на тему "Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Богданова Елена Аркадьевна

Цель занятия - закрепить и систематизировать знания учащихся о деревьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovz.docx35.02 КБ
Файл prezentatsiya_ovz.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Cредняя общеобразовательная школа № 2”

городского округа г. Волгореченск

Методическая разработка логопедического занятия

для учащихся 2 класса с ОВЗ,

 обусловленными задержкой психического развития.

Тема занятия: «Деревья».

                                                                  Составила:

                                                                      учитель — логопед

                                                                          Богданова Елена Аркадьевна 

2015 г.

Цель:  закрепить и систематизировать знания учащихся о деревьях.

Коррекционно- образовательные задачи :

  • активизировать словарь учащихся по теме “Деревья”;
  • закрепить знания  о деревьях, их названиях, названиях частей дерева;
  • совершенствовать  умения образовывать относительные прилагательные;
  • совершенствовать  умения образовывать существительные во множественном числе;
  • продолжать отработку  навыков обобщения и классификации;
  • продолжать формирование навыка построения полных предложений;
  • продолжать формирование навыка  построения связного текста.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать мышление, зрительную память, устойчивое внимание;
  • развивать координацию речи с движением, ритмичность и плавность движений;
  • активизировать речевую деятельность.

Коррекционно -воспитательные задачи:

  • формировать навыки самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать уверенность, самостоятельность;
  • расширять у детей представление об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  мультимедийная доска, презентация со слайдами, карточки с заданиями, смайлики.

.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

-  Настраиваемся на занятие.

      - Рано встали, тио сели,

      Головами повертели.

      Очень сладко потянулись

      И друг другу улыбнулись.

      Прозвенел сейчас звонок

      Начинаем наш урок!

      - Давайте вспомним, правило речи.

         Каждый день, всегда, везде,

         На занятиях, в игре,

         Громко, четко говорим

         Никогда мы не спешим!

     

  1.  Введение в тему занятия.

- Ребята, отгадайте загадку.

Его весной и летом 
Мы видели одетым, 
А осенью с бедняжки 
Сорвали все рубашки.  
(Дерево.) (Слайд 3)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Правильно. О деревьях.

3     Загадки.

- А сейчас давайте мысленно отправимся на экскурсию в осенний лес. (Слайд 4)

На свете среди всех чудес

Есть чудо-чудное – осенний лес.

Там, как у жар-птицы перья,

Волшебный художник раскрасил деревья.

Смотри, рядом с группой тех сосен зеленых –

Резные красавцы – красные клены.

Кудрявый боярышник листики сбросил,

Как – будто собрать красны ягоды просит.

Листочки березки, как золотые,        

Как будто солнышком налитые.

Вот видишь, грибочки растут под осиной,

А рядом куст терна, от ягод весь синий.

Стоит замечательная погода.

И все это – наша родная Природа.

- А какие вы знаете деревья?  

         -Молодцы! А  сейчас догадайтесь, какие деревья я знаю.

         

- Русская красавица

 Стоит на поляне,

 В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза.)    (Слайд 5)

- А  если их много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья берёзы: круг, овал или треугольник?

- Как мы правильно назовём лист берёзы?

- У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту В высоту. (Сосна.)   (Слайд 6)

- А  если их много, то это …

- Что растёт на ветках сосны?

- Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)  (Слайд 7)

- А  если их много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья рябины: круг, овал или треугольник?

- Как мы правильно назовём лист рябины?

- Никто её не пугает,

А она вся дрожит. (Осина.)   (Слайд 8)

- А  если их много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья осины?

- Как мы правильно назовём лист осины?

- Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)   (Слайд 9)

- А  если  много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья ивы: круг, овал или треугольник?

- Как мы правильно назовём лист твы?

- Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка.)   (Слайд 10)

- А  если их много, то это …

- Что растёт на ветках ёлки?

- Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)  (Слайд 11)

- А  если их много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья осины?

- Как мы правильно назовём лист осины?

- Весной растёт ,летом цветёт.

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок- на медок,

Лечит от гриппа

Кашля и хрипа. (Липа.)   (Слайд 12)

- А  если их много, то это …

- Какую геометрическую фигуру напоминают вам листья дуба?

- Как мы правильно назовём лист дуба?

4 Беседа по теме занятия.  (Слайд 13)

- Деревья – это растения. Они растут на земле. Растут деревья много лет. Поэтому их называют многолетние растения. Дерево – многолетнее растение. Повторите, пожалуйста, дерево – это какое растение? (Слайд 14)

- Чтобы хорошо расти, дереву необходимо пить воду. Оно берет ее из земли с помощью корней.

