ПРИЧИНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РОСТА ЧИСЛА РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЙ
статья по логопедии

В статье представлен обзор основных причин значительного увеличения числа детей, имеющих речевые патологии, за последние десятилетия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_znachitelnogo_rosta_chisla_rechevyh_patologiy.docx95.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РОСТА ЧИСЛА РЕЧЕВЫХ ПАТОЛОГИЙ

Речь-одна из высших психических функций человека, опосредованная языком и имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированная на общение, взаимопонимание с другими людьми, а также оказывающая взаимное влияние на сознание и деятельность. Речевое общение –это уникальная способность, присущая только человеку, связанная с процессами мышления и обеспечивающая взаимодействие с помощью того или иного языка. Известно, что при неблагоприятном воздействии различных факторов речевое развитие способно нарушаться.

Нарушение речи-это различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование структур речевой организации (звуковой и смысловой) при нормальном интеллекте и слухе. О речевых патологиях известно с давних времен. Без сомнения, они существуют так же давно, как и слово человека. Греки и римляне, у которых публичные высказывания играли важную социальную роль, уже имели понятие о многих речевых проблемах. В связи с этим ещё в те далекие времена были четко сформулированы многие термины, отражающие речевые патологии. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потери голоса, потери речи, косноязычии, невнятной речи, заикании и др.

В последнее время увеличивается и стремительно растет количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Все чаще родители и педагоги стали обращать внимание на то, что дети начинают позже говорить, слабо развита связная речь, активный словарь достаточно ограничен. Специальная логопедическая помощь требуется практически в каждой группе детского сада, каждом классе начальной школы.

На данный момент около 58% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют речевые патологии. За последние два десятилетия число детей с нарушениями речи увеличилось более, чем в 6 раз.

Значительно возросло и количество «неговорящих» детей, т.е. речь которых не появляется и не развивается до трех, а порой и до четерёх-пяти лет.

Существует множество причин прогрессирующего роста логопедических проблем у детей [1]. Среди них можно выделить «биологические», воздействующие в период внутриутробного развития, родов, а также в первые месяцы жизни ребенка, и «социальные», вызванные неблагоприятным воздействием окружающей среды.

При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский)[7].

По мнению специалистов, существенное воздействие при формировании речевых патологий оказывает изменение социокультурных условий, в которых находятся дети.

Общение со взрослыми имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым[6].

Одной из главных причин возникновения речевых патологий можно назвать отсутствие систематического взаимного общения. Зачастую, мамы и папы сами, ввиду своей занятости, не имеют времени и желания общаться со своими детьми. К сожалению, во многих семьях самым простым способом «общения» с малышом является телевизор, компьютер, телефон. Ушли в прошлое чтение книг мамой, рассматривание иллюстраций, обсуждение сюжета. Современные гаджеты становятся главными собеседниками и воспитателями ребенка.

По данным ЮНЕСКО, около 93% детей 3-5 лет смотрят телевизор (телефон, планшет) около 28 часов в неделю, т.е. примерно 4 часа в день. Тогда как, на общение с ребенком у современных родителей уходит от 6 до 36 минут в будний день, на выходных семейное общение составляет в среднем 2 часа 20 минут в день. К тому же, в ходе социологического исследования, было выявлено, что около 70% родителей считают телевизор и интернет «полезными» в развитии детей, и только 10%-«вредными». По мнению большинства из них, ребенок черпает информацию из телевизионных программ, мультфильмов, развивающих видеороликов, при этом не бегает, не пристает с различными вопросами, никуда не лезет, ничего не ломает. Становится «удобным для всех». Казалось бы, идеально.

Но на самом деле, такое « идеальное» времяпрепровождение, которое устраивает и родителей и детей, таит в себе огромное количество сложностей. Помимо проблем с физическим здоровьем ребенка (серьезные нарушение зрения и испорченная осанка), все чаще страдает его психическое здоровье, в том числе и речевое развитие дошкольника или младшего школьника.

Несмотря на то, что ребенок, просматривая телевизионные передачи, слышит яркую эмоционально окрашенную речь, он не усваивает ее в должном объеме. Звучащая с экранов телевизоров, она не оказывает на дошкольника или младшего школьника особого влияния и соответственно не играет важной роли в его речевом развитии. Речь не воспринимается как обращенная именно к нему лично, она остается как бы фоном для восприятия экранных зрительных стимулов. Для ребенка, который знакомится с окружающим миром, важно не просто получение информации, но и подкрепление ее эмоциональной составляющей. Значимое влияние оказывает психологический контакт с собеседником, эмоциональный взгляд, взаимная улыбка. Кроме этого, очень часто ребенку требуется объяснение значений используемых слов. Все это способен дать малышу только взрослый. Речь малыша развивается и обогащается лишь в том случае, если с младенческого возраста с ним постоянно эмоционально разговаривают, обсуждают полученную им информацию.

