Числа от 1 до 9.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Бутримова Светлана Викторовна

 

Урок математики в первом классе. УМК «Начальная инновационная школа». В УМК входят: учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г., рабочая тетрадь Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, в 4-х частях, 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Гвардейская средняя общеобразовательная школа

Дубенский район Тульская область

План – конспект урока по теме:

«Числа от 1 до 9»

 

                                                               

                                   Автор: Бутримова Светлана Викторовна

Должность: учитель начальных классов 1 категории,

 руководитель ШМО учителей начальных классов

Предмет: математика

Класс: 1

2012 г.

Пояснительная записка

     Урок математики в первом классе. УМК «Начальная инновационная школа». В УМК входят: учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г., рабочая тетрадь Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, в 4-х частях, 2011.

Цель урока: создать условия для  обобщения и систематизации  учащимися знаний  по   теме   «Числа    от  1  до 9».

Задачи урока: 

       - организовать деятельность учащихся по систематизации знаний о составе чисел   от 1 до 9, совершенствованию навыков счёта в пределах 9,  углублению навыков членения по составу чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9;  опознавания геометрических  фигур по характерным признакам; продвижению в освоении способов  решения задач  на сложение и вычитание;

    - способствовать развитию критического мышления, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. умения ставить вопросы; формированию познавательных интересов;

   -  пробуждать интерес к предмету через игру;   способствовать освоению и применению правил культурного взаимодействия при фронтальной и индивидуальной работе,   работе в парах.

     На уроке решаются поставленные задачи через чётко выстроенную систему упражнений, формирующих соответствующие умения и навыки, и через систему заданий, развивающих интеллект и творческие способности учащихся.

      Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы: словесный, практический, наглядный. 

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

       Использование на уроке информационных технологий способствует активизации познавательного интереса учащихся,  стимуляции умственной деятельности.

       Данная разработка является авторской.

Технологическая карта урока

Тема урока

Числа от 1 до 9.


Цель урока



Задачи













Для учителя

Для учащихся

- обобщить и систематизировать знания по данной теме.


Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 9,  закрепить навыки счёта в пределах 9; повторить состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9; повторить название геометрических фигур; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. 

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через игру; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.

Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 9; повторяют состав чисел 4, 5, 6, 7, 8, 9;  название геометрических фигур; решают задачи.




Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя математическую речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.



Воспитательные: проявляют интерес к предмету через игру; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).

УУД

 Личностные: 

  1. Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  2. Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  3. Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  4. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  5. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  6. Работать над осознанием ответственности за общее дело.
  7. Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

  1. Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  2. Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  3. Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  4. Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

  1. Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  2. Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  3. Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  1. Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  2. Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  3. Развивать умение работать с разными видами информации.
  4. Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  5. Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  6. Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основ

ное содержание урока

Сложение и вычитание  чисел в пределах 9. Решение выражений. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Основ

ные терми

ны и  понятия

 Цифра, число, задача.

Планируемые резуль

таты

Предметные умения

УУД

  1. Складывают и вычитают однозначные числа.
  2. Находят значение числового выражения в одно действие на сложение и вычитание.
  3. Решают задачи на сложение и вычитание.
  4. Правильно употребляют в речи математические понятия.
  5. Называют геометрические фигуры.

Личностные: осознают математическое составляющее окружающего мира.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные







дополнительные

- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Математика. Учебник для 1-го класса. 2 полугодие. Стр. 13. Урок 71;

- компьютер (для учителя);

- проектор;

- экран;

- презентация «Числа от 1 до 9»;

- ноутбуки (у каждого ученика);

- ЭОР;

- бумажные рыбки (для самоконтроля и самооценки учащихся);

- мягкая игрушка – кот (для создания игровой, проблемной ситуации).

Межпредметные связи

Математика +  окружающий мир + русский язык + литературное чтение

(продолжение работы на уроках  ИЗО и технологии -  выполнение проекта «Рыбки в аквариуме»)  

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Материалы к уроку находятся в приложениях.

Приложение № 1 «Перечень используемых на данном уроке ЭОР».

Приложение № 2 «Материалы для учащихся».

Приложение № 3 «Шаблон рыбки».

Презентация к уроку

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели: 

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 - устанавливает

тематические рамки;

- намечает

 шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Сегодня прекрасный весенний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

- Кто хозяин на уроке?

- А его помощники?

-Посмотрите, ваши помощники на месте?



- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний.

- Вспомните темы прошлых уроков.

- Прочитайте тему сегодняшнего урока (слайд 1).

