Звук и буква «С»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Гусейнова Елена Вячеславовна

Закрепление знаний  о звуке и букве С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Автоматизации звука «С» в слогах и словах.

«Путешествие кляксы».

Цель: закрепить произношение звука «С» в слогах и словах.

Задачи:

- Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»;
  • Автоматизация звука [С] в слогах и словах;
  • Учить договаривать слова;
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах;
  • Упражнять в образовании существительных единственного числа, в В. падеже;
  • Учить определять место звука в слове.

- Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие мелкой моторики, самомассаж лица, развитие внимания, мышления.

- Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
  • Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.
  • Воспитание  усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование: зеркало, игра «рыбалка», синий карандаш.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуй Слава! Сегодня мы с тобой отправимся в гости, а вот к кому, ты узнаешь, отгадав загадку:  

У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
 (ХУДОЖНИК)

- Правильно это художник (вывешиваю на доску картину)

- Ой, посмотри, художник писал картину, но неожиданно у него упала кисточка с синей краской и получилась вот такая синяя клякса. Клякса ожила, и ей стало скучно на листе, и она отправилась в путешествие.

2. Развитие мелкой моторики.

Навстречу кляксе выкатились колючие ежики, давай с ними поиграем:

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) 
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) 
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) 
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на иголочки) 
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) 
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) 
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) 
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) 

3. Артикуляционные упражнения и самомассаж лица.

Попала Клякса в комнату кривых зеркал! И отражение кляксы принимает разнообразные формы: в заборчик, лопаточку, горку, качели, зубную щетку. Ребенок выполняет артикуляционные упражнения, картинки к которым показывает логопед.

Покривлялась клякса и пошла на улицу.

А там начался дождик. (упр: точечный массаж лица)

Капля первая упала – кап!        Разглаживаем одну бровь

И вторая побежала – кап!        Разглаживаем вторую бровь

Капельки кап – кап запели,     Разглаживаем крылья носа

Намочились лица,                    Поглаживаем лоб от середины и ведем до подбородка

Мы их вытерли слегка….        Трем щеки

Плечами дружно поведем,      Поднимаем плечи 

И все капельки стряхнем.       Встряхивание  капель со щек.

Начался сильный дождик, потекли ручьи. Испугалась клякса, что ее смоет, спряталась под зонтик и стала передразнивать ручей: «С-С-С, С-С-С».

Чтобы прогулка вместе с кляксой была более интересной мы с тобой возьмём звук «С».

4. Игра «Договори слово»

Но вот вышло солнышко, ручьи утекли и на полянке выросли вот такие грибы. А грибы не простые, а с картинками. Я буду называть часть слова, а ты попробуй закончить слово звуком «С». А затем произнеси, какое слово получиться.

Нос, Лес, Ананас, Автобус, Глобус.

5. Игра «Рыбалка»

Молодец! Теперь Клякса отправляется в путешествие по морю.  А там много рыбы! Клякса решила наловить рыбу, но не всю, а ту, на  которой слог со звуком «С». Давай поможем кляксе.

ас – ос – ма – ра – су – сы – ан – со - ус

6. Игра «Узнай по тени»

Ну вот, на пути в лесу Кляксе встретился Лев! У него много друзей. Но они все спрятались и видны только их тени. Давай поможем Кляксе узнать по тени животного, птицу или рыбу и назвать, кого ты видишь!

Слона;

Лису;

Гуся;

Сову;

Собаку;

Сома

7. Определи место звука в слове.

Клякса приготовила тебе еще одно задание, давай определим, где стоит звук «С» в

начале, в середине или в конце слова.

Раскладываю карточки со словами – слон, лиса, гусь.

8. Оценка детской деятельности

Но вот уже стемнело, ты и Клякса прошли большой путь, но она устала и ей пора отправляться домой.  Давай поместим кляксу в ее домик на палитре. Клякса, какого цвета? Значит ее домик здесь. Тебе нужно закрасить эту ячейку, каким цветом? Тебе понравилось путешествовать, вместе с Синей Кляксой?  Какой звук ты сегодня брал с собой в путешествие?

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

в 2«А» классе.

Тема: «Автоматизация звука С в слогах и словах».

Занятие проводилось с ребенком 2 «А» класса, с диагнозом грубое системное недоразвитие речи.

Данное занятие организовано в соответствии с планом и учетом индивидуальных особенностей. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения и коррекции.  

Цель занятия: закрепить произношение звука «С» в слогах и словах.

Задачи: - Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука «С»;
  • Автоматизация звука [С] в слогах и словах;
  • Учить договаривать слова;
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах;
  • Упражнять в образовании существительных единственного числа, в В. падеже;
  • Учить определять место звука в слове.

- Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие мелкой моторики, самомассаж лица, развитие внимания, мышления.

- Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности в течение всего занятия;
  • Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка.
  • Воспитание  усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

Считаю, что поставленные цель и задачи соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве с коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачами. Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой.

В начале занятия был проведен организационный момент, который настроил ребенка на доброжелательную атмосферу на протяжении всего занятия.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности. Первое  с чего мы начали это развивали мелкую моторику рук.

При выполнении артикуляционной гимнастики, развивали подвижность губ, языка, укрепляли мышцы языка и лица. А так же для закрепления произношения звука С, проговаривали его изолированно.  

В задании «Рыбалка» учились видеть звук – С в слогах, выделять и проговаривать данный звук.

В игре «Тени» упражнялись в образовании существительных единственного числа, в В. падеже., далее развивали анализ и синтез, где ребенок определял место звука, определяя его фишками. 

Анализируя деятельность Славы, хочется отметить, что, не смотря на его быструю утомляемость, с заданиями он справился. Имеющиеся  знания и умения, использовал в полной мере. На занятии был внимателен, организован.  

Считаю, что коррекционно-развивающие задачи выполнены практически в полном объеме и цель занятия достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...