Тема: «Звуки [д], [д‘], буква «д» в семантическом поле слова «Дом»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Дорофеева  Люция Анваровна
Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanyatie.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Белебея

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Тема: «Звуки [д], [д‘], буква «д» в семантическом поле слова «Дом»

Автор конспекта: учитель – логопед Валитова Люция Анваровна

Контактная информация: valitova.lutzi@yandex.ru

Пояснительная записка

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, классифицирует и отправляет в коммуникативный мир осознанную и обозначенную словом информацию. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа.

1. Восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события (сенсомоторный символьный логический опыт) и высказываний о нем (лингвистический опыт).

2. Интериоризация и семантизация комплексного невербально-вербального образа, созданного по следам опытных сведений, т.е. опосредование оречевленного события в предикативных образах и значениях внутренней речи. При этом важнейшим моментом является последовательность освоения двух речевых уровней. Сначала в глубинных грамматических структурах мозга, репродуцирующих сведения анализаторов, формируются лексико-грамматические значения слов (уровень парадигм). Затем в поверхностных грамматических слоях создаются семантические вербальные сети, в которых отдельные слова объединяются в смысловые блоки в виде словосочетаний и связных высказываний (уровень синтагм).

3. Экстериоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи.
Согласно исследованиям нейропсихофизиологии (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др.), образуется семантическое поле понятия. Психолингвистика (К.Ф. Седов, И.Н. Горелов и др.) и логопедия (З.А. Репина, Т.В. Васильева и др.) представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:

  • ядерное слово;
  • слова, обозначающие названия действий предметов;
  •  слова, обозначающие названия признаков предметов;
  • родственные слова; слова-синонимы;
  • слова-антонимы;
  • словесные логические задачи.

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется.

Данная технология формирования семантического поля функции речи у детей с ОНР и дизартрией, ФНР позволит расширить активный и пассивный словарь, дети усвоят разнообразие лексических значений слов-глаголов, слов-предметов, признак предметов произойдет улучшение не только количественных, но и качественных показателей.

Тема: «Звуки [д], [д‘], буква «д» в семантическом поле слова «Дом»

Цель: Учить употреблять звуки [д], [д‘] букву «Д» в устной и письменной речи на лексико-грамматическом материале семантического поля слова «дом».

Задачи:

1.Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и

восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой  структуры.

2.Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.

3.Формирование лексико-грамматического строя речи.

4.Совершенствование связной речи.

5.Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения

Оборудование:

Наглядный материал:

  • Картинки домовенок, домовой
  • Карточки
  • Плакаты

Раздаточный материал:

  • Карточки со словами (чудесный, деревянный, громадный, родной, дорогой, дачный, родительский, деревенский).
  • Карточки со словами (Дима, Даша, Денис, Данила, Дина, Динара)

Ход занятия:

  • Организационный момент.
  • Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. А где они живут узнаете, если разгадаете изограф.
  • Что здесь нарисовано? (Дом)

Выставляются синий и зеленый дом.

  • Сообщение темы занятия.
  • Какой 1-ый звук вы услышали в словах дом, Домовенок ?
  • А в слове дедушка Домовой?
  • Какие звуки будем изучать?

Акустико-артикуляционная характеристика звуков [д], [д‘].

Характеристика звуков.

Звук Д — согласный, твердый, звонкий. Звук Дь — согласный, мягкий звонкий.

  • Произношение звуков [д], [д‘].

а) по таблице

а

у

д

ы

о

я

ю

д

и

ё

4. Соотнесение с буквой.

Вопросы:

  • Какой буквой обозначаем?
  • На что похожа? На дом.

Задание: 

  • Выложите букву «Д» из фасоли
  • В тетрадь записать две заглавные и две строчные буквы. 
  • Прочитайте слоги с буквой «Д»
  • Запишите эти слоги в тетрадь
  • Работа с буквой «Д» в составе слова. 1) Домовой звонит в колокольчик.

Вопросы:

  • Какой звук вы слышите? [д] – (дон-дон) синий

Домовенок звонит в колокольчик

  • Какой звук вы слышите? [д’] – (динь-динь)зеленый

Логопед называет имена детей: Даша, Вадим, Лада, Дима, Андрей, Денис, Володя, Данил, Дина, Лида.

Задание:

Вопросы:

  • Что это за слова?
  • Чьи имена?
  • А где они живут?

2) А вот в каком доме живут они, вы узнаете, если поставите нужную букву и расселите их по домам.

См карточку: домик синий. Домик зеленый. Запишем в тетрадь 1столбик «д» 2-й столбик»дь»

Вопросы:

  • Что нужно сделать?
  • Что пропущено?
  • Куда нужно вставить?

Задание:

  • Прочитайте слова
  • Какой дом?

6. Физминутка немного отдохнем:

А теперь Домовой нас приглашает на дачу к родителям.

Мы к родителям идем

Путь далек, далек наш дом.

Ждут родные в доме том.

Ждет чудесная родня

Ждет меня и ждет тебя

Душевно, радостно нам в нем

Как хорошо иметь свой дом!

Вопросы:

  • Кто повел нас?
  • Куда?
  • К кому?
  • Кто ждет?
  • Какая родня?
  • Работа с пословицей.

На партах, у вас предложение котором пропущена буква «Д».

Дорога к дому всегда в радость.

Вопросы:

  • Что будем делать?
  • Как вы думаете какую букву вставите? вставляйте
  • Как вы понимаете эту восточную пословицу? (Много на свете хороших дорог, но самая лучшая, та где родной твой порог, где родительский дом согретый теплом, там счастье и радость присутствует в нём. Любовь и тепло, что ещё нам искать жаль нужна нам вся жизнь, чтобы это понять.)

6. Вывешивается плакат. Корень слова представлен схематическими изображениями домов.

А) Образовать слова, опираясь на плакат

Б) Закончить предложения нужным словом

Жил в лесу веселый гном

Он себе построил ... (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Он себе построил ... (домик)

Еще меньше жил гномишко

Выстроил себе ... (домишко)

Озорной его сыночек

Выстроил себе ... (домочек)

Самый младшенький гномишечко

Строит крошечный ... (домишечко)

Самый старый гном-гномище

Он возвел себе ... (домище)

Задание:

  • Вспомните и назовите слова, которыми заканчивали предложения.

Таблица

ик

ишко

очек

ишечко

ище

9. Звуковой анализ слова «домик»

До́мик

домик — слово из 2 слогов: до-мик. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [дом’ик]

д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый

В слове 5 букв и 5 звуков.

Цветовая схема: домик

Итог урока.

  • Какие звуки и какую букву мы изучали? (д,дь; буква дэ)
  • Какие слова с этими звуками были на уроке?
  • К какому слову они относятся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....