- Значит, чему будет посвящён наш урок?

- А ещё  будем повторять названия геометрических фигур и решать задачи.










- ученик.

- учебник, тетрадь, ручка, карандаш

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга.



- состав чисел от 1 до 9.

Внимание на экран.



- будем повторять состав чисел.




ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

(5  мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

 - выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения.

Назови фигуру

(№ 19 2553)   (1)

Стадия вызов:

- К нам часто на уроки приходят гости. Сегодня мы тоже встречаем гостя, а кто это, вы узнаете, если разгадаете ребус

(ответ на слайде 2).

Не забудьте о правилах работы с ноутбуками.

- Что вы можете сказать о слове «котик»?

- Мурлыка отправился на рыбалку. Мы с вами будем помогать коту ловить рыбок. Каждое правильно выполненное задание – это пойманная рыбка. Будьте внимательными, активными, чтобы поймать как можно больше рыбок, потому, что на уроке ИЗО мы их раскрасим, а на уроке технологии выполним проект «Рыбки в аквариуме».

- Мурлыка нарисовал вам свой портрет (слайд 3).

- Когда вы встречаете на улице необыкновенно красивого кота, какие вопросы вам хочется ему задать?

- Посмотрите на портрет Мурлыки, задайте друг другу вопросы и ответьте на них.

- Кто правильно отвечал на вопросы и поймал рыбку?

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия с использованием ЭОР.

Дети работают с ноутбуками, отгадывают ребус, ответ сверяют друг с другом.








Ответы детей (из курса русского языка - в этом слове - 5 букв, 5 звуков, 3 согласных и 2 гласных звука, 2 слога, первый слог ударный, 2 твёрдых и 1 мягкий согласный, называет предмет, отвечает на вопрос «кто?»)
















Ответы учащихся (как тебя зовут, где ты живёшь, кто твой хозяин и т.п.)


Работают в парах, называют геометрические фигуры, находят значения выражений.

Ученики определяют затруднения свои и своих товарищей (состав чисел, сложение и вычитание чисел в пределах 9).

Определяют проблему – необходимо отрабатывать знания о составе чисел, для этого необходимо решать задачи и  примеры.

ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Физминутка

 (1 мин)

- Пока вы выполняли задание, Мурлыка скучал. Ему хочется размять лапы, помогите ему это сделать.

Дети выполняют движения, похожие на «кошачьи».

ЛУУД: формирует ЗОЖ


Информационная минутка (3 мин)

- Какие вы спортивные, гибкие и пластичные, как кошечки и котики. А что вы знаете о котах?



Определите, кто был самым активным рыбаком на этом этапе урока (получает рыбку).

- Хотите узнать что – то новое об этих удивительных животных? Откуда мы можем получить интересующую нас информацию?

Мурлыка приготовил для вас интересную информацию (слайд 4).

Ответы детей (из курса окружающего мира, из собственных наблюдений – живое существо, дикое или домашнее и т.п.).


ответы детей.





- Книги, Интернет – ресурсы, TV и т.п.


Учащиеся читают информацию (минута чтения - желательно охватить чтением всех детей)

ПУУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

III.Определение

действий

выхода из затруднения

(7  мин)

Цели:

- организует постановку цели следующего этапа урока;

- определяет средства.



Стадия осмысление:

- вот какие удивительные животные, но наш Мурлыка очень любит математику и просит вас ему помочь в получении знаний. Чем поможем?

- Выполняя эти задания, какую цель вы поставите перед собой и Мурлыкой?



Задания:

Решить задачи, а ответы записать в рабочую тетрадь. Не забудьте о правилах посадки за партами во время письма. Помните о правильном написании цифр.

Задачи:

  1. На солнышке грелись 7 взрослых котов и 2 котёнка. Сколько всего котов и котят грелось на солнышке?
  2. Тётя Кошка знает  3 грустных песни и 5 весёлых. Сколько песен знает тётя Кошка?
  3. На день рождения к коту Мурлыке пришло 6 худеньких мышат и 3 толстеньких. Сколько всего мышат пришло на день рождения?
  4. Папа поймал 6 окуней. Мурлыка утащил 2 рыбки. Сколько окуней осталось у папы?
  5. У Мурлыки было 5 фантиков. Два он подарил подружке. Сколько фантиков осталось у Мурлыки? (слайд №5)

- Выполните самопроверку.

Определите план дальнейшей работы.


