Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Коряушкина Юлия Владимировна

Конспект занятия по профилактике оптической дисграфии у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigraem_s_govorushey.docx40.49 КБ
Файл k_zanyatiyu_govorusha.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Коряушкина Ю.В.,

учитель-логопед

ГБОУ  школы №5

Адмиралтейского р-на СПб

Конспект логопедического занятия

по профилактике оптической дисграфии

у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня

«Поиграем с Говорушей»

Логопедическая тема: дифференциация строчных прописных букв п-т

Грамматическая тема: предлоги

Цель: дифференциация оптических образов строчных букв п-т

Задачи:

Образовательные:

  • учить различать оптически схожие строчные бувы п-т,
  • учить правильно использовать в речи предлоги

Коррекционные:

  • развивать зрительный гнозис, мнезис,
  • развивать пространственные представления
  • развивать  координацию речи с движением
  • развивать зрительное внимание и память,
  • развивать мелкую ручную моторику,
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе,
  • воспитывать навык самоконтроля,
  • воспитывать желание учиться.

Здоровьесберегающие:

  • сохранение и укрепление физического здоровья детей,
  • сохранение и укрепление психологического (эмоционального) здоровья детей.

Оборудование: игрушка попугай Говоруша, волшебный сундучок, папки цветные с кнопками, магниты, сенсорные рукава, экран с песком, кубик Блума, буквы из бархатной бумаги, пуфы мягкие.


Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I Организационный этап

Психогимнастика

Ребята, добрый день! Сегодня чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях.

Вспомним наши упражнения гимнастики для язычка и для ладошек.

II Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика. Кинезиологическая разминка.

Сказка «У бабушки с дедушкой». 
Толстые внуки приехали в гости 

(надуваем щёки) 
С ними худые – кожа да кости 

(втягиваем щёки) 
Бабушка 
с дедушкой всем улыбнулись 
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) 
Поцеловать они всех потянулись 

(губы тянутся вперёд) 
Утром проснулись – в 
улыбочку губы 

(широкая улыбка) 
Чистили мы свои верхние зубы 
(широкий язык за верхними зубами) 
Вправо и влево внутри и снаружи 
(соответствующие движения языком) 
С нижними зубками тоже мы дружим 
(повторение движений за нижними зубами) 
Губы сожмём мы, и рот прополощем

(поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи 
(одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы) 
Блюдца поставим – положат блины нам 
(широкий язык лежит на нижней губе) 
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо 

(подуть на широкий язык) 
Блинчик жуём, завернём и прикусим 
(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув его за нижние зубы) 
Блинчик с вареньем малиновым вкусным 
(облизываем широким языком верхнюю губу сверху вниз) 
Чашки поставим, чтоб чаю налили 
(широкий язык загибаем кверху «чашечкой») 
На нос подули – мы чай остудили 

(подуть с «чашечки» вверх) 
Чаю попили – никто не обижен 
(«чашечка» двигается вперёд-назад) 
Вкусный был завтрак – мы губки оближем 
(кончиком языка облизываем губы по кругу) 

«Кулак-ладонь»

Вот ладонь, а вот кулак

Все быстрее делай так.

«Оладушки»

Ладушки-ладушки жарили оладушки,

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем!

2.Сообщение темы занятия

Ребята, смотрите – что это за коробочка стоит на столе? Вы не знаете, что в ней?

Давайте попробуем отгадать, что в ней.

Дети наощупь определяют что внутри рукавов.

Ребята, что вы нашли?

Молодцы, это прописные буквы п-т.

Вот большие прописные  буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные (на буквах нарисованы грустные мордашки).

Хотите узнать, почему? Буквы написали письмо. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята!

Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам!

Буквы п и т»

Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, мы не должны их путать. И сегодня  мы будем учиться различать прописные буквы п-т.

А поможет нам в этом наш старый друг попугай Говоруша.

Ребята, посмотрите, Говоруша сегодня принес свой волшебный сундучок с играми и заданиями. Давайте скорее смотреть, что в нем

(логопед прикрепляет к доске цветные папки с играми и заданиями).

Посмотрите, сколько разных игр принес Говоруша: «Кошки-мышки», «Большой секрет», «Волшебный ластик», «Фокусник», «Чудесный песок», «Узнай-ка!», «Жук-буквоед».

Давайте скорее начинать играть!

  1. Работа по теме занятия

Кошки-мышки

На экране:

Спасется ли мышка, если побежит:

на одну клетку вверх и на одну вправо;

на одну клетку вниз и на одну влево;

на одну клетку влево, одну – вверх и одну – вправо?

