Звуки С-Ц
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Сингатуллина Алсу Ильясовна

На занятии  обучающиеся 3 класса учатся дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_ts_2.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

                                         

   

Подготовила учитель-логопед

Сингатуллина Алсу Ильясовна

                                                             

Набережные Челны

2021 год

Тема: Звуки [С]-[Ц].

Цель: учить дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- уточнение и сравнение артикуляции звуков [c]-[ц];

- закрепление знаний о характеристике звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие зрительного внимания и зрительной памяти;

- расширение и активизация словарного запаса по теме «Птицы»;

- развитие мелкой моторики и тактильного ощущения.

Воспитательные:

- воспитание культуры речевого общения;

- воспитать внимательное и бережное отношение птицам.

УУД:

Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям;

- самостоятельно оценивать свою работу.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

Познавательные:

- сравнивать и сгруппировать звуки и их образы;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные:

- участвовать в беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Оборудование: индивидуальные зеркала; предметные картинки: «Птицы»; карточки со словами, схемы звуков; буквы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро» (утром)

«Добрый день» (днем)

«Добрый вечер» (вечером).

Давайте, мы тоже поздороваемся друг с другом и гостями.

Добрый день и солнцу, и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

Добрый день нашим гостям.

Вот мы поздоровались. Пусть этот день вам, ребята, и нашим гостям будет добрым.

2. Психологический настрой.

  Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Громко, четко говорим,

  Никуда мы не спешим.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для свистящих звуков.

 «Заборчик», «Лошадка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье».

4. Знакомство с гостями занятия.

Переставляя слоги, составьте слово. (НИ, СИ, ЦА) Составив слово вы узнаете, кто к нам на занятие придет в гости.

Дети отгадывают слово. СИНИЦА – Это кто? (Птица)

Выставляется картинка синицы.

- Эта птица перелетная или зимующая?

-

- О ком мы сегодня будем говорить?

-

- Как живется зимующим птицам зимой?

-

- Легко ли им найти корм?

-

- Как можно помочь птицам зимой?

-

- Кто сделал дома кормушку и кормит птиц?

-

- Молодцы, ребята, что помогаете птицам, кормите их.

Но сегодня на занятии ваша помощь птицам это правильный ответ на вопросы и

правильное выполнение заданий.

–Кто же к нам придет на занятие?

- Зимующие птицы.

Все они с заданиями придут, а вы будете их выполнять. Готовы?

II. Основная часть.

Вот задание синицы.

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков.

Назовите в названии согласные звуки. (С, Н, Ц)

Какой звук лишний? (Н)

Почему?

Работа над артикуляцией звуков и их характеристикой.

(Работать по наглядности) Заполнить таблицу.

[С]

[Ц]

губы

Растянуты в улыбку

Растянуты в улыбку

зубы

Заборчиком со щелью

Заборчиком со щелью

язык

Кончик за нижними зубами

Передняя часть спинки

языка смыкается с

твердым небом.

Воздушная струя

холодная

теплая

Также заполнить таблицу по характеристике звуков.

[С] – согласный, глухой, мягкий.

[Ц] – согласный, глухой, твердый.

Вот вы выполнили задание синицы. Молодцы!

Физкультминутка

Встали. Сделаем разминку.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

2. Соотнесение звука с буквой.

А теперь отгадайте, кто же нам прилетел?

Отгадывание загадки.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) Выставляется картинка.

Задание Сороки.

Уточнение понятий твердый и мягкий.

Работа в парах.

Чтобы хорошо запомнить буквы, вы их закрасите карандашами.

1-ая пара – Букву С синим цветом.

2-ая пара – зеленым цветом.

3-ья пара – Букву Ц синим цветом.

- Букву Ц будем закрашивать зеленым цветом? (нет)

- Почему? (зеленым цветом закрашивают мягкий согласный звук, а звук Ц не бывает мягким, он всегда твердый.) Молодцы!

3. Дифференциация звуков [С] и [Ц] в слогах.

Знакомьтесь со следующей нашей гостей.

Она летом у нас не бывает, прилетает только зимой. Кто же это? (снегирь) Выставляется картинка.

А вот задание снегиря.

а) Чтение слогов по таблице.

Обратить внимание на правильное произношение звуков при чтении слогов и на твердое произнесение звука Ц с гласными 2-го ряда.

б) развитие фонематического слуха.

Игра «Наоборот»

Логопед произносит слог со звуком С, а дети со звуком Ц, для закрепления произношения звука Ц.

Логопед: СА-СА-СА.                        учащиеся: ЦА-ЦА-ЦА,

                СО-СО-СО                                          ЦО-ЦО-ЦО

                СУ-СУ-СУ                                           ЦУ-ЦУ-ЦУ

                СИ-СИ-СИ                                          ЦИ-ЦИ-ЦИ

Хорошо справились с заданием снегиря. Снегирь рад, что вы правильно произносите звуки С и Ц, поэтому правильно читаете слоги.

4. Дифференциация звуков [с - ц] в словах.

Отгадайте загадку и узнаете следующего гостя.

Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло – ляжет спать в дупло. (Сова) Выставляется картинка.

а) Игра «Соедини слоги» Работа в группах

Детям предлагаются таблица. Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова.

1-ая группа – слова со слогами СА, СО, СЫ.

2-ая группа – слова со слогами ЦА, ЦО, ЦЫ

3-ая группа – слова со слогами СА, СО, СЫ.

КОЛЕ                 ЦО

ОВ                     СЫ

БУ                      СА

ЛИ                      ЦЫ

ПАЛЬ                 СО

РО                      ЦА

Физкультминутка – игра «Слушай, делай»

Руки в стороны, вперед.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидали,

А потом присели, встали

И садимся на места.

5. Дифференциация звуков [с - ц] в предложениях.

Составление предложений.

6. Дифференциация звуков [с - ц] в тексте.

Опять кто прилетел к нам? Показать картинку, и дети называют. (Синица)

Синица просит вас прочитать ей текст про нее.

Чтение текста и ответы на вопросы по прочитанному.

Песенка ручейка и синицы.

Бежит ручеек по лесу и без устали поет свою веселую песенку: «С-с-с». Прилетела к ручейку птица синица. Напилась синица холодной водицы, дальше полетела и тоже весело запела: «Ц-ц-ц».

Вопросы.

-Как поет ручеек?

-

- Как поет птица синица?

-

-Чем похожи и чем отличаются песенки ручейка и птицы синицы?

-

III. итог.

-Какие звуки научились различать?

-

- Что понравилось на занятии?

-

- Молодцы, ребята, очень хорошо помогли птицам. Дома тоже им помогайте. У кого есть кормушка туда кладите им еду. А у кого нет кормушки, сделайте.

Занятие окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...