Звук и буква С
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Малышева Елена Андреевна

Цель – знакомство со звуком и буквой «С».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bukva_s.docx95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению

«Звук и буква С».


Цель – знакомство со звуком и буквой «С».

Задачи: 1.Формирование представления о звуке и букве «С»; узнавание, различение буквы среди других букв;

2.Развитие и коррекция фонематического слуха, внимания, речи; расширение знаний об окружающей действительности;

3.Воспитание самостоятельности, мотивации к предмету.

Ход урока:

Орг.момент:

-Прозвенел звонок и смолк.Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.

-Ребята, какое у нас сейчас время года?-Какой месяц? День недели? Какой урок?

-Молодцы!

Речевая зарядка.

-Чтобы успешно заниматься на уроке,Подготовим язычок к работе.

Упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата.

Заборчик"

      Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Уголки губ максимально разведены. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.  Счет до 10.

Трубочка"

Чередовать " Заборчик" - " Трубочка".

Упражнения выполнять поочередно " Заборчик" - " Трубочка". Губы удерживать в каждой позиции 3-5 секунд.

"Накажем непослушный язычок"

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя...». 

«Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий  передний  край языка на нижнюю губу.

"Почистим нижние зубки"

Пальчиковая гимнастика.

-  Пальчик, мальчик,

      Где ты был?

      -  С этим братцем – в лес ходил.

(Показать указательный палец.)

      -  С этим братцем -  щи варил.

(Показать средний палец.)

      -  С этим братцем -  кашу ел.

 (Показать безымянный палец.)

      -  С этим братцем -  песни пел.

(Показать мизинец.)


Повторение пройденного материала:

-На уроках чтения мы с вами уже познакомились с некоторыми буквами. Давайте вспомним, какие 2 домика есть в нашей Стране Букв? Вот красный домик, а вот синий домик! В красном домике живут гласные буковки, это те буквы при произношении которых воздух выходит без преград! А это синий домик, в нем живут согласные буковки, когда мы произносим эти буквы, воздух встречает преграду – губы, зубы, язык. Давайте вспомним какие буковки мы с вами уже знаем! (находим буквы в коробке, произносим, поселяем в «домик»; дети работают у доски)

-Молодцы, а еще мы знаем, что все буквы в Стране Букв любят вместе гулять и дружат! Давайте сейчас насчет «3» буковки возьмутся за руки, а мы попробуем прочитать, какие слоги получатся! (педагог на доске составляет слоги из изученных букв, а дети читают их по индивидуальным карточкам:АМ, МУ, ОМ, МА)

Динамическая пауза:

-Пришло время немного отдохнуть! Давайте поиграем в игру «Погода в Стране Букв»: представим, что в стране светит солнышко (растопырили пальчики), солнышко ушло и вышли тучки (закрыли глазки руками), после тучек пошел дождик (постучали пальчиками по столу), пришла зима и выпал снежок (потрясли ручками), снежок упал к нам на ладошки (подули на ладошку), стало очень холодно (греем ручки, потирая их друг об друга).

Сообщение темы урока.

-Я вам приготовила загадки. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем меня внимательно.

1.Отгадывание загадок.

Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)

Верещунья белобока,  а зовут её … (сорока)

-Молодцы ребята! Ответы правильные.

-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)

-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)

-Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (о звуке с).

-Правильно!

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому   выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

- боковые края языка прилегают к внутренней стороне   верхних коренных зубов;

- нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке   глотки, так что образует препятствие для выхода    воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

Игра «Поймай звук».

-Хлопайте, если услышите в слове звук [с]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

Послушайте стихотворение:

Солнце светит ясно –

Все у нас прекрасно!

Солнце спряталось за лес,

Месяц светит буквой С.

-Отлично, ребята, это буква С! Посмотрите, на что похожа эта буква? Эта буква похожа на месяц, который светит нам с неба ночью! (показывается картинка месяца, дети проводят по месяцу пальцем)

Молодцы, давайте теперь проверим, в какой же домик мы поселим нашу букву С? В красный или в синий? Для того, чтобы узнать, нам нужно ее произнести! (звукопроизношение/артикуляция звука С) Когда мы произносим буковку «С», то воздух встречает преграду – зубы, значит эта буковка согласная и обозначается синим цветом! Давайте поселим ее в домик! (поселение буквы «С» в домик согласных букв)

-Для того, чтобы мы лучше запомнили, что это согласная буква и обозначается синим цветом, давайте ее раскрасим! (дети раскрашивают шаблон буквы «С» синим карандашом)

Слон стоит такой большой,

Он качает головой,

Букву «С» он дарит нам,

Та же «О», но пополам.

-Ребята, послушайте внимательно слово «СЛОН», слышите там букву «С»? (педагог несколько раз произносит слово «СЛОН», затем раздает индивидуальные карточки) Посмотрите на наши карточки, давайте вместе найдем в слове «СЛОН» буковку С. Молодцы!


Закрепление нового материала:
Речевая зарядка.

Са-саса — в лесу бегает лиса.

Со-со-со— у Вовы колесо.

Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.

Су-су-су — холодно в лесу.

Выкладывание буквы «С» из фасоли на основу;

Письмо буквы «С» в воздухе, на песочной терапии.

-Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня поработали!

Итог урока.

- С какой буквой сегодня  познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

- Чему научились на уроке?

- Что интересное было на уроке?

                 https://media.istockphoto.com/photos/asian-elephant-isolated-on-white-picture-id1170498618?k=6&m=1170498618&s=612x612&w=0&h=6OqHMkjOIaYlIV1hFWfMxaTIeOWTCOHGoXGg1UH4o2o=

СЛОН

    https://media.istockphoto.com/photos/asian-elephant-isolated-on-white-picture-id1170498618?k=6&m=1170498618&s=612x612&w=0&h=6OqHMkjOIaYlIV1hFWfMxaTIeOWTCOHGoXGg1UH4o2o=

СЛОН

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614547271_64-p-luna-na-belom-fone-79.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...