Использование настольных игр в работе над развитием фонематических процессов
статья по логопедии на тему

Робак Юлия Валерьевна

Виды работ по развитию фонематических процессов. Различные типы настольных игр, используемых в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_nastolnyh_igr_v_rabote.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование настольных игр в работе
над развитием фонематических процессов

Робак Юлия Валерьевна

Язык – это  система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, служащая важнейшим средством общения людей.  
К началу обучения в школе, основная часть детей полностью уже овладевают звукопроизношением. Умеют строить грамматические правильные предложения, имеют большой словарный запас. Но существует и другая категория детей, у которых знания и понимание языка менее развиты.
У части детей трудности возникают с фонематическими процессами. Анализируя фонематические процессы, нужно различать три функции: фонематическое восприятие, фонематические представления  и навыки фонематического анализа и синтеза. Существует нарушение письма и чтения, связанное именно с трудностями фонематического характера. А именно акустическая  и артикуляторно-акустическая дисграфии. Эти виды дисграфий характеризуют у человека низкое фонематическое восприятие. Ребёнок не ощущает звуковой материи языка, и не может представить состав звучания слова.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
1.  Развитие   фонематического  восприятия. Овладение фонематическим восприятием – умение различить характерность и порядок звуков для восприятия их в устной форме.
2.  Развитие  звукового анализа слов. Овладение им позволит различить особенности звуков для воспроизведения письменно. Параллельно, развивая фонематическое восприятие, происходит интенсивно освоение словарного запаса и правильного произношения.
Для систематизации развития фонематического слуха в течение всего учебного года, и минимальной траты времени ребенка на подобные занятия, логопеды рекомендуют проводить различные игры – наиболее продуктивное средство обучения.
Преимущество игр
- учеба происходит весело, без принуждения, и радостно;
- игра способствует четкой организации учебного процесса (совокупно формируя и в дальнейшем развивая фонематическое восприятие);
- происходит обогащение активного и пассивного словаря
- активизация внимания, размышлений, стимуляция речи, как следствие у детей появляется интерес к урокам по изучению родного языка;
- применение игры в разных вариантах – обновлять речевой материал, включать в нее дидактический материал по разным темам;
- с помощью  дидактической игры, учитель реализовывает задачу по развитию фонематического восприятия, а также по решению конкретных целей урока, которые соотносятся с главными вопросами программы по изучению языка в начальных классах.
Можно предложить следующие варианты игр для развития фонематического восприятия:

  1. «Поймай звук» Выделение звука из ряда других звуков, на фоне слова, из текста. (учащиеся должны выполнить условленное действие, когда услышат нужный звук)
  2. «Тик-так-бум» игра на время, дети вытаскивают из мешка буквы и придумывают слова с этой буквой в разной позиции (сложность устанавливается исходя из уровня развития учащихся)
  3. «Звуковая цепочка» каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего . (сок-коса-автобус-санки и т.д.)
  4. «Прочитай по первым звукам» прочитать слово из первых звуков представленных картинок. Эту игру так же можно усложнять, предлагая выбирать разные звуки (первые, вторые, последние)

Чтобы ученик грамотно развивал свой фонематический слух, рекомендуется проводить звуковой разбор слов:
- услышать слово и сказать его;
- найти ударный слог, произнести по слогам слово;
-  в полном слове 1-й звук, назвать его и дать характеристику;
- обозначить выделенный звук каким-нибудь значком;
- протянуть 2-й звук в целом слове, назвать его и охарактеризовать;
- обозначить этот звук значком;
- проверить – какое слово получилось.
Таким образом, основная задача звукового анализа – это формирование речевого слуха учащихся, развитие  умений различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, а также умений устанавливать последовательность звуков в слове. А впоследствии, развивается способность перекодировать звуковую схему слова в буквенную запись.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию фонематических процессов

В данной работе даны методические рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием фонематических процессов; упражнения и задания для исправления и предупреждения бук...

Комплекс игр и заданий для развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

     Обязательным условием формирования речи любого ребенка является сохранность слухового восприятия. Проводимая мною диагностика речи показала, что у всех учащихся н...

Развитие фонематических процессов у младших школьников.

Презентации по развитию фонематических процессов: восприятия, представления, анализа и синтеза слов....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Развитие фонематических процессов у младших школьников, как залог успешного обучению чтению и письму

Методическое пособие для учителей начальных классов, в котором даны понятия о фонематических процессах, о их базовом значении для успешного обучения грамоте. Представлены этапы развития фонематических...