Занятие логопеда "Дифференциация звуков [ з - ж ] "
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему

Алексеева Светлана Николаевна

Научить различать звуки з -ж в словах, предложениях и в связной речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков  [з-ж ] в словах, предложениях, связной речи.

Цель: Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [з]  и [ж].

Задачи:

Образовательные:

-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;

-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

-  обогащение лексики по теме «Животные»;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);

-  учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;

- учить работать с деформированным текстом.

Развивающие:

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.

Воспитательная:

-  воспитание навыков совместной деятельности.

I. Оргмомент.                    

                   С добрым утром начат день,

                   Первым делом гоним лень.

                   На уроке не зевать,

                   А работать и писать.

II. Введение в тему.


1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
заяц, зубр, жираф, зебра.
(Все слова начинаются на звук [З], а слово жираф — на звук [Ж].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.

2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.

Что  общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)

Чем они отличаются?

  • при произнесении звука [з] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами,  струя воздуха сильная, холодная.
  • при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
  • Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.

 Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).

Сопровождение пальчиковыми фигурами.

“Комар –сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.

“Жук” - сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.

Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта).

з                 

ж                                 

     язык     губы

Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам

          У -            У -           У -           У -          У

   

       А -     А -       А -      А  -       А  

 3. Дифференциация понятий «звук» - «буква».

    Какими буквами обозначаются эти звуки?

    Вспомнить отличие звука от буквы.

-  Сегодня на нашем занятии  мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з».

4. Работа над слоговой структурой слова.

 5.  Работа в тетрадях.

 Спиши слова, вставляя слоги ЗА или ЖА. Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».

сту__

гро__

лы__

Ли__

ба__

лу__

__пах

__кет

__пад

__кон

__лить
__нял

вя__ла

бе__ла

фа__ны

по__ры

на__ла

по__был

__дина

берё__

бар__

__рил

ка__ки

стреко__

 

Логопед.

- По слоговой схеме определите, какие слова я загадала.

(Карточки с заданием устроены таким образом, что слово-ответ находится внизу на загнутой полосе картона (см.Приложение). После получения ответа детей, логопед открывает слово-отгадку)

1 – 3 – 3                 1 – 1 – 2                         1 – 1 – 2                 1 -  2 – 3

Луна                        гвозди                        круги                        муравей

Урожай                дикарь                        железо                розы

Ступенька                река                                сова                        рубашка

Лужайка                гвоздика                        кружева                музыка

  1. Самомассаж рук с помощью массажного шарика «су-джок».

                                   Катится колючий ёжик,
                                       Нет ни головы, ни ножек.
                                       По ладошке  бежит
                                       И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
                         (
круговые движения шариком между ладонями)
                                        Мне по пальчикам бежит
                                        И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
                                        Бегает туда, сюда,
                                        Мне щекотно да, да, да.
                                       (
движения по пальцам)
                                        Уходи, колючий ёж,
                                        В тёмный лес, где ты живёшь!
                      (
пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Ежик - домашнее животное или дикое? Почему?

 

7.  Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова. Запиши, что получилось.  Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».

 

пиро

гори

эта

берё

мага

за

зин

жок

жи

зонт

 

нож

жа

гряз

зна

здо

нуля

ровье

лоба

ницы

комый

 

8. Составь слова из первых слогов данных слов. Напиши их.

Студент + жакет =_________        ездить+жуки=________

Стригут + живот =_________        слуга+журавль=_______

Страна+жаба=____________       сироп+жучок=________

Звери+здание=___________         газета+зонты=_________

Запах+жмурится=________          знает+ мясо=  __________

9. Выделение отдельных слов из строчки букв (развитие концентрации внимания)

Логопед.

- В этих строчках спрятаны слова. Выберите их и подчеркните (на доске прикреплены две длинных полосы бумаги с написанным набором букв)

абкузнечиклбдивжукаиблстрекозавкдижуравль

рмнкозафложирафтшкзебраоусмжук

(дети называют слова и подчеркивают их)

- В каждой строчке найдите лишнее слово (журавль, жук).

- Почему так решили? (журавль – это птица, а кузнечик, жук, стрекоза – насекомые;    жук – насекомое, а коза, жираф, зебра – животные).

  1. Составление словосочетаний по схеме прил. + сущ. Использование полученных словосочетаний при составлении предложений.

Логопед. 

Ваша задача – составить из этих слов словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

        Свежий                                 ружье

        Полезное                                 ветер

        Железное                                 кольцо

        Пассажирский                            поезд

        Заряженное                            занятие                        

(Дети выполняют задание).

Логопед. 

- Прочитайте полученные словосочетания. Составьте с этими словосочетаниями предложения.

                               Гимнастика для глаз:

“Глазки крепко закрываем,

дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

и работать продолжаем!”

11. Дифференциация в предложениях.

Тому тя…ело, кто помнит  …ло.

…лой человек не про…ивет в добре век.

Доброго чтут, а …лого не …алуют.

Добро на….ивай, а …ло …абывай.

А вы совершаете добрые поступки? Какие?

Восстановление пропущенных букв в пословицах, объяснение их смысла.

12.Текст с ошибками.

Дидактичепкое упражнение «Исправь ошибку»

- Я принесла вам стихи одного мальчика. Он еще очень маленький, поэтому допускает много ошибок. Поможете ему исправить их? (Детям предлагается текст с ошибками. Они исправляют их красным фломастером).

                                           Медвезата

                                Не жнали медвезата,

                                Что колются езата,

                                И давай с ежатами

                                 Играть, как с медвезатами

                                Вдруг медвезата в слезы:

                                - Езики – жанозы!

                                Испугались езики.

                                Несут щипцы и нозики.

                                И давай по штучке

                                Вынимать колючки.

13. Деформированный текст.

Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске).

                                                  Зайка.

Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охотник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

                  14. Развитие связной речи: Работа с текстом.

Ёжик.

Каждый зверь умеет спасаться от врагов. Зайку выручают быстрые ноги, белка вмиг залезет на дерево. А у ёжика своя защита - колючки. Но не всегда острые иглы выручают из беды. Хитрая лиса может закатить ежа в лужу. Только он поплывёт, как лиса схватит его за мордочку и съест.

1. Логопед читает текст по ходу выставляя картинки:

ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЁЖ, ЛИСА.

Обобщение: - какие это животные? (дикие)

2. Учащиеся самостоятельно читают текст. Вставляют пропущенные буквы З и Ж в текст.

3. Развитие образной речи. Составление и проверка синквейна.

Учащиеся выбирают себе одно из этих животных (картинку) и составляют мини-описание рассказ по определённому плану.

1 строка – существительное (тема)

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка - фраза (предложение) из 4 слов

5 строка - существительное – заключение

Например: 1. Лиса.

2. Рыжая, хитрая.

3. Бегает, ворует, ловит.

4. У лисы маленькие лисята.

5. Лес.

Итог урока. – Над какими звуками работали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...