Урок по математике по теме "Доли" 3 класс
план-конспект урока (математика, 3 класс) по теме

Пыльникова Ольга Алексеевна

Урок по математике по теме "Доли" 3 класс. В этом файле только конспект урока. Презентация к уроку идет в отдельном файле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3kl_doli.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Доля. Сравнение долей.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

 регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности  и значимости окружающих.

Оборудование урока:

  1. компьютер
  2. мультимедиапроектор
  3. карточки для работы в парах
  4. карточки для фронтальной работы
  5. плакат «Алфавит»
  6. м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»
  7. презентация к уроку
  8. полоски для практической работы
  9. 2 макета с изображением торта

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Подготовка рабочих мест.
  3. Позитивный настрой на  работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  1. Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  2. Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.
  1. Постановка проблемы, введение нового понятия.
  2. Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.
  1. Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  2. Поиск долей в пословицах.

  1. Применение знаний и способов действий.
  1. Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  2. Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  3. Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).
  4. Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
  5. Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

  1. Подведение итогов.
  1. Домашнее задание.

  1. Рефлексия деятельности.
  1. Зафиксировать новое знание.
  2. Организовать рефлексивный анализ деятельности.
  3. Самооценка деятельности.

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

Личностные (Действие смыслообразования)

2.Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.

 - Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

 _ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Число 25 разделить на 25.

 * На сколько число 26 больше, чем 9?

*Во сколько раз число 48 больше 8?

*Число 7 увеличьте на 6.

*Число 7 увеличьте в 4 раза.

* Число 25 уменьшите на 6.

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..

*Число 5 увеличьте в 3 раза.

- Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?

2) Формулирование темы и целей урока.

   -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

 - Посмотрите м/ф!


-Почему рассердился волк?


-В чем его ошибка?


-Что получил каждый из животных мультфильма?

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)

- Учиться образовывать и называть …?

- Учиться  сравнивать ….








1   -      А

17 -      П

6 -         Е

13 -       Л

28 -       Ь

19 –      С


10 -       И

15 -       Н



Апельсин






Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина







-Доли.

-Узнать что такое доля.




ДОЛИ

Познавательные (общеучебные)
























Коммуникативные














Регулятивные (целеполагание)




3.Изучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:

                   


Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?


-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?



-Какой вывод можно сделать?


На доске: 


-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?


 - Как назовем долю?

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.


На доске дети видят следующую запись: ¼


- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

 - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

 - Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

 - А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2) Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?


- Сколько таких долей во всей полоске?


 - Какие они между собой?

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

 - Кто сможет написать название второй части?

- Что обозначает эта запись?

 


- Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

 - Как это сделать?



- Какие доли между собой?

 - Заштрихуйте одну четвертую долю.

- Напишите на этой части её обозначение.

 - Что обозначает эта запись?





- Сколько  долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?




- Какие доли между собой?

- Как назвать одну долю?

- Как записать её название математически?

- Что обозначает эта запись?





- Заштрихуйте долю и запишите её название.



-Доля-это часть.




-Разрезать.



-Нет.

-Нет. Части не равные.


-Части должны быть равные.


-Доля-это равная часть.



-Сначала разрезать пополам



-На две доли.


Одна доля из двух.

Вторая.


На четыре.



Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)


(Мнения детей.)







(Мнения детей.)



(Мнения детей.)


























Перегнем полоску пополам.

Две


Равные


Одна вторая

½


Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть


Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

Равные


¼


Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Ответы детей.

Проверка практическим способом.

Равные.

Одна восьмая


Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)




Познавательные (общеучебные

4. Первичная проверка понимания изученного

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.

Слайды 2 – 15

 - На сколько долей разделена фигура?

 - Какие они между собой?

 - Сколько долей?

 - Как назвать одну долю?

 - Запишите.

-  Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.


2) Поиск названия долей в пословицах

 - Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.

* Один улей – улей, а пять – пасека.

* Семеро одного не ждут.





Равные



Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.




½

1/5

1/8

Регулятивные (контроль, коррекция)









Познавательные


5. Применение знаний и способов действий

1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.

- Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.

Выставить две модели тортов.

- На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?

 - Как назвать эту долю?



 - Что обозначает число под чертой?



 - Что обозначает число над чертой?

 - На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?

- Как назвать эту долю?



 - Что обозначает число под чертой?



 - Что обозначает число над чертой?

 - Чьи куски будут больше?


 - А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?

2) практическая работа в сравнении долей полосок.

 - Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.

- Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.


Положите доли рядом для сравнения.

- Расположите доли в порядке возрастания.

- Какая доля самая маленькая?

Самая большая?

 - Почему?

Вывод о сравнении долей.





3) первичное закрепление умения сравнивать доли.

Работа по слайдам 17 - 20 и запись неравенств в тетрадях.




 - Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?

 - А если мышек будет 4?

 - А на восемь мышек?

 -  Сравните получившиеся доли.

- Объясните, почему вы так решили.





 - Три девочки делили плитку шоколада поровну.  Какая доля досталась каждой?

 - А если подружек будет 6?

- Сравните доли.

- Объясните, почему вы так решили.





4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей.

 - Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?

 - Почему? Докажите!



Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.

- Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?

5) Работа в парах.

 - Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.

Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?

-Какое правило применяли для выполнения задания?




Резерв. Продолжение парной работы.

- Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами.










- На 12.

1/12

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.


На 16.

1/16

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.

Варианты ответов детей.










Запись на доске и в тетрадях

½   ¼   ⅛





⅛ < ¼  < ½

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля



Запись дробей и неравенств в тетрадях




1/2

1/4

1/8

1/2  > 1/4  > 1/8

 Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


1/3

1/6

1/3 > 1/6

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля





Девочек.

1/12 >  1/16

Повторение правила




Лучше меньше, но с друзьями.






Звезда.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля





Познавательные (действие постановки и решения проблем)
















































Регулятивные (контроль, коррекция)

































Коммуникативные










6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

 

- Что обозначают числа в записи дробей?










- Как сравнить доли?




Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?



Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Слайд 22

- Какие это будут части?

 Самооценка успешности






Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


При угощении, делении поровну.




Равные

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...

Описание открытого урока по математике в 1 классе (VIII вид) по теме: «Число 5. Цифра 5. Урок проведен учителем начальных классов ГБОУ школы №439 Шатохиной М.В.

Задачи урока:Образовательные:получение числа 5 прибавлением 1 к числу 4 и обозначение его цифрой 5;построение натурального ряда чисел;написание цифры 5;состав числа 5, все случаи сложения и соответств...