Ответы детей (предполагают, что надо решить какие – то задания)


Определяют цель дальнейшей работы (выполняя задания, закреплять состав чисел, решать задачи)





Работают в тетрадях.










































Проверяют ответы по экрану. Кто  правильно выполнил задание -  получает рыбку.

Определяют проблему – необходимо отрабатывать умения решать задачи на сложение и вычитание, продолжить отработку знаний состава чисел.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.

Физминутка

 (1 мин)

Движения для рук и ног (котик – акробат, канатоходец, гимнаст, пловец, силач, лыжник).

Выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

IV. Реализация планируемых

действий

(15  мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

Отношение между группами предметов. Задача 1(N 166802), № 1 (2)

Подсчет количества предметов.

(N 166807), № 3 (3)

Стадия размышление:

- Из предыдущего задания мы видим, что некоторые учащиеся ещё не достигли цели. Продолжим работу. В этом поможет нам учебник. Откройте страницу 13.

№ 1 – работа в парах. Что вы хотели бы спросить у соседа, глядя на рисунок?  Задайте друг другу вопросы, составьте по рисунку рассказ с вопросом и ответьте на него.

№ 3 – индивидуальная работа. Выберите себе  рыбку с числом, состав которого вы знаете слабо и хотите с ним ещё поработать.

№ 2 -  фронтальная работа. Прочитайте текст задания осмысленно. Можно его назвать задачей? Выберите одну из предложенных Мурлыкой схем, которая подойдёт к данной задаче. Запишите в тетрадь решение и ответ, не забывайте об орфограммах.

(слайд № 6)

Организует  выполнение задания в парах с  использованием ЭОР.






Работают в парах, составляют рассказ (задачу); вопросы и отвечают на них.







Работают в тетрадях.











- да, есть условие и вопрос.

Выбирают схему, записывают решение и ответ в тетрадь.



Получают рыбку, в случае правильного решения и записи задачи.

ПУУД: воспринимает информацию ЭОР, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: определяет и формулирует цель  для дальнейшей работы с помощью учителя.

Физминутка

(1 мин)

Упражнения для глаз «Поймай мышку» (слайд № 7)

Следят глазами за движениями компьютерной мышки по экрану.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

V. Самостоятель

ная работа с самопроверкой

(7  мин)

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

- определяет цели  для дальнейшей работы.

- В заключение нашего урока Мурлыка решил проверить, как вы усвоили тему и  умеете ли работать самостоятельно.

 - Каким будет следующий этап работы?

Выполняют самостоятельную работу в ноутбуках.








Самостоятельная работа.


Дети работают с ноутбуками.

Консультанты помогают отстающим. Определяют цель дальнейшей работы по итогам выполненного задания.

РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

ЛУУД: формирует  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД: формулирует вывод на основе анализа, учится работать с ИКТ.

VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- организует обобщение по содержанию основных этапов урока;

-  создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.

Магический квадрат. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. П 2,

№ 4   (4)

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели? - Определите цель следующего урока.  

- Дайте характеристику

своей деятельности на уроке,

выбрав утверждение, с которым согласны (в ноутбуках). Посчитайте количество пойманных рыбок. У кого из вас удалась рыбалка? А кому сегодня не повезло?

- Я довольна нашей работой на уроке.

Спасибо за урок! (слайд 8)

Организует выявление степени усвоения материала с демонстрацией ЭОР (стр. 1)


Отвечают на вопросы.

Характеризуют работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: анализирует содержание задания ЭОР,

оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Домашнее задание в 1 классе отсутствует на основании требований СанПин. Длительность урока 35 минут. Использование ЭОР не более 10 минут.

Перечень используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.

2. Учебник «Математика. 1 класс», авторы: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2011г.

4. Рабочая тетрадь. Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. 1 класс.

Перечень используемых Интернет - ресурсов

Шаблон «Рыбка» - http://www.razumniki.ru

Шаблон презентации –

http://womenschool.ucoz.ru/news/s_dnjom_uchitelja/2010-10-03-40

http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Schule_Free/Cartoon_Clipart_Free_Page_4.html

http://www.saned.ru/index.php?productID=5708

Анимационные картинки - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8&stype=image&lr=15&noreask=1

Наука про кошек - http://www.sunhome.ru/journal/12304


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...

Технологическая карта урока математики по теме: "Число 9. Получение числа 9 прибавлением 1 к предыдущему числу".

Цель урока: познакомить  с приёмом получения числа 9 путём прибавления 1 к предыдущему числу.Задачи урока:Образовательная: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа...

Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...

Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)

Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...