Главные вкладки

    Урок математики по теме "Цена. Количество. Стоимость." 2 класс.
    план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

    Кожина Оксана Викторовна

    Урок разработан по программе Моро, но может использоваться на уроках математике по другим программам. К уроку есть презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект урока по математике во 2 классе по  программе «Школа России» учебник Моро М.И.

    Тема урока: знакомство с новым типом задач: «Цена, количество, стоимость».

    Тип урока: объяснение нового материала

     Цель урока: выявление общего способа решения задач данного типа

    Задачи урока.

    Дидактические:

    - выявление общего способа нахождения стоимости, цены и количества через связь между компонентами умножения,

    - применение нового знания при решении и составлении обратных задач.

    Развивающие:

    - развитие математической речи,

    - формирование саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания),

    - формирование самооценки и самоконтроля,

    - формирование коммуникативных навыков.

    Диагностика умений и навыков детей.

    Дети знакомы с конкретным смыслом умножения и деления, таблица умножения ещё не изучена. Они умеют заменять умножение сложением, а сложение умножением, где это возможно. Решались задачи на сравнение цен, нахождение общей суммы покупки, нахождение сдачи при совершении покупки. Обратные задачи составлялись и решались при решении задач другого типа на умножение и деление.

    Связь между компонентами умножения изучалась на предыдущем уроке .

    Прогнозирование достижений детей.

    Задачи подобного типа усваиваются детьми достаточно тяжело в курсе начальной школы. Прогнозируется самостоятельное  создание детьми буквенной модели решения задач подобного типа. При решении задач на этапе первичного закрепления проводится дифференцированная работа. Дети высокого уровня обучаемости  готовы к самостоятельной работе и к дополнительному творческому заданию. Остальным нужен этап проговаривания и комментирования учебных действий.

    Структура урока.

    1. Организационный момент – 1 мин.
    2. Мотивационный этап – 7 мин.

    - Экспресс-опрос.

    - Актуализация знаний.

    -- Целеполагание.

    - Планирование работы

    3. Открытие нового знания – 10 мин.

    4.Физкультминутка – 1 мин.

    5. Применение нового знания.

    - «Хитрый» вопрос – 1 мин.

    -Дифференцированная  работа – 9 мин

    - Дидактическая игра «Совершим покупку» - 4 мин

    6. Подведение итогов урока – 2 мин.

    Оборудование урока.

    Проектор, слайды к уроку, учебник, тетради, альбомные листы бумаги, цветные буквы Ц, К, Ст, маркеры.

    План урока.

    Орг.момент.

    - Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

    - Теперь посмотрите на меня. Я тоже вам всем желаю хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

      Мотивационный этап урока.

    -Умеете ли вы  совершать покупки?

    - Да. Умеем.

    - Хорошо, это  мы сейчас проверим. Отправимся  в магазин продовольственных товаров. (1 слайд)

    Можете ли вы купить эти продукты питания? Слайд 2.

    - Не можем, т.к. у нас нет денег, и  в этом магазине нет цен.

    - А что показывает цена? Где она должна быть видна?

    - Цена обычно пишется на ценнике. Она показывает, сколько стоит тот или иной продукт.

    Выставляется на доску карточка «цена».

    Слайд 3. - Теперь вы видите цены. Представьте, что у  каждого из вас есть 10 рублей. Что вы можете купить?

    Дети называют продукты, которые можно купить на эти деньги.

    - Запишите цены в порядке возрастания. Проверьте себя. Слайд 4.

    - У кого всё выполнено верно? Поставьте себе плюс.

    - Кто – то в магазине покупает один продукт, а кто-то 2,3,10 или даже  больше. Какая величина помогает ответить на вопрос, сколько мы купили вещей?

    -Количество. Выставляется карточка « количество».

    - Какие вещи мы покупаем по одной, редко, раз в год или даже ещё реже?

    - Что-то крупное и дорогое.

    -Правильно. Например, пальто, мебель или машину. Цена на эти вещи высокая, мы не можем позволить себе покупать их часто. Слайд 5.

    - А есть вещи, которые  по одной не продаются, а только парами?

    - Да, например, обувь, варежки, чулки, носки.

    - Совершенно верно, цена одна за пару. Пара носков, пара перчаток, пара коньков, пара ботинок. Слайд 6.

    - А что же обозначается словом «стоимость»? Выставляется карточка.

    Предположительные ответы детей:

    - Сколько стоит вся покупка.

    - Деньги, которые мы истратим на покупку.

     - Как найти стоимость? Каким действием?

    - Сложением. Умножением. Не уверены.

    - Можно сказать, что вы это ещё не знаете?

    -Да, можно, это мы ещё не знаем.

    - Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 7.

    - Новый тип задач. Цена, количество, стоимость. 

    -   Как связаны между собой понятия: цена, количество и стоимость, каким действием найти стоимость – это  новое знание, которое вам предстоит открыть сегодня на уроке. Слайд 8. Вы готовы?

