Урок математики в 1 классе. Тема: "Число и цифра 1"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит этапы урока, деятельность учителя, ученика, формируемые УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: Математика

Класс: 1 б

Тип урока: Усвоение новых знаний.

УМК: «Перспективная начальная школа».

Технологическая карта

Тема

Число и цифра 1.

Цель

Познакомить с числом и цифрой 1.

Задачи

Формировать представление  о числе 1, цифре 1, его месте в натуральном ряду чисел.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формируемые УУД

Личностные: формирование самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: раскрытие понятия о натуральном ряде чисел; применять установленные правила в планировании способа решения: счёт предметов.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

Основные понятия

число 1, цифра 1, слева, справа, над, под, вверху, внизу., предыдущее, следующее.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


учебник «Математика 1 часть» Чекин А.Л, тетрадь на печатной основе 1 часть Захарова О.А., Юдина Е.П;

мультимедийный проектор, мультфильм «Козлёнок, который умел считать до 10» (отрывок), карточки с предметами, геометрическими фигурами, точками, иллюстрация козлёнка.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»









































Физкультминутка.




Организует актуализацию умений ориентироваться в пространстве.



Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует актуализацию умения вести счёт. употреблять понятия следующий, предыдущий.









Организует выполнение упражнений.













Выполняют задание устно.










Выполняют задание на доске.







Выполняют задание на доске.












Выполняют движения за учениками у доски.


К нам на урок шёл гость, но заблудился в математических ёлочках нашей «Страны Знаний».

Поможем ему найти дорогу, решив задания.

1) Игра «что изменилось?»

Назовите.что видите на слайде слева направо.


-  Закройте глаза.

-Что изменилось? (Земляника слева, лист – справа, лист между)


Назовите,что видите на слайде справа налево.

 (Где обитают животные? Как можно назвать одним словом этих животных?)

- Закройте глаза.

- Что изменилось? (заяц слева, белка справа, медведь между)

2) « Расставь предметы»

Поставь над яблоком гриб, под яблоком цветок, справа – грушу, слева – банан,сверху справа– бабочку,сверху слева – мяч,снизу слева– домик,снизу справа– листик.

3) «Точки»

Какие квадраты пропущены?

- Вставьте недостающие квадраты. (3,5)

Сколько точек на первом квадрате?

Сколько точек на четвёртом квадрате?

Сколько точек на последнем квадрате?

Покажите квадрат, который следует за квадратом с четырьмя точками.

Сколько точек на этом квадрате?

Покажите квадрат, который следует за квадратом с двумя точками.

Сколько точек на этом квадрате?

Покажите квадрат, который стоит перед квадратом с шестью точками.

Сколько точек на этом квадрате?

Покажите квадрат, который стоит перед квадратом с двумя точками.

Сколько точек на этом квадрате?


Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Мы мартышку провожаем

И урок наш продолжаем.





Знать понятия «слева», «справа»,

«между».

«Слева направо»,»справа налево»












Знать понятия «слева», «справа»,

«между», «вверху»,

«внизу».





Знать понятия «последующий», «предыдущий», уметь вести счёт.

























Применять установленные правила в планировании способа решения


Проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.
















Использовать общие приёмы решения задач: установление порядкового номера объекта.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует

уточнение названия цели урока.

Слушают и отгадывают загадки






























Проговаривают название цели урока с учителем

Наш герой благополучно вышел из математического леса. Это козлёнок, который будет с нами учиться считать. Он принёс нам первое число.

Чтобы узнать какое, давайте отгадаем загадки


Один костер

Весь мир согревает.

Солнце.


Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня...

Луной.


Кто один имеет рог?

Отгадайте...

 Носорог.


Какое число есть в каждой загадке?

.С каким числом будем знакомится на уроке?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом 1 и научимся писать цифру 1.


















Уметь анализировать, сравнивать условия.


Формулировать и удерживать учебную задачу.



Проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить с числом и цифрой 1.

Создаёт условия для формирования и разрешения проблемной ситуации.

Слушают и смотрят отрывок из мультфильма, решают проблемную ситуацию.

Козлёнок тоже  научился считать до одного, давайте посмотрим, как он это делал.

(отрывок из мультфильма)

- Кого первым посчитал козлёнок?

- Какую ошибку допустил? (раз – один)


- Чего у нас в классе по одному?


Мы часто встречаемся с числом 1.(1 литр молока, 1 кг муки, 1 рубль)


- Посчитаем до 10.

Каким  по счёту назвали число 1?







Уметь использовать знания на практике.

