Звуки л-ль. Буква Л.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Данная методическая разработка будет интересна учителям - логопедам, которые заинтересованы в повышении успеваемости обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_portal.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗВУКИ [Л] - [Л`], БУКВА Л

Цель: учить детей различать звуки [л] - [л`] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия; активизировать и гармонизировать все системы организма; формировать навыки языкового анализа и синтеза: звукобуквенного анализа и синтеза слов, анализа и синтеза предложения (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, закреплять знания о правилах написания предложений), учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; развивать навык чтения; развивать оптико – пространственные представления; формировать зрительный гнозис.

Оборудование: на каждого ребёнка зеркала, звуковые линейки, синие и зелёные кружочки, листы в клетку, игровые карточки «Улитка», рабочие тетради, карточки с деформированными словами; мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  • Гимнастика для ушей.
  1. Знакомство с новым материалом.
  1. Вычленение звуков [л] - [л`] из слов.

Задание 1    - Отгадайте загадку: Зверька узнаем мы с тобой

                                                              По двум таким приметам:

                                                              Он в шубке серенькой зимой,

                                                              А в рыжей шубке – летом. (Белка)

- дайте характеристику третьего звука.

Задание 2    - Нарисуйте изображение предмета под диктовку (графический диктант).

- Какая картинка получилась? (улитка)

- Какой второй звук в слове УЛИТКА? Дайте характеристику звука.

- звуки [л] - [л`] одинаковые или разные?

* Артикулема звука:

- Закройте глаза и произнесите звуки [л] - [л`]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Откройте глаза. Посмотрите в зеркало и скажите где живут звуки?

Кончик языка поднят «чашечкой», края язычка плотно прилегают к коренным зубам, рот приоткрыт, воздух выдыхается тонкой струйкой на ладошку, ощущается тёплый ветерок.

  • Соотнесение звуков с буквой.

  1. Дифференциация звуков [л] - [л`] в слогах.

Задание 3   Игра в мяч «Скажи наоборот»

ла – ля                   пля – пла                   флэ - фле

ло – лё                   клю – клу                  шлё - шло

лу – лю                  глы – гли                   плы - пли

лы – ли                  зла – зля                    жлэ - жле

лэ – ле                   длю – длу                  дло – длё

  1. Дифференциация звуков [л] - [л`] в словах.

Задание 4   Игра «Кто внимательный»

- Поднимите синий кружок, когда услышите [л] или зелёный, когда услышите [л`].

Соль, стол, соболь, мотылёк, лошадь, ёлка, узел, пенал, улитка, лампа, ключ, слон, руль, неваляшка, скакалка, вилка, лиса, картофель, лук, мел.

Задание 5   Игра «Доскажи словечко» (работа в тетрадях: запись слов в два столбика)

  • Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто ж это? (лиса)

  • Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (лук)

  • Подготовлен самолёт.

Он отправился в … (полёт)

  • Тихо – тихо снег идёт, белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лёд во дворе … (лопатой)

  • У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из … (лейки)

  • Молодчина эта Лина,

Лепит всё из … (пластилина)

  • Лейся, дождь, весёлый, мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать босиком по … (лужам)

Задание 6   Работа со звуковой линейкой.

- Прослушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [л`] в словах.

Пилот, лампа, кукла, медаль, малина, стол, пальма, шалун, альбом, мотылёк.

  1. Физкультминутка (речь с движением)
  • Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу!

  • Развитие мелкой моторики

- Подушечки пальцев обеих рук прижаты к столу. Последовательно перебирать пальцами на правой руке, начиная с мизинца; затем перебирать пальцами на левой руке, начиная с большого (игра на пианино). Чередовать.

- Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Менять положение рук попеременно на счёт «раз», «два»

Задание 7   Восстановление деформированных слов.

- Из слов «убежала» буква Л. Попробуйте восстановить слова, «вернув» букву Л. Запишите получившиеся слова.

Весо, бука, чехо, кык, вукан, вона, газ, ёка, касс, ига, уна, ампа.

Задание 8   Анализ и синтез предложения.

Детям раздаются карточки с изображением улитки, в раковине которой спрятано предложение. Нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложения. Записать полученное предложение в тетрадь, уточнить их правильное написание.

Маленькая пушистая белка спит в тёплом дупле.

- Запишите предложение в тетрадь. Синим карандашом подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки. Зелёным карандашом подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Задание 9   Чтение предложений через слог.

- Прочитайте предложения, «прыгая» через слог. Запишите их правильно. Подчеркните букву Л карандашом зелёного цвета, если она обозначает мягкий согласный звук.

1. О  ла  ля  ли  по  ли  ли  и  ва

2. Гал  ли  ки  ка  кле  ли  ва  ну

3. Де  ли  ти  ма  со  ли  би  ну  ра

4. Ю де  ля  ли  и  ли  Га  ваф  ля  ли

3. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....