Урок математики во 2 классе
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Зинченко Наталья Владимировна

 

Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Урок математики во 2 классе построен в технологии деятельностного метода.  На данном уроке дети в ходе сотрудничества совместно с учителем «открывают» новое знание. Этому способствует доброжелательная атмосфера в классе, настрой детей на деятельность, «дух открытий», поддержание ощущения успешности, создание возможности на уроке высказать свое мнение, выдвинуть свое предположение. Знания, добытые учащимися на уроке, имеют практическую направленность. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зинченко Наталья Владимировна, МОУ «Горьковская СОШ №1» Омской области

Урок математики во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Прибавление к «круглому» числу двузначного».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научатся:

  1. применять правило прибавления к «круглому» двузначному числу двузначного;
  2. применять правило выполнения порядка действий в выражениях со скобками.

Обучающиеся получат возможность научаться:

  1. рассуждать, выполнять и применять на практике изученный приём сложения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

  1. владеть общими приемами задач, выполнения заданий и вычислений;
  2. строить объяснение в устной форме по составленному алгоритму;
  3. выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные УУД:

  1. исполнить разные социальные роли: умение слышать и слушать собеседника, вступать в диалог;
  2. участвовать в коллективном обсуждении.

Оборудование: компьютер, экран, карточки для учащихся.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Продолжительность: 1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Учитель:  Ребята, какое сейчас время года? (Осень)  Каким трудом занимаются сельские жители осенью? (Свободные высказывания детей).

  1. Сегодня мы принимаем гостей, а гостей на Руси всегда встречали пышным караваем.

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

  1. На уроке за каждое выполненное задание мы будем получать колоски и собирать их для нашего каравая. (Слайд 2).

                  Будем отвечать активно,

  Хорошо себя вести,

 Чтобы гости дорогие

 Захотели вновь прийти.

Учитель: Ребята, а что нужно для успешной работы на уроке?

 Ведётся свободный диалог.

2.Актуализация опорных знаний.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: создание проблемной ситуации.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой, что это за тема, вы потом   сами определите и назовёте.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску. На доске записаны выражения, найдите лишнее.

40 + 30                                60 + 20

80 + 10                                20 + 40

70 + 24                                30 + 60

30 +50                                 60 +37

(Ведётся свободный  диалог.  Дети высказывают свою точку зрения.)

3. Постановка учебной задачи.

Фиксирование затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Продолжительность: 4-5 минут.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Учитель: Ребята, а у кого из вас возникнут трудности при решении таких выражений?             Поднимите руку.

Учитель: Как вы думаете,  какова тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся: Прибавление к «круглому» числу двузначного.

Учитель: А сейчас давайте откроем учебник на с.49 и прочитаем название темы нашего урока.

(Дети зачитывают тему урока.)

Учитель: Молодцы, ребята, вы правильно определили тему урока. А какова цель нашего урока?

Учащиеся: Научиться прибавлять к «круглому» числу двузначное.

4. «Открытие» детьми нового знания (решение учебной задачи).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Продолжительность: 7-8 минут.

Формы работы: групповая или парная работа.

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Учитель: Откройте тетради и запишите число.

Учитель: Прочитайте задание №1. Давайте вспомним, как решаются выражения такого вида.

Учащиеся: Сначала считаем в скобках и к полученному результату прибавляем однозначное число.

Учитель: А теперь посмотрите на следующую запись и объясните способ вычисления значения суммы 30+27. (Слайд 4)

30+27=30+(20+7)=(30+20)+7=50+7=57

Учитель: Скажите, как разложили второе слагаемое?

 Учащиеся: Второе слагаемое разложили на сумму разрядных слагаемых.

Учитель: Как дальше выполняли вычисления?

Учащиеся:  Сложили круглые числа и к двузначному числу прибавили однозначное.

Учитель: Давайте ещё раз вспомним, как мы решали выражение, какие действия выполняли и составим алгоритм. Что мы делали сначала?

Учащиеся: Сначала мы раскладывали второе слагаемое на разрядные слагаемые. Затем складывали «круглые» числа и к полученному результату прибавляли однозначное число.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали.

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

5. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Продолжительность: 4-5 минут.

Средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

Учитель: А сейчас давайте поупражняемся в решении примеров нового вида.

                 Задание №3 на с.49. Прочитайте задание. (Учащиеся читают задание вслух).

Учащиеся работают у доски, постоянно пользуясь алгоритмом. (Слайд 5).

Алгоритм

прибавления к «круглому» числу двузначного

  1. Разложить второе слагаемое на разрядные слагаемые.
  2. Сложить «круглые» числа.
  3. К полученному результату прибавить однозначное число.

На доске запись:

30+45=30+(40+5)=(30+40)+5=70+5=75

60+39=60+(30+9)=(60+30)+9=90+9=99

70+18=70+(10+8)=(70+10)+8=80+8=88

10+67=10+(60+7)=(10+60)+7=70+7=77

6. Независимая самостоятельная практика учащихся.

Продолжительность: 4-5 минут.

При проведении данного этапа используется работа в парах: учащиеся  выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Продолжительность: 4-5 минут.

Средства: небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Методы: самоконтроль, самооценка.

Учитель: А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Решите каждый по два примера,   причём, объясняя решение соседу по парте. Не забывайте пользоваться алгоритмом.

Детям раздаются карточки. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

40+54=

20+28=

80+15=

50+41=

Учитель: Проверьте, правильно ли вы вычислили значение сумм. (Слайд 6) Поднимите руку те, кто выполнил вычисление без ошибок. Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз – наклон, два – наклон,

Словно цифра ноль свернусь.

И попрыгаю немножко ,

И руками покручу,

Постою на правой ножке,

Головою поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

7. Включение в систему знаний.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Продолжительность: 7-8 минут.

Учитель: Прочитайте задачу №5 на с.49. (Дети читают: сначала 1 ученик, потом хором). Что известно в задаче?

Учащиеся: На одной машине увезли 28 мешков моркови, а  на другой 30 мешков моркови.

Учитель: Что требуется узнать в задаче?

Учащиеся: Сколько мешков моркови увезли на двух машинах.

Учитель: Можем ли мы узнать, сколько всего мешков моркови увезли на двух машинах?

Учащиеся: Да, можем. Надо 28+30.

Краткая запись задачи на слайде 7.

Учитель: Давайте запишем решение задачи. Вычислим ответ.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.) При решении задачи не забывайте пользоваться алгоритмом.(Слайд 8)

На доске запись:

28+30=(20+8)+30=(20+30)+8=50+8=58(м.) – всего.

Ответ: 58 мешков.

8. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Учитель: Ребята, кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно? Поднимите руку.

Учитель: Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежат сигнальные карточки.

  1. Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.
  2. Если вы где-то в чём-то были не уверены, покажите карточку с грустным человечком.
  3. Какое задание больше всего понравилось?  Что было для вас сложным? Кому помог товарищ – поблагодарите его улыбкой.

Учитель:  Ребята, посмотрите, сколько колосков мы с вами собрали! Это ваш маленький вклад в большое дело. На Руси не только гостей встречали караваем, но его вручали лучшим работникам. И я думаю, что сегодня я должна угостить караваем не только гостей, но и вас. Вы сегодня очень хорошо работали. Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке. Откройте дневники и запишите домашнее задание: Т.1, с. 20, №2.

Учитель:    Спасибо всем! Урок окончен!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...