Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

В работе указаны причины возникновения оптической дисграфии, методы работы с детьми с данной патологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система логопедической работы по коррекции оптической дисграфии

Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое проявляется в специфических ошибках, не связанных с овладением орфографическими правилами. Оптическая дисгарфия является одной из видов дисграфий. Следует уточнить, что ошибки на письме проявляются у гласных и согласных в сильных орфографических позициях   - у гласных под ударением и у согласных в связке с последующей гласной. Не берутся в расчет ошибки в написании безударных гласных, парных согласных в слабой позиции и словарных слов.

Возникновение оптической дисграфии связано с недоразвитием зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти, неточностью представлений ребенка о форме, цвете и величине предметов. На письме мы это можем увидеть в заменах и искажениях графического образа букв. Замена букв происходит по следующим направлениям:

  • Зрительно-пространственные  ошибки - отзеркаливание букв (Замена Э-С, З – Е)
  • Зрительно-моторные ошибки - смешения оптически сходных букв (замены у – д, д – в, ф - р)
  • Моторные ошибки - ошибки двигательного запуска (замены п –т, б-д)
  • Прописывание лишних элементов при воспроизведении букв или наоборот недописывание отдельных элементов букв (замены х-ж, и-у, л-м, и-ш, я - л)

При проведении логопедиччсекой диагностики для исключения нарушений слуха и зрения необходимо проконсультироваться у врачей соответствующего профиля.

Логопедическое обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов: изучение анамнеза ребенка для выяснения возможных причин дисграфии, обследование артикуляционной функции, определение ведущей руки; оценка состояния процессов фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; специфики лексико-грамматической стороны речи.

После изучения сформированности устной речи логопед может переходить к обследованию письменной речи в зависимости от возраста и графических способностей ребенка (списывание печатного и рукописного текста, диктант, составление рассказа по картинке, чтение).

На основании анализа полученных данных специалист может вынести логопедическое заключение.

Для  экспресс-диагностикиможно попросить ребенка выполнить экспресс-тестна оптическуюформу дисграфии

Для этих целей можно использовать экспресс-диагностику письменной речи младших школьников (по Садовниковой И.Н.)

Контрольное списывание.

Норма (8-10 баллов)

10 баллов правильное и точное воспроизведение букв, слов, текста.

8 баллов наличие только орфографических ошибок в словах.

Средний уровень (4-6 баллов)

6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

Низкий уровень (0-2 балла)

2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов - задание не выполнено.

Материал для обследования состояния письма.

1.                 Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ, жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон, майка, осень, вечер, жёлудь, вагон, индюк, бабочка.

В зависимости от возраста учитель-логопед может выделить или подчеркнуть необходимые для списывания слова.

2.                 Списать слова, написанные печатным шрифтом:

плащ, крот, аист, флажок, насекомое, берёзка, лесенка, ученик, трещина, веселье.

3.                 Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк. Например: б, -,  е, ж, , ы, х и т. д.

4.                 Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, 3, Г, С, Р, Л, Ц, Б.

Каждая буква должна быть написана отдельно. В случае, если ребенок не помнит, как пишется определенная буква, вместо нее должен остаться прочерк.

5.      Записать под диктовку слоги: ор, ми, ся, уп, оде, сту, окн, злы, апт, жде, круп, взле, пни, хвы, урн, коч, оста, жади, щац.

6.     Записать под диктовку слова: шар, стул, грач, пишу, сила, книга, правда, клубок, трава, упал, берёза, ступенечка, пружина, больной, убегать.

7.     Записать предложение после однократного прослушивания: У ёлки пушистый зайчик.

8.     Списать печатный текст (1 класс).

Кошка и птичка.

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

В зависимости от возраста подбирается соответствующий текст.

9.     Списать рукописный текст (2 класс, начало учебного года).

Щенок.

У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.

Для учащихся других классов используются более сложные и объемные тексты.

Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной. Целями подготовительного этапа являются:

  • развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (цвета, формы, размера и величины предметов)
  • развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета, формы, величины букв)
  • развитие зрительного анализа и синтеза (уточнение и расширение объема зрительной памяти,
  • формирование и развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги)
  • формирование речевых инструментов для обозначения пространственных отношений.

Целью основного этапа  логопедической работы с детьми с оптической дисграфией является дифференциация смешиваемых букв, начиная с уровня буквы и заканчивая предложением и текстом.

Можно начинать логопедическое занятие с упражнения «Корректурные пробы», которое позволит учителю-логопеду настроить ребенка на занятие и одновременно настроит работу и его зрительную систему.

Вся работа по коррекции ведется по направлению: «от малого к большому» - от работы на уровне буквы к предложению.

1 уровень – уровень букв. На этом этапе детям предлагаются следующие задания:

  • письмо смешиваемых букв на различных крупах (рис, гречка, манка)
  • дописывание элементов букв в ряде общих символов (например, заготовить ряд прописаных букв О и попросить ребенка в определенной последовательности превращать букву О в прописные Б иди Д);
  • поэлементная запись букв с проговариванием.

2 уровень – уровень слогов. Здесь так же можно использовать дописывание букв в слогах, написание слогов с оппозиционными буквами в два столбика, написание слов через зеркало.

3 уровень- уровень слов и словосочетаний. На данном этапе школьнику можно предложить следующие виды заданий:

  • вставить смешиваемые буквы в слова и словосочетания;
  • написание слов и словосочетаний в два столбика;
  • схематичное изображение слова с последующей расшифровкой. (заменить букву П цифрой 2, а Т – 3);
  • исправление изначально неверное написания лексического материала
  • отделение слов от псевдослов, поиск слов среди буквенного ряда

4 уровень – уровень предложений и текста. Происходит окончательное усложнение предъявляемого речевого материала, используются следующие задания:

  • нахождение дифференцируемых букв в предложениях и текст, их выделение (обводка или подчеркивание);
  • написание под диктовку лексического материала, содержащего высокое числа оппозиционных букв;
  • чтение «заколдованных текстов»: сплошного текста с нарушенными границами слов; чтение строчек наоборот по буквам, по словам.

Профилактику оптической дисграфии можно начинать еще в дошкольном возрасте с развития у ребенка психических функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и чтения.

Работа с дошкольниками ведется в привычной им игровой форме и включает в себя следующие задачи: развитие зрительного восприятия и памяти, формирование пространственных представлений, развитие зрительно-моторной координации. Воспользовавшись современными источниками информации заинтресованный педагог или родитель найдет огромное количество игр, пособий и заданий, которые помогут им решить все эти задачи.

Библиография:

1. Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма. - М.: Просвещение, 2003.

2. Асташина И.В. Почему ребенок путает буквы, или Оптическая дисграфия. Профилактика нарушений письма у школьников. – М.: Феникс, 2022.

3. Олеся Романович: 50 игровых заданий для развития зрительно-пространственных представлений. – М.: Феникс, 2022.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов - М.: Просвещение, 2004.

5. Суслова О.В., Мальм М.В. Дисграфия. Учусь различать буквы. – М.: Феникс, 2022.



Предварительный просмотр:

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.

На лесной поляне.
Бог_ан и Лю_а _ыли на лесной поляне. Там _ыло много цветов. Желтые о_уванчики, голу_ые неза_у_ки, _елые ромашки ра_овали глаз. Ря_ом _ыл пру_. По во_е плавали _елые ле_е_и. Вот прилетела _а_очка. Она села на _ерёзу. Потом полетела _альше. Бог_ан и Лю_а лю_овались приро_ой.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект индивидуального логопедического занятия по  коррекции оптической дисграфии c учащимся младшего школьного возраста с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи (3 уровень ре...

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...