«Большой секрет»

А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны! Открываю большой секрет!

У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3».)

У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2»)

Рассматривание и сравнение строчных букв п-т.

Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.

- Чем похожи эти буквы?

- Чем они отличаются? 

«Волшебный ластик»

Однажды в гости к буквам п и т пришел волшебный ластик и стер в них перекладины. Прочитайте, что получилось.

//у         //а        ///а          //у///       е///

///ы       //я       //о///       ///а///       //ё

Восстановите буквы п-т и запишите слоги и слова с ними.

 

«Фокусник»

(Упражнения с мячом небольшого размера)

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

«Право-лево»

Это правая рука.

Это правая нога.

Между ними - правый бок.

Мы на правой ножке – скок!

Это левая рука.

Это левая нога.

Между ними – левый бок.

Мы на левой ножке – скок!

У тебя есть две ноги-

Ты попрыгай и беги!

«Чудесный песок»

 

Следующее задание: если услышите звук [т] – нарисуйте 3 палочки на песке, если звук [п ] – 2 палочки.

“Жук – буквоед”  

Ребята, узнайте и назовите буквы, которые почти все съел жук-буквоед.

(Буквы появляются на экране)

“Узнай букву” (дермолексия)

Говоруша напишет на ладошках буквы кисточкой и водой, а вы должны угадать эти буквы.

III  Итог занятия. Рефлексия.

Итак, ребята, наше занятие заканчивается. Подведем итоги.

Говоруша, подай, пожалуйста, наш кубик вопросов.

Подбрасывайте кубик и отвечайте на вопросы:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем занятии мы…

Оценка логопедом работы каждого ученика, подгруппы в общем.

Молодцы, ребята! Спасибо за работу!

Добрый день!

Учащиеся повторяют  задание за  логопедом.

Ученики выполняют упражнения вместе с логопедом.

Ребята меняют положение рук: правая – кулак, левая – ладонь. И наоборот.

Одна ладонь смотрит вверх, другая вниз, затем положение рук меняется.

Это волшебные рукава

Буквы. У меня т. У меня п.

Ответы детей.

У них есть одинаковые элементы)

У буквы п – два элемента, а у буквы т – три.

Дети выполняют письменное задание. 

Движения соответствуют тексту.

Поднять правую руку вверх, лвой рукой похлопать по ней от кисти до плеча и обратно.

Наклониться и похлопать по правой ноге сверху вниз до пятки и обратно.

Похлопать правой рукой по правому боку.

Подпрыгнуть на правой ноге.

Аналогичные движения с левой стороной тела.

Попрыгать на двух ногах и пробежать.

Дети работают с песком и экраном с подсветкой..

Ответы детей.

Дети отгадывают буквы с завязанными глазами.

Ответы на вопросы.


Литература:

  1. Астахова Т.В., Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств, М., Владос, 2017г.
  2. Воронина Т.П., Вверх, вниз, вправо, влево! Формируем пространственное представление, Ростов-на-Дону, Феникс, 2014г.
  3. Мазанова Е.В., Коррекция оптической дисграфии, М., Гном и Д, 2007г.
  4. Милостивенко Л.Г., Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, СПб, Стройлеспечать, 1996г.
  5. Колганова В.С., Пивоварова Е.., Нейропсихологические занятия с детьми, часть 1, М., Айрис-пресс, 2016
  6. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А., Исправляем произношение, СПб, Литера, 2007г.
  7. Крупенчук О.И.. Стихи для развития речи, СПб, Литера, 2014г.
  8. Крупенчук О.И., Игры со звуками и буквами, СПб, Литера, 2017г.

Трясорукова Т.П., Развитие межполушарного взаимодействия у детей, Ростов-на-Дону, Феникс, 2017г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОШКИ-МЫШКИ

Слайд 3

ЖУК-БУКВОЕД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе

Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии у учащихся 1-ых классов.

Данный конспект учит различать кинетически и оптически сходные буквы И-У, вырабатывать чёткую зрительно-моторную организацию....

Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению оптической дисграфии с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) 2 класса "Дифференциация букв Б-Д"

Оптическая дисграфия одна из самых распространенных видов нарушений письменной речи. Как сделать так, чтобы сложная работа стала увлекательной и интересной? Разнообразие используемых в данном конспект...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....

Индивидуальное занятие по коррекции оптической дисграфии с обучающимся 3 класса (ИН) Дифференциация букв П и Т.

Формирование умения различать звуки [П]-[Т]  (на слух, по  артикуляции) и букв П-Т(по написанию), совершенствование навыков языкового анализа и синтеза, уточнение и обогащение слов...