В современном мире родители зачастую погружены в собственные заботы (работа, домашние хлопоты), не уделяют внимания речевым проблемам ребенка. У большого количества мам о пап формируется четкая позиция по отношению к дошкольным и школьным образовательным учреждениям: ребенок должен развиваться исключительно вне дома, для того и предназначен детский сад и школа. Также, по мнению большинства родителей, общения со сверстниками в детских учреждениях более, чем достаточно для их малыша. Исходя из этой позиции, дома создается так называемый «речевой вакуум»: ребенку не читают, с ним не общаются и не обсуждают его эмоциональные переживания. Получается, что ребенок в домашней обстановке оказывается в полной речевой тишине- без детских книжек, сказок и песенок. Естественным образом, все это сказывается на речевом развитии ребенка.

Такие исследователи, как H. M. Аксарина (1939), Е. К. Каверина (1950), Ф. И. Фрадкина (1955), Н. М. Щелованов (1938), J. L. Gewirtz, H. W. Ross, D. M. Baer, H. L. Rheingold (J. L. Gewirtz, D. M. Baer, 1958; H. L. Rheingold, 1961; H. L. Rheingold, J. L. Gewirtz, N. W. Ross, 1959), высказывают предположение, что «отставание в речевом развитии наблюдается всегда, когда ребенок на этапе общения со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном эмоциональном контакте с ними или когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты».[5]

Существует еще одна причина значительного увеличения числа речевых патологий. В своей практике логопеды все больше стали сталкиваться с тем, что родители не обращают внимание на логопедические проблемы своих детей, объясняя ошибки маленьким возрастом и надеясь, что малыш «перерастет» и речь самостоятельно придет в норму. Родители надеются, что речевые нарушения исчезнут сами по себе, не заостряют на них свое внимание и, следовательно, не получают вовремя необходимую коррекционную помощь. Драгоценное время бывает безвозвратно упущено.

Существует и другая сторона проблемы роста речевых патологий. По данным Росстата, на протяжении многих лет увеличивается количество так называемых «поздних» мам, т. е. женщин ставших впервые матерью после 30-40 лет.

04-zags-grafik-4

Ребенок, как правило, оказывается долгожданным, «выстраданным». Родители окружают его повышенным вниманием, они готовы помогать и выполнять все его желания, делать всё за малыша и даже говорить за него. Вследствие данных условий, у ребенка не возникает даже мотивированных попыток что- то сказать, достаточно показать на предмет указательным жестом. Стремясь оградить малыша от элементарных сложностей, родители, предугадывая каждое его желание, не позволяют изучать окружающий мир и тем самым планомерно развивать речь. Любознательность постепенно угасает, необходимость речевого развития отпадает. Речь не формируется вовремя, что влечет за собой серьезные нарушения.

Конечно же, не только социальные факторы оказывают влияние на возникновение речевых патологий. Известно огромное количество биологических воздействий.

Это и наследственная предрасположенность, и перенесенные заболевания матери во время беременности, травмы ребенка в первые годы жизни, неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к различным речевым патологиям [2].

За последнее время увеличилось число детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. Медицина с каждым годом всё больше развивается, появляются новые возможности сохранения жизни детей с низкой массой тела. С 2012 года в нашей стране выхаживают детей, родившихся весом 500 грамм и более. Ежегодно в России на свет появляется около 110 тысяч детей с экстремально низкой массой тела. Получается, что уровень выживаемости таких детей значительно увеличился. Но, к сожалению, у 50% таких детей возникают проблемы со здоровьем. Это и снижение зрения, слуха, моторные нарушения, которые, в свою очередь, неизбежно влекут за собой и проблемы речевого развития.

К тому же, за последнее десятилетие участились случаи бесконтрольного приема различных медицинских препаратов [8]. Известно, что в период беременности иммунная система женщины значительно ослаблена, происходит обострение хронических заболеваний. И зачастую лечение различного рода заболеваний происходит при помощи антибиотиков, причем без назначений медицинских специалистов. А, как известно, самостоятельный бесконтрольный прием антибиотиков, особенно на ранних сроках беременности, категорически противопоказан, поскольку они обладают свойством проникать через плаценту в организм ребенка и оказывать на него негативное воздействие.

При приеме антибиотиков во время первого триместра беременности воздействие препаратов окажется самым значительным. На этом этапе происходит закладка всех органов, тканей и систем организма. Еще не сформирован защитный плацентарный барьер. Во втором и третьем триместре большое влияние прием лекарственных препаратов оказывает на развитие головного мозга, негативно влияет на развитие слухового нерва, закладку зубов и т. д. [4] Впоследствии это все значительно сказывается на формировании и развитии речи ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников и младших школьников показывает, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии, неуклонно растёт. Они составляют основную группу риска при овладении всеми компонентами устной речи, приводят к школьной неуспеваемости, особенно при освоении процессов письма и чтения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи.

Литература

  1. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
  2. Денисова О.А., Захарова Т.В., Поникарова В.Н. и др. Детская логопсихология. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2008. — 175 с.
  3. Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101. - URL (дата обращения: ).
  4. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.
  5. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.-М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
  8. Хвостикова А. А. Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №2. — С. 29-30. — URL (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими речевую патологию

Представлены рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.Группа детей с ОВЗ ...

Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.

·         Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.·...

Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией

В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьес...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...