Конспект урока для 1 класса детей «Слова — названия признаков предметов»
план-конспект урока по логопедии (1 класс)
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, научить находить их в речи и подбирать к предметам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 1-го класса
Тема: «Слова — названия признаков предметов»
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, научить находить их в речи и подбирать к предметам.
Задачи:
- сформировать представление о словах-признаках и вопросах к ним (какой? какая? какое? какие?);
- развить умение подбирать слова-признаки к предметам;
- обогатить активный словарь первоклассников;
- воспитать интерес к родному языку и внимательность к слову.
Оборудование:
- предметные картинки (яблоко, медведь, мяч, дом, цветок и др.);
- карточки с вопросами какой? какая? какое? какие?;
- раздаточные листы для упражнений;
- цветные фишки или смайлики для самооценки.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Настрой на работу: «Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Слов. Узнаем, какие слова помогают нам описать предметы и сделать нашу речь яркой и точной».
2. Актуализация знаний (5 мин)
- Беседа:
- «Назови предметы вокруг нас» (дети называют: парта, книга, окно, мяч).
- «Какие вопросы мы задаём к этим словам?» (что?).
- «Как мы называем слова, которые отвечают на вопрос что?» (слова-названия предметов).
- Игра «Угадай предмет»: учитель описывает предмет двумя-тремя словами-признаками, дети угадывают (например, красный, круглый, сладкий — яблоко).
3. Постановка учебной задачи (3 мин)
- «А теперь давайте подумаем: почему мы поняли, что это яблоко? Какие слова нам помогли?» (выводим, что это слова-признаки: красный, круглый, сладкий).
- Формулируем тему: «Слова — названия признаков предметов».
- Определяем цель: «Научиться находить и подбирать слова, которые описывают предметы».
4. Открытие нового знания (7 мин)
- Объяснение:
- Слова-признаки отвечают на вопросы:
- какой? (для мужского рода: большой мяч);
- какая? (для женского рода: красная машина);
- какое? (для среднего рода: тёплое солнце);
- какие? (для множественного числа: синие цветы).
- Эти слова помогают нам представить предмет точнее.
- Работа с картинками:
- Показываем изображение яблока.
- Задаём вопросы: «Яблоко какое?» (дети подбирают: красное, круглое, сладкое, сочное, спелое).
- Фиксируем ответы на доске в виде схемы:
- Яблоко → какое? → красное, круглое, сладкое...
5. Первичное закрепление (10 мин)
- Игра «Какой бывает?» (фронтальная работа):
- Учитель показывает картинку (например, медведь), дети по очереди называют признаки: большой, бурый, косолапый, добрый, лесной и т. д.
- Каждый ответ сопровождается вопросом: «Медведь какой?».
- Парная работа:
- У каждой пары карточка с предметом (например, мяч, цветок, дом).
- Задание: подобрать 3–4 слова-признака и записать их в тетрадь (или на лист).
- Проверка: одна пара читает свои слова, остальные дополняют.
6. Физкультминутка (2 мин)
- «Если слово — признак, хлопаем, если предмет — топаем»:
- стол (топают), синий (хлопают), книга (топают), весёлый (хлопают), дерево (топают), высокий (хлопают).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (7 мин)
- Упражнение «Подбери признаки»:
- На листах изображены 3 предмета (например, солнце, кошка, карандаш).
- Рядом — столбик слов-признаков (яркое, пушистая, острый, тёплое, игривая, деревянный).
- Задание: соединить предмет с подходящими признаками стрелками.
- Самопроверка по образцу на доске.
- Обсуждение: «Почему вы соединили именно так? Какие вопросы задавали?»
8. Включение в систему знаний (5 мин)
- Игра «Опиши предмет»:
- Один ученик выходит к доске, берёт картинку (не показывая классу).
- Описывает предмет словами-признаками (например, «Оно жёлтое, овальное, кислое»).
- Класс угадывает (лимон).
- Речевая практика:
- Составляем короткое предложение с 1–2 словами-признаками:
- Красное яблоко лежит на столе.
- Пушистая кошка спит на диване.
9. Рефлексия (3 мин)
- Вопросы:
- «Что нового узнали на уроке?»
- «На какие вопросы отвечают слова-признаки?»
- «Какие слова-признаки вы запомнили?»
- Самооценка:
- Поднимают:
- зелёный смайлик — «Я всё понял и могу помочь другим»;
- жёлтый — «Мне было трудно, но я старался»;
- красный — «Мне нужна помощь».
- Итог: «Сегодня мы научились описывать предметы с помощью слов-признаков. Теперь наша речь стала ярче и точнее!»
10. Домашнее задание (1 мин)
- Найти в комнате 3 предмета и записать к каждому по 2 слова-признака (например, стол — деревянный, большой).
Примечание для учителя:
- Следите за тем, чтобы дети чётко проговаривали вопросы (какой? какая? и т. д.) при подборе признаков.
- Поощряйте использование прилагательных разных групп (цвет, размер, форма, материал, качество).
- Для слабых учеников подготовьте опорные слова-подсказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".
Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

план-конспект урока на тему " Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами- предметами"
Учить детей постановке вопросов к словам-признакам....

Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида...

Конспект урока русского языка 2кл. Слова-названия предметов разного рода
Цели деятельности учителя: формирование и закрепления умения определять род слов-названий предметов...

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")
Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")...