Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Малахова Галина Алексеевна

Конспект занятия содержит дифференциацию шипящих звуков изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Содержание занятия рекомендовано для обучающихся 1 класса для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_po_logopedii.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков {Ш}-{Ж}

Подготовила: учитель-логопед Г.А. Малахова

2020

Цель: учить детей различать звуки {ш}-{ж} изолированно, в слогах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: Развивать у учащихся умения правильно писать сочетания жи-ши.

Развивать пространственные представления.

Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: кубики с буквами, раздаточный материал: картинки с изображением предметов, звуковые линейки, зеркало, цветовые символы звуков, полоски для изображения предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Отгадайте загадку:

Живет в норке,

Грызет корки,

Небольшие ножки,

Боится кошки. (Мышка)

В каких сказках живет мышь? Назовите персонажей сказки «Репка».

2. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом: бабка- бабушка, дедка- дедушка, кошка- кошечка и др.

3. Выделение звука {ш} в словах «Поймаем звук». Я буду называть слова, где вы услышите звук {ш}, хлопните в ладоши.

4. Обобщение слов: собачка, кошка, мышка (животные).

Назовите первый звук в слове животные.

II. Сообщение темы занятия

Ребята, как вы думаете, о каких звуках сегодня мы будем говорить?

Они обозначаются буквами Ш и Ж.

Сегодня мы откроем школу для животных. Сами поучимся и животных научим различать, правильно произносить эти звуки, правильно писать буквосочетания.

III. Сравнение звуков ш-ж по артикуляции и акустическим признакам.

По звучанию, на что похож звук {ш}?

Пошипим тихо, громко.

На что похож звук {ж}?

Возьмите зеркало  и произнесите эти звуки протяжно, отрывисто: ш-ш-ш; ж-ж-ж.

Что делают наши губы, язык, зубы?

Приложите руку к горлышку. Как мы произносим эти звуки? (с голосом и без голоса)

Что общего у звуков ш-ж? (Они оба согласные, твердые.)

Чем отличаются? (Звук {ш} –глухой, а звук {ж}- звонкий.

III. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице:

ШО

ШЕ

ШИШ

ЖО

ЖЕ

ЖИШ

ША

ШИ

ШЕШ

ЖА

ЖИ

ЖЕШ

ШУ

ШАШ

ШОШ

ЖУ

ЖАШ

ЖОШ

2. Звуковая  схема слов: ЖУК, ШАЛЬ

Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько букв? Сколько звуков?

Где стоит звук {Ш}, {Ж}?

IV. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в словах

1. Игра «Угадай предмет»

Придумаем конец слова со звуком {Ш}, {Ж}: ЛУ(ЖА), ЛАП(ША), КА(ША), У(ЖИ), Е(ЖИ)

2. Слова-перевертыши: Сделайте первый слог вторым.

Прочитайте новое слово. Объясните лексическое значение новых слов. НАШИ, КАМЫШ, ЖИЛЫ

3. Вставьте нужный слог (жи-ши):

ЛЫ…         МЫ…       ГРУ….        МАЛЫ….        НО….      У…….

V. Дифференциация звуков {ш}-{ж} в предложениях

1. Составьте предложение по картинке, составьте его схему:

Кошка поймала мышку.

Даша ест грушу.

Бабушка вяжет шарф.

Лягушка живет в болоте.

2. Анализ и синтез предложений.

Проговорите скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса.

Хорош пирожок, внутри творожок,

Ты скушай на ужин его, мой дружок!

VI. Итог занятия

Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

Чем они похожи и чем отличаются?

В чем особенность этих звуков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЗВУКИ [З] [ЗЬ].БУКВА З" в группе для детей с ОНР (1 класс)

Задачи:1. закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [з зь  ] в слогах,словах и предложениях.               2....

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква Р"

Тема: «Звук и буква Р»Лексическая тема: «Птицы»Грамматический строй: образование притяжательных прилагательных.Цель:Четкое произнесение и характеристика звука [Р];Выделение согласного звука [Р] в слов...

Конспект логопедического занятия "День рождения звука: Р"

Логопедическое  занятие направлено на автоматизацию звука:Р, на уровне слова, предложения, чистоговорки. Занятие построено в  игровом ракурсе, в форме проведения, дня рождения звука: Р. Увле...

конспект логопедического занятия "Как вызвать звук Р ?"

Привожу пример проиллюстрированного ,опробованного на практике занятия по подготовке к постановке звука р....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...