Конспект урока для 1 класса детей «Слова — названия признаков предметов»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, научить находить их в речи и подбирать к предметам.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока для 1-го класса

Тема: «Слова — названия признаков предметов»
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, научить находить их в речи и подбирать к предметам.
Задачи:

  • сформировать представление о словах-признаках и вопросах к ним (какой? какая? какое? какие?);
  • развить умение подбирать слова-признаки к предметам;
  • обогатить активный словарь первоклассников;
  • воспитать интерес к родному языку и внимательность к слову.

Оборудование:

  • предметные картинки (яблоко, медведь, мяч, дом, цветок и др.);
  • карточки с вопросами какой? какая? какое? какие?;
  • раздаточные листы для упражнений;
  • цветные фишки или смайлики для самооценки.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Настрой на работу: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Слов. Узнаем, какие слова помогают нам описать предметы и сделать нашу речь яркой и точной».

2. Актуализация знаний (5 мин)

  • Беседа:
  • «Назови предметы вокруг нас» (дети называют: парта, книга, окно, мяч).
  • «Какие вопросы мы задаём к этим словам?» (что?).
  • «Как мы называем слова, которые отвечают на вопрос что?» (слова-названия предметов).
  • Игра «Угадай предмет»: учитель описывает предмет двумя-тремя словами-признаками, дети угадывают (например, красный, круглый, сладкий — яблоко).

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

  • «А теперь давайте подумаем: почему мы поняли, что это яблоко? Какие слова нам помогли?» (выводим, что это слова-признаки: красный, круглый, сладкий).
  • Формулируем тему: «Слова — названия признаков предметов».
  • Определяем цель: «Научиться находить и подбирать слова, которые описывают предметы».

4. Открытие нового знания (7 мин)

  • Объяснение:
  • Слова-признаки отвечают на вопросы:
  • какой? (для мужского рода: большой мяч);
  • какая? (для женского рода: красная машина);
  • какое? (для среднего рода: тёплое солнце);
  • какие? (для множественного числа: синие цветы).
  • Эти слова помогают нам представить предмет точнее.
  • Работа с картинками:
  • Показываем изображение яблока.
  • Задаём вопросы: «Яблоко какое?» (дети подбирают: красное, круглое, сладкое, сочное, спелое).
  • Фиксируем ответы на доске в виде схемы:
  • Яблоко → какое? → красное, круглое, сладкое...

5. Первичное закрепление (10 мин)

  • Игра «Какой бывает?» (фронтальная работа):
  • Учитель показывает картинку (например, медведь), дети по очереди называют признаки: большой, бурый, косолапый, добрый, лесной и т. д.
  • Каждый ответ сопровождается вопросом: «Медведь какой?».
  • Парная работа:
  • У каждой пары карточка с предметом (например, мяч, цветок, дом).
  • Задание: подобрать 3–4 слова-признака и записать их в тетрадь (или на лист).
  • Проверка: одна пара читает свои слова, остальные дополняют.

6. Физкультминутка (2 мин)

  • «Если слово — признак, хлопаем, если предмет — топаем»:
  • стол (топают), синий (хлопают), книга (топают), весёлый (хлопают), дерево (топают), высокий (хлопают).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)

  • Упражнение «Подбери признаки»:
  • На листах изображены 3 предмета (например, солнце, кошка, карандаш).
  • Рядом — столбик слов-признаков (яркое, пушистая, острый, тёплое, игривая, деревянный).
  • Задание: соединить предмет с подходящими признаками стрелками.
  • Самопроверка по образцу на доске.
  • Обсуждение: «Почему вы соединили именно так? Какие вопросы задавали?»

8. Включение в систему знаний (5 мин)

  • Игра «Опиши предмет»:
  • Один ученик выходит к доске, берёт картинку (не показывая классу).
  • Описывает предмет словами-признаками (например, «Оно жёлтое, овальное, кислое»).
  • Класс угадывает (лимон).
  • Речевая практика:
  • Составляем короткое предложение с 1–2 словами-признаками:
  • Красное яблоко лежит на столе.
  • Пушистая кошка спит на диване.

9. Рефлексия (3 мин)

  • Вопросы:
  • «Что нового узнали на уроке?»
  • «На какие вопросы отвечают слова-признаки?»
  • «Какие слова-признаки вы запомнили?»
  • Самооценка:
  • Поднимают:
  • зелёный смайлик — «Я всё понял и могу помочь другим»;
  • жёлтый — «Мне было трудно, но я старался»;
  • красный — «Мне нужна помощь».
  • Итог: «Сегодня мы научились описывать предметы с помощью слов-признаков. Теперь наша речь стала ярче и точнее!»

10. Домашнее задание (1 мин)

  • Найти в комнате 3 предмета и записать к каждому по 2 слова-признака (например, стол — деревянный, большой).

Примечание для учителя:

  • Следите за тем, чтобы дети чётко проговаривали вопросы (какой? какая? и т. д.) при подборе признаков.
  • Поощряйте использование прилагательных разных групп (цвет, размер, форма, материал, качество).
  • Для слабых учеников подготовьте опорные слова-подсказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка 2кл. Слова-названия предметов разного рода

Цели деятельности учителя: формирование и закрепления умения определять род слов-названий предметов...

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")...