Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Конспект занятия содержит дифференциацию шипящих звуков изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Содержание занятия рекомендовано для обучающихся 1 класса для детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_po_logopedii.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков {Ш}-{Ж}
Подготовила: учитель-логопед Г.А. Малахова
2020
Цель: учить детей различать звуки {ш}-{ж} изолированно, в слогах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: Развивать у учащихся умения правильно писать сочетания жи-ши.
Развивать пространственные представления.
Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: кубики с буквами, раздаточный материал: картинки с изображением предметов, звуковые линейки, зеркало, цветовые символы звуков, полоски для изображения предложений.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Отгадайте загадку:
Живет в норке,
Грызет корки,
Небольшие ножки,
Боится кошки. (Мышка)
В каких сказках живет мышь? Назовите персонажей сказки «Репка».
2. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: бабка- бабушка, дедка- дедушка, кошка- кошечка и др.
3. Выделение звука {ш} в словах «Поймаем звук». Я буду называть слова, где вы услышите звук {ш}, хлопните в ладоши.
4. Обобщение слов: собачка, кошка, мышка (животные).
Назовите первый звук в слове животные.
II. Сообщение темы занятия
Ребята, как вы думаете, о каких звуках сегодня мы будем говорить?
Они обозначаются буквами Ш и Ж.
Сегодня мы откроем школу для животных. Сами поучимся и животных научим различать, правильно произносить эти звуки, правильно писать буквосочетания.
III. Сравнение звуков ш-ж по артикуляции и акустическим признакам.
По звучанию, на что похож звук {ш}?
Пошипим тихо, громко.
На что похож звук {ж}?
Возьмите зеркало и произнесите эти звуки протяжно, отрывисто: ш-ш-ш; ж-ж-ж.
Что делают наши губы, язык, зубы?
Приложите руку к горлышку. Как мы произносим эти звуки? (с голосом и без голоса)
Что общего у звуков ш-ж? (Они оба согласные, твердые.)
Чем отличаются? (Звук {ш} –глухой, а звук {ж}- звонкий.
III. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в слогах
1. Чтение слогов по слоговой таблице:
ШО | ШЕ | ШИШ |
ЖО | ЖЕ | ЖИШ |
ША | ШИ | ШЕШ |
ЖА | ЖИ | ЖЕШ |
ШУ | ШАШ | ШОШ |
ЖУ | ЖАШ | ЖОШ |
2. Звуковая схема слов: ЖУК, ШАЛЬ
Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько букв? Сколько звуков?
Где стоит звук {Ш}, {Ж}?
IV. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в словах
1. Игра «Угадай предмет»
Придумаем конец слова со звуком {Ш}, {Ж}: ЛУ(ЖА), ЛАП(ША), КА(ША), У(ЖИ), Е(ЖИ)
2. Слова-перевертыши: Сделайте первый слог вторым.
Прочитайте новое слово. Объясните лексическое значение новых слов. НАШИ, КАМЫШ, ЖИЛЫ
3. Вставьте нужный слог (жи-ши):
ЛЫ… МЫ… ГРУ…. МАЛЫ…. НО…. У…….
V. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в предложениях
1. Составьте предложение по картинке, составьте его схему:
Кошка поймала мышку.
Даша ест грушу.
Бабушка вяжет шарф.
Лягушка живет в болоте.
2. Анализ и синтез предложений.
Проговорите скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса.
Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
VI. Итог занятия
Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
Чем они похожи и чем отличаются?
В чем особенность этих звуков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)
Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь ] в слогах,словах и предложениях. 2....
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] - [С], [З\']- [С\'].
Дифференциация звуков [З]- [С], [З\']- [С\']....
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"
Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия "День рождения звука: Р"
Логопедическое занятие направлено на автоматизацию звука:Р, на уровне слова, предложения, чистоговорки. Занятие построено в игровом ракурсе, в форме проведения, дня рождения звука: Р. Увле...
конспект логопедического занятия "Как вызвать звук Р ?"
Привожу пример проиллюстрированного ,опробованного на практике занятия по подготовке к постановке звука р....
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...