Формулировать и удерживать учебную задачу








Формулировать и удерживать учебную задачу: раскрытие понятия о натуральном ряде чисел

V. Первичное закрепление

Цель.

закепить первоначально понятие о числе и цифре 1.

Физкультминутка.

(танцевальная)




Создаёт условия для закрепления понятия о числе 1, письме цифры 1.



















Организует представления детей об элементах цифры 1.









Организует представления детей о письме цифры 1.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, работают с фишками.


















Под руководством учителя прописывают элементы цифры 1.




Под руководством учителя прописывают элементы цифры 1.



Под руководством учителя прописывают цифру 1.

- Продолжим знакомство с числом 1 на страницах учебника.

(страница 26)

Задание 1. Найдите тех домашних животных, которые нарисованы по одному. (петух, корова, собака, кот)






- Число один обозначается цифрой 1.

Попробуйте найти на доске цифру 1.



2 задание. В этом задании изображён ряд знаков, найдите среди них цифру 1 и поставьте на неё фишку.


- На что похожа цифра 1?

Рассмотрите иллюстрацию в задании 3.

Какие  части предметов на рисунке похожи на цифру 1?


- Мы с вами научимся писать цифру 1. Откройте тетради на странице 20.

(готовый шаблон)

 Цифру 1 начинаем писать с середины клетки,ведём прямую линию до правого верхнего угла клетки,затем ведём прямую линию вниз к середине клетки.

Задание 1. – Что нужно дописать в первой клеточке?( прямую линию от правого верхнего угла до середины клетки)  Во второй (прямую линию от середины клетки до правого верхнего угла)

  Давайте вместе с вами пропишем цифру 1. Я на доске – вы в воздухе.


Задание 2.

Найдите цифру 1. Пропишите цифру 1 до конца строки через клеточку.


Найдите цифру 1 прописанную красной ручкой, пропишите цифру.





Уметь находить 1 предмет.


Уметь находить цифру 1.














Уметь писать элементы цифры 1.













Уметь прописывать цифру 1.












Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить умения в определении цифры 1


Проговаривает план действий по заданию.


Самостоятельно выполняют задание.


- Обведите на карточках цифру 1 в кружочек  карандашом зелёного цвета.


Уметь находить цифру 1.

Отличать новое от уже известного с помощью учителя

Физкультиминутка.








VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Показывает движения.







Организует практическую работу .

Выполняют движения.







Под руководством учителя выполняют практическую работу.




Формулируют вывод по практической работе.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.



Возьмите листочки на партах. Сколько точек на листочке?

- Какой цифрой обозначим?

- Согните листочек так,чтобы сгиб проходил через точку?

 Разогните лист.Что получилось?

- Ещё раз согните лист так чтобы другая прямая проходила через точку.

- Сколько прямых может проходить через одну точку?









Уметь выполнять практическую работу по изучаемой теме.









Отличать новое от уже известного с помощью учителя

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.


Выполняют самооценку своей деятельности.

- С чем познакомились на уроке?

Что больше всего понравилось?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный.

Формирование самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что изменилось?

Слайд 2

Что изменилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс Тема: Число восемь. Цифра 8.

Урок построен на основе коммуникативно - деятельностного подхода с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий. Форма проведения: урок – путешествие. Урок направлен на развитие общеу...

Урок математики. 1 класс. Тема: "Число 7. Цифра 7".

Тип урока: урок  введения нового знания. Вид урока: урок-сказка. Форма работы: фронтальная, парная, групповая. В конце работы создаётся сюжетная картина о гномиках. Тема урока раскрыта без исполь...

Т.С. Фирсова Открытый урок математики 1 класс Тема Число 8. Цифра 8

Открытый урок математики в  1-ом классе. Тема Число 8 Цифра 8...

Урок математики. 1 класс. Тема:" Число и цифра 7"

Урок проводится в 1 классе.  Цель урока: 1. познакомить детей с получением числа 7                                ...

Урок математики 1 класс Тема: "Число и цифра 7"

Цели: познакомить с числом и цифрой 7: изучить состав числа 7, упражнять в написании этой цифры; закрепить взаимосвязь между частью и целым,  сложение и вычитание чисел на числовом отрезке...

урок математики 1 класс. тема: Число 2. Цифра 2

урок математики 1 класс. тема: Число 2. Цифра 2...

Технологическая карта урока Математика 1 класс. Тема: «Число и цифра 6»

Технологическая карта урока УМК "Перспектива". Математика 1 класс. Тема:  «Число и цифра 6»....