- Чтобы прочно держаться на земле и не сломаться от ветра – у дерева есть твердый ствол.

- От ствола отходят ветви или ветки. От больших веток идут маленькие веточки.  На веточках растут листья или иголки. Листья или иголки и ветви образуют крону.

                     Что ты знаешь о деревьях?

                      Есть у них могучий ствол.

                     Ветки, веточки и листья –

                     Ветер в кроне их нашел.

                     А еще большие корни

                     В землю глубоко уходят.

                     Держат корни ствол и крону.

                     Воду под землей находят.

5 Пальчиковая гимнастика “Деревья”.  (Слайд 15)

Всем в лесу на удивленье

Трут ладони друг о друга.

Разные растут деревья:

Открывают ладони и растопыривают пальцы.

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Соединяют локти – «ствол»,

раскрывают ладони – «крона».

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

«Фонарики» с движением сверху вниз.

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

Показывают указательный палец,

остальные – сжаты в кулак.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Вытягивают руки вверх,

растопыривают пальцы.

Липа цветом зацвела,

Собирают пальцы в щепотку – «бутон».

Пчелок в гости позвала.

Делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят.

Ель иголки распушила

Опускают руки в стороны вниз,

растопыривают пальцы.

И грибочки все закрыла.

Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Шелестят листвой деревья,

Трут ладони друг о друга – «шуршат».

Словно разговор ведут,

        Стряхивают ладони.

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц.

6 “Назови части дерева”.  (Слайд 16)

- У вас на столе лежат карточки с заданием, на которых нарисовано дерево и обозначены го части. Вам нужно подписать эти части.  

7 Продолжение беседы по теме занятия.

- Чем покрыты ветки деревьев летом и в начале осени?

- Правильно, листьями. Такие деревья мы называем… “лиственные”. (Слайд 17)

- Повторите, как называются деревья, ветки которых покрыты листьями.

- Чем покрыты ветки сосны, ели?

- Совершенно верно, иголками или хвоей. Такие деревья мы называем “хвойные”. (Слайд 18) 

-Повторите, как называются деревья, ветки которых покрыты иголками или хвоей.

8 “Четвёртый лишний”. (Слайд 19)

- Выберите лишнее слово и объясните свой ответ.

- Ива, дуб, рябина, ель.

- Ель, сосна, клён, пихта.

- Берёза, ромашка, осина, дуб.

- Иголка, ива, ель, рябина.

- Ствол, корень, липа, ветка.

9 Физминутка «Выросли деревья в поле».  (Слайд 20)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!             (
Потягивания, руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.         (
Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,        
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.            
(Наклоны вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.            
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?      
(Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.                  (
Дети садятся за столы.)

10 “Расскажи-ка”. (Слайд 21)

- Перед вами схема составления описательного рассказа, которой вы можете воспользоваться при описании какого - либо дерева.

- Сначала послушайте мой вариант рассказа про дерево … .

Логопед в качестве примера составляет свой рассказ с опорой на схему.

- Кто желает составить свой рассказ?

Учащиеся по аналогии составляю свои рассказы.

- Все молодцы!

11 Повторение пройденного материала. (Слайд 22)

- Ребята, скажите, о чём мы сегодня с вами говорили?

- Назовите части дерева?

- Какие деревья мы называем лиственными? Приведите примеры.

- Какие деревья мы называем хвойными? Приведите примеры.

12 Подведение итогов занятия. (Слайд 23)

     - Сложно ли вам было на занятии? Какие задания были особо трудными?

     - Кому было сегодня на уроке интересно?

     - Что понравилось больше всего?

    Учитель раздают учащимся смайлики различные по настроению.

     - Ребята, выбрит тот смайлик, который боле всего соответствует вашему настроению, прикрепите  его на доску.

     - Ребята, вы сегодня поработали все очень хорошо. Молодцы. Мне было очень приятно с вами встретиться.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-derevja-s-otvetami.html

http://logoportal.ru/derevya-slovoobrazovanie/.html

http://www.openclass.ru/node/277179

http://detkam.e-papa.ru/zagadki/42/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия: “ Д е р е вья ” Составила: учитель — логопед Богданова Елена Аркадьевна М е тодическая разработка логопедического занятия для учащихся 2 класса с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития.

Слайд 4

Осенний лес

Слайд 5

берёза

Слайд 6

сосна

Слайд 7

рябина

Слайд 8

осина

Слайд 9

ива

Слайд 10

ель

Слайд 11

дуб

Слайд 12

липа

Слайд 13

Дерево – многолетнее растение

Слайд 14

Строение Дерева

Слайд 15

Пальчиковая гимнастика

Слайд 16

“ Назови части Дерева ”

Слайд 22

Повторение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии

конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....