Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Андрякова Екатерина Андреевна

Конспект логопедического занятия "Слоговой анализ слова" + рабочий лист к занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_slogovoy_analiz_slova.docx292.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»

Конспект открытого логопедического занятия

«Слоговой анализ слова».

Рабочий лист к логопедическому занятию

«Слоговой анализ слова».

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=58669fb44bdfdc93402a21550987fa98ef170723-7082664-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=200&h=150

                                                                                                                          Андрякова

                                                                                                       Екатерина Андреевна

                                                                                                                 учитель-логопед

Нефтеюганск

2023

Предмет: логопедическое занятие.

Класс: 1.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: развитие навыка слогового анализа слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- научить детей дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные слова;

- познакомить детей с открытыми и закрытыми слогами;

- продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию;

 Коррекционно-развивающие:

- развивать навыки слогового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание;

- активизировать словарный запас по лексической теме «Животные».

 Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки самоконтроля, положительную мотивацию к процессу обучения;

- воспитывать культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты:        

Предметные: освоить навык деления слова на слоги.

Личностные: применять полученные знания при выстраивании коммуникации с окружающими.

Познавательные: развивать познавательную активность.

Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Оборудование: схемы для обозначения открытых и закрытых слогов, индивидуальные зеркала, текст сказки «Теремок», картина с изображением сказки «Теремок», схемы слов с разным количеством слогов, рабочий лист по теме, игрушка Незнайка.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

2. Артикуляционный уклад и характеристика звуков

- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Незнайка. Он мне сегодня пожаловался, что никак не разберется, какие звуки гласные, а какие согласные. Мы с вами уже это знаем. Давайте поможем Незнайке!

- Возьмите каждый своё зеркало и произнесите звук [а], [о], [у], теперь произнесите  звук [п], [д],  [ф].  Обратить внимание на артикуляционный уклад. Как мы можем отличить гласный звук от согласного?

Гласный звук: состоит только из голоса (поётся), при произнесении гласного звука воздух проходит свободно, не встречает никакой преграды (ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язычок), гласный звук образует слог.

Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса, при произнесении согласного звука струя воздуха встречает преграду, согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Незнайка понял, что такое гласные и согласные, но у нас с вами сегодня новая тема урока. Давайте предложим Незнайке остаться и получить новые знания вместе с нами. Дифференциация слогов и слов.

Логопед: Ребята, у каждого из вас на столе лежат рабочие листы с заданиями. Задание №1.

Прочитайте слова из первого задания и определите, где слог, а где слово. Слоги обведите кружком.

ЛИСА  ДИ    СА     УС     УМ     ДОМ

МАК    ТО    ЛУК    ПУ    РА      ЁЖИК

Знакомство с открытыми и закрытыми слогами.

Логопед: Молодцы! На доске мы видим два слога МА и АМ.

МА- этот слог заканчивается на гласный, он открытый. Для обозначения открытых слогов мы будем использовать символ открытой двери, так как воздух выходит свободно при произнесении гласного звука  на конце слога, не встречая преграду на своём пути.

АМ- этот слог заканчивается на согласный, он закрытый. Для обозначения закрытых слогов мы будем использовать изображение замка, так воздух при произнесении гласного звука  на конце слога,  встречает преграду на своём пути.

Составим схемы этих слогов.

Задание №2 в рабочем листе. Записать слоги в два столбца в соответствии со схемой.

Знакомство с героями сказки «Теремок» через прослушивание отрывка сказки.

Логопед: Ребята, послушайте отрывок из сказки и запомните ее название, имена героев.

(Мышка, лягушка, петушок, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Изображения героев появляются на экране).

Физминутка «Теремок».

В чистом поле теремок, теремок (ладошки сложить домиком над головой)

Он не низок, не высок (присесть, руки вниз встать, руки вверх)

Он не узок, не широк (руки вперед перед собой, ладошками внутрь, руки в стороны).

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет? (ладошки к щекам, наклоны головы в стороны)

-Я, мышка-норушка (присесть, руки к груди встать)

-Я, лягушка-квакушка (руки вытянуть)

-Я, зайка - побегайка (ладошки на голову, помахать)

 -Я, лисичка-сестричка (руки на поясе, повороты туловища в стороны)

-Я, волчок-серый бочок (ладошками гладить бока)

Пришел медведь (наклоны туловища в стороны, шаги на месте с ноги на ногу)

Полез в теремок.

Лез, лез, лез, лез (шаги, высоко поднимая колени)

Сел и развалил теремок (сесть, руки в стороны)

И все звери разбежались (бег на месте).

Дифференциация односложных, двусложных и трехсложных слов.

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Слова состоящие из одного слога называются односложные, из двух слогов двусложные, из трех трехсложные. Перед вами на экране картинки с изображением героев сказки «Теремок». Задание № 3 рабочего листа. Рассмотрите картинки, подпишите их, соедините изображения со схемами по числу слогов в слове

Словоизменение. Превратить односложное слово в двусложное.

Логопед: Ребята, а давайте, превратим односложные слова в двусложные, перекидывая друг другу мяч.

Например: волк – волчок; ёж – ёжик; дом – домик; мышь – мышка.

ИТОГ:  Молодцы, ребята!  Давайте подведем итог нашего занятия, что нового мы сегодня узнали. Какие слоги называются открытыми и закрытыми? Какие слова называются односложными, двусложными и т.д.

Все ли задания вам удалось сегодня выполнить?

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Рабочий лист по теме «Слоговой анализ слова»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9adbe2cf243d4a3a6486850cb3b2311bc04bf482-9181195-images-thumbs&n=13

Фамилия, имя  ребенка___________________________________

Класс_____________

  1. Прочитайте слова и определите, где слог, а где слово. Слоги обведите кружком.

ЛИСА  ДИ    СА     УС     УМ     ЛАК

МАК    ТО    ЛУК    ПУ    РА      МИ

  1. Записать слоги в два столбца в соответствии со схемой.

ТА, АР, СО, МИ, УР, ОП.

______         ______

______         ______

______        ______

  1. Рассмотрите картинки, подпишите их, соедините изображения со схемами по числу слогов в слове.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4bc763713162da5740cba44d55703a6a_l-8342321-images-thumbs&n=13

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673468859_gas-kvas-com-p-lyagushonok-risunok-detskii-20.jpghttps://ladushki-club.ru/wp-content/uploads/b/b/c/bbce2874ac33d6ab12230872d6d7e883.jpeghttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673453874_gas-kvas-com-p-volk-detskii-risunok-1.png

 

 

         

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614544967_31-p-petukh-na-belom-fone-33.pnghttps://i.pinimg.com/736x/dc/e0/43/dce04373096485e8b53bc5695ef0b424.jpg

        https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9ac56ef2c7b27e62752453ed9fadf44a75ff3c54-8901624-images-thumbs&n=13

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспект логопедического занятия "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Весна, весенние месяцы."

Конспект  логопедического занятия для учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Лексическая тема: "Весна, весенние месяцы"....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Конспект логопедического занятия Анализ и синтез предложений. Профессии.

Конспект логопедического занятия" Анализ и синтез предложений".Профессии.Цель: анализировать и синтезировать предложения....