Статья на тему: "Речевые игры и упражнения для обучающихся с нарушением интеллекта, как средство формирования профориентации в условиях логопедического сопровождения"
статья по логопедии

Речевые игры и упражнения для обучающихся с нарушением интеллекта, как средство формирования профориентации в условиях логопедического сопровождения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortman_a.a._statya.docx12.61 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения для обучающихся с нарушением интеллекта ,как средство формирования профориентации в условиях логопедического сопровождения  

   

  Ортман А.А., учитель - логопед,

ГКОУ «Котовская школа – интернат»

 anogur@mail.ru

Профилизация — это, прежде всего, знакомство с миром труда, уважительное отношение к труду и людям труда. Работа по профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, это  не только предоставление информации о мире профессий и профессиональном самоопределении, но и личностное развитие, формирование способности соотносить свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями профессии, развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. У обучающихся  с интеллектуальными нарушениями  профессиональная подготовка является достаточно сложным процессом, в котором участвуют как учителя общеобразовательной школы, так и все узкие специалисты, в том числе, учитель-логопед.  В моей  коррекционно - развивающей программе по логопедической работе с обучающими с интеллектуальными нарушениями  отдельно выделено изучение темы « Профессии». Так же расширение знаний и представлений о профессиях и, как следствие, обогащение и активизация словаря, проходит и на материалах любых тем. Например, изучая темы «Откуда хлеб пришел», «Труд людей весной» дети знакомятся с профессиями - тракторист, комбайнер, пекарь. А изучая тему «Домашние животные», дети узнают о профессиях - фермер, доярка, ветеринар; знакомятся с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, работающих в этой профессии. Еще эту тему я постоянно затрагиваю при работе в различных направлениях в развитии речи и коррекции нарушений устной и письменной речи.

На моих логопедических занятиях направленных на изучение профориентации игра является ведущим видом деятельности, так как я считаю, что игровые технологии наиболее эффективный и доступный способ познакомить детей с миром труда и помочь им понять, чем занимаются представители разных профессий. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Среди разнообразия видов  игр и игровых  упражнений в своей работе  отдаю предпочтение дидактическим играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений во время работа по профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями .   Дидактические игры  делю  на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно – печатные, словесные игры.

В играх с предметами  использую игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Ценность этих игр в том, что с их помощью имеют  возможность совершенствовать коммуникативные навыки и умения, а именно формирование умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение во время изучения лексический темы профессия.

Среди игр с предметами на моих занятиях особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Когда дети  выполняют определенные роли, например, роль продавца, покупателя в игре «Магазин», роль врача в игре «Больница». Проигрывая и моделируя практические ситуации, которые в полной мере дают каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями возможность «потренировать» и проявить свои личностные качества в изучаемой профессии. Так же данные игры  помогают детям  уточнить представление о различных бытовых ситуациях  в обществе.

Настольно-печатные игры, которые применяю при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для формирования знаний по профориентации   разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Это и парные картинки, и лото, и домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Данный вид дидактических игр помогает уточнять и расширять представление детей о мире труда, систематизировать знания о профессиях, развивать мыслительные процессы, что помогает детям становиться более социально адаптированными, поскольку  в этих играх ребенок постоянно сталкивается с новыми для себя неизвестными ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками.

В своей педагогической практике по профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями, применяю словесные  игры, направленные на речевое развитие, уважительное отношение к труду и людям труда; доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.  Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. Преимущество словесных игр в том, что они  побуждают к активному высказыванию детей и  рассуждению об особенностях и сложностях той или иной профессии, соизмеряют ее со своими желаниями и возможностями, «примеривают» профессию на себя. В совместном диалоге учителя-логопеда и обучающихся с интеллектуальными нарушениями  определяются важные для данной профессии качества, которыми должен обладать хороший специалист.

Подводя итог выше сказанного, хочу сделать вывод, что дидактическая игра во время работы по профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка в мире профессий.



 Список используемой литературы:

1.    Вдовина, А. С. Дидактические игры и другие интерактивные формы обучения как средство формирования представлений о профессиях в дошкольном образовании

2.    Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи / Авт.-сост.: И. А. Михеева, С. В. Чешева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017.

3.     Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательного интереса на уроках математики у детей с нарушениями интеллекта через средства информационных технологий».

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Современные к...

Возможность использования метода проектов в логопедической работе с обучающимися с нарушением интеллекта.

В статье рассмотрены  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы, влияние на преодоление речевых недостатков, опре...

Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....

Статья на тему "Речевой этикет как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий"

Цель современного образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Достижению этой цели способствует работа по формированию универсальных учебных действий (УУД), одни...

Формирование мотивации к учебной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

Презентация к дидактической игре для обучающихся с нарушением интеллекта «Найди тень»

Презентация к дидактической игре для обучающихся с нарушением интеллекта «Найди тень»...