Деятельность учителя-логопеда в условиях ЦППС аспекты обновления специального образования.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Хаткутова Ольга Викторовна

Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях психолого-педагогического медико-социального центра. Оценка речевого развития детей младше­го школьного возраста является одним из ведущих факторов в системе комплексного обследования, так как почти всегда яв­ляется показателем того или иного отклонения в развитии ре­бенка. Поскольку одной из задач ЦППС центров является ди­агностика сложных пограничных нарушений (задержка психи­ческого развития, интеллектуальные нарушения, сенсорная недостаточность), задача логопеда усложняется и требует оп­ределения степени речевого нарушения, характера ее развития в каждом из этих отклонений. Особенности сформированности речевой системы сравниваются с показателями обследова­ния других специалистов ЦППС центра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хаткутова О.В., учитель-логопед

ГБУ ДО ЦППС Кировского района

Санкт-Петербурга

 Деятельность учителя-логопеда в условиях ЦППС: аспекты обновления специального образования.

Особого внимания требуют дети, у которых такие нарушения обусловлены проблемами в психофизиологическом развитии. Оказание необходимой помощи в условиях общеобразовательной школы не всегда возможно, так как требуется вмешательство нескольких специалистов (логопеда, психолога, невропатолога, дефектолога). Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях психолого-педагогического медико-социального центра. Оценка речевого развития детей младшего школьного возраста является одним из ведущих факторов в системе комплексного обследования, так как почти всегда является показателем того или иного отклонения в развитии ребенка. Поскольку одной из задач ЦППС центров является диагностика сложных пограничных нарушений (задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, сенсорная недостаточность), задача логопеда усложняется и требует определения степени речевого нарушения, характера ее развития в каждом из этих отклонений. Особенности сформированности речевой системы сравниваются с показателями обследования других специалистов ЦППС центра. Определяется заключительный диагноз (интеллектуальное развитие, нервно-психические отклонения, если таковые имеются, развернутое логопедическое заключение), после чего учитель-логопед формирует группы, выделяет детей для индивидуальных занятий и составляет план коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся в строго отведенные часы, согласованные с администрацией и родителями детей. Родителям рекомендуется присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли оказать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению.

Организация коррекционно-логопедических занятий:

• фронтальных (4-6 человек) - два раза в неделю, продолжительность 40 минут;

• групповых (2-3 человека) - два-три раза в неделю, продолжительность 20—30 минут;

• индивидуальных - два-три раза в неделю, продолжительность 20—25 минут. Логопед также оформляет документацию установленного

образца: карта обследования, список обследованных детей, журнал посещаемости учащихся, журнал консультаций, перспективное и календарно-тематическое планирование, отчет о динамике коррекции речевых нарушений за год.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ЦППС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями. Одной из основных задач учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Система коррекционно-развивающей работы направлена на обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыка первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи. Коррекционная работа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления: Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; Организационно-методическая работа направлена ведение и оформление документации, на повышение педагогического мастерства; Пропедевтическая работа обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда  конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов предполагает первичное, промежуточное, итоговое обследование. Комплексное логопедическое обследование строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений.

Логопедическое обследование выделяет 3 этапа:

 I этап – ориентировочный — включает в себя сбор анамнестических данных путём изучения медицинской и педагогической документации, опрос родителей и педагогов, выявление индивидуальных особенностей ребенка, путем беседы с ним и наблюдением за его игровой и учебной деятельностью. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект, его возможные причины и сопутствующие диагнозы, а также уточняются необходимые методики для проведения дальнейшего обследования.

II этап – диагностический – собственно обследование ведущих компонентов языковой системы и неречевых психических процессов, итог которого обосновывает логопедическое заключение.

III этап – аналитический – интерпретация полученных данных и заполнение речевых карт. Данные обследования заносятся в речевые карты и речевой профиль. Используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Основное содержание деятельности учителя-логопеда в рамках ПМПк: Проведение диагностики детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития;  Определение направлений работы по коррекции речевых нарушений; Обсуждение с другими специалистами ПМПк, педагогами общеобразовательного учреждения результатов обследования детей, с целью определения их образовательного маршрута. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по профилактике речевых нарушений у детей. В системе комплексного обследования детей в работе ПМПк одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребёнка. Речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка. Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития. В своей практике я использую «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой, «Альбом по развитию речи» В.С. Володиной.

Логопедическая работа с детьми осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Основная цель индивидуальных занятий — подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Основная цель подгрупповых занятий — воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром.

Литература:

  1.  Шевченко С. Г. Коррекционно‐ развивающее обучение: Организационно‐ педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно ‐ развивающего обучения. — ВЛАДОС, 2001. — 125с.
  2. Работа учителя — логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Методическая копилка — картотека разработанных игр, игровых ситуаций, проектов, реализуемых в работе учителя-логопеда Таштандиновой Ю. П.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

В данном материале собраны нормативно-правовые документы регулирующие деятельность учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении....

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Усложнение дефектов речи      Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

В данной презентации описана технология работы учителя-логпеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Деятельность учителя-логопеда в условиях инклюзии.

О целях и задачах деятельности учителя-логопеда в условиях инклюзии. Работа с учащимися с ОВЗ....