Развитие слухового восприятия у детей с ОНР
консультация по логопедии (1 класс)

Леонтьева Марина Сергеевна

Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по развитию у учащихся слухового восприятия и звукового анализа.

Задача логопеда при проведении коррекционных занятий заключается в развитии у ученика умения вслушиваться в произнесённое им слово, слышать в нём отдельные звуки, отделять их друг от друга, определять количество и    последовательность звуков в слове.

При работе над слуховым восприятием должны строго соблюдаться этапы в применении тех упражнений, которые логопед предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других звуков. для этого можно использовать такое упражнение: произносить подряд несколько звуков 4-5, среди которых находится и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и похлопать в ладоши, когда он услышит нужный звук. Чтобы ребёнку было легче сориентироваться, логопед на первых 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._mart.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с ОНР

Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по развитию у учащихся слухового восприятия и звукового анализа.

Задача логопеда при проведении коррекционных занятий заключается в развитии у ученика умения вслушиваться в произнесённое им слово, слышать в нём отдельные звуки, отделять их друг от друга, определять количество и последовательность звуков в слове.

При работе над слуховым восприятием должны строго соблюдаться этапы в применении тех упражнений, которые логопед предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других звуков. для этого можно использовать такое упражнение: произносить подряд несколько звуков 4-5, среди которых находится и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и похлопать в ладоши, когда он услышит нужный звук. Чтобы ребёнку было легче сориентироваться, логопед на первых порах выделяет этот звук голосом.

Второй этап- это работа по различению звуков в словах. Предлагаю проводить следующее упражнение: ученику предлагают прослушать слова, которые произносит логопед и хлопнуть в ладоши, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком; логопед называет 3-5 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук, по просьбе логопеда повторяет эти слова.

Третий этап - это различение звуков в предложениях. нужно дать послушать детям научатся связный текст, в котором они должны выбрать слова с нужным звуком и правильно его произнести.

Затем следует научить детей различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Предлагаю использовать следующее упражнение: предложить ребёнку несколько предметных картинок с изображением предметов. Ученики должны произнести названия всех картинок и самостоятельно отобрать те из них, те которые начинаются с нужного звука.

Лишь после того как дети самостоятельно различать изучаемый звук в чужой и собственной речи, можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль каждого звука в слове.

Для этого предлагаю проводить упражнения на изменение звуковой формы слова путём изменения одного звука (ром- сом- ком).

Вначале подбираем слова для упражнений, где звук стоит в начале слов в сочетании с гласной, в этой позиции звук легче различается.

Затем подбираем слова, где звук стоит в конце, кроме звонких звуков, которые в конце слова оглушаются.

Лишь после этого звук выделяется из середины анализируемого слова.

Последний этап работы над звуком -это выделение его из сочетания согласных в слоге.

Для облегчения различения звуков в слове можно использовать схемы, где особым цветом выделяется изучаемый звук.

На основе схемы звукового состава слова ребёнок устанавливает порядок звуков в нём и одновременно определяет, какое место занимает в слове изучаемый звук.

На следующем этапе коррекционного обучения учащийся пользуется громким проговаривание слова для вычленения в нём отдельных звуков. И, наконец, действия по звуковому анализу происходят в умственном плане. На закрепление можно использовать такие упражнения: " Назови пятый звук в слове" или " какой звук стоит после..., до...?".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития слухового восприятия и обучения речи детей с глухотой.

Раскрыты задачи и особенности развития слухового восприятия и обучения речи детей с глухотой....

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Эффективность развития слухового восприятия речи у детей с недостатками слуха

В данной презентации представлен методический материал по развитию слухового восприятия.Презентация раскрывает:-цели, задачи, -условия работы,-учет состояния слуха,-критерии отбора речевого матер...

Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке

Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке"...