     -Какие задания мы будем выполнять? Спланируем наш урок.

    - Открыть новое знание. Создать  модель. Отдохнуть. Применить новое знание. Ответить на «хитрый» вопрос. Нас ждёт игра. Нужно подвести итоги. Получить домашнее задание.

    На доске составляется план работы .

    Открытие нового знания.

    Посещаем отдел канцтоваров. Слайд 9.

    - Решите задачу в группе. Купите 5 ластиков по одинаковой цене. Найдите цену  на слайде. Какова  стоимость покупки?

    Дети работают в группах, потом решение выносится на доску на альбомных листах.

    2+2+2+2+2=10   (руб.)         или       2  5= 10  ( руб.)     -Что удобнее?

         -Что показывает первый множитель?

    -Какая была цена ластика.

    - Что показывает второй множитель?

    -Сколько ластиков мы купили.

    - Что же показывает произведение 10?

    - Это стоимость покупки.

    -Заменим числа буквами Ц, К и Ст. Что мы получили?

    - Мы получили буквенное выражение. Модель нахождения стоимости.

    Ц   К = Ст        - Запишем в тетрадь.

    -Вспомните отношения между компонентами умножения и составьте  два буквенных выражения  на деление в группах.

    Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество, а чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

    Запишем в тетрадь.

                            Ц  К = Ст

                            Ст : Ц = К

                             Ст : К = Ц

    - Молодцы, вы сами создали буквенную модель нахождения стоимости, цены и количества. Слайд 10. Теперь вы можете пользоваться ею при решении задач.

    Физкультминутка.

    Выполняются упражнения для глаз. Слайд 11.

    Применение нового знания.

    - Вы готовы ответить на «хитрый» вопрос?

     Когда стоимость может быть равна цене? Подумайте.( Если дети не могут догадаться, то учитель подсказывает:

     При умножении на какое число получается этот же множитель?)

    - Если умножить на единицу.

    - Получается, что при покупке одной вещи её цена будет равна стоимости. Например, купили один блокнот. Стоимость покупки будет равна цене блокнота – 10 рублей. Запишем в тетрадь.

    Ц  1 = Ст

    Ц = С

    Дифференцированная работа. Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

    - А теперь мы будем применять новое знание при решении задач. Откройте учебники на странице 63, задание №3. Кто готов выполнить это задание самостоятельно? Приступайте. Пользуйтесь нашей моделью. Кто работает быстро, для вас дополнительное задание. Слайд 12.

    -Кто ещё не готов к самостоятельной работе? Работаем вместе со мной. Читаем задачу ещё раз.

    - Какая цена тетради?

    - 3 рубля.

    -Какое  количество тетрадей?

    - 5 штук.

    - Как изобразить это на схеме?

    - 5 клеточек обвести карандашом и на каждой написать цену 3 р.

    Один ученик работает у доски. Проговаривает свои действия. Остальные оформляют задачу в тетрадях.

    - Что нам надо найти?

    - Сколько стоят 5 таких тетрадей. Нужно найти стоимость. Цену умножаем на количество.

    3   5 = 15 (руб.)

    Ответ: 5 таких тетрадей стоят 15 рублей ( стоимость тетрадей -  15 рублей)

    - Сколько обратных задач можно составить? Что будет неизвестно в этих задачах?

    - Две обратные задачи. Неизвестным будет цена в одной задаче и количество тетрадей в другой задаче.

    У доски другой ученик. Проговаривает свои действия.

    - Стоимость известна – 15 рублей. Купили 5 тетрадей по одной цене. Найди цену. Нужно стоимость разделить на количество:

    15 : 5 = 3 ( руб.)

    Ответ: цена тетради 3 рубля.

    Третий ученик у доски. Проговаривает свои действия:

    - Стоимость известна - 15 рублей. Цена тетради 3 рубля. Ищем количество. Стоимость делим на цену.

    15 : 3 = 5 ( т.)

    Ответ: 5 тетрадей купили.

    - Кто работал самостоятельно, проверьте себя. Всё ли у вас правильно?

    Дополнительное задание.

    Выслушать  ребят, которые составили свои задачи.

     Купили 3 ручки. Заплатили 30 рублей. Сколько стоит одна ручка?

    30 : 3 = 10 (руб.)

     Задача решена неверно. Почему? (Если дети затрудняются с ответом, показать наглядно, что ручки могут быть разные и цены на них могут быть разные, например 20 руб.,6 руб.,4 руб.)

    - Измените условие задачи так, чтобы данное решение было правильным.

    Дидактическая игра.

     - Вы готовы поиграть в игру « Совершим покупку»? Слайд 13.

    У вас у каждого 50 рублей. На этой полке всё по 10 рублей .Цена одинаковая. Сколько вещей вы можете купить, истратив все деньги? (5 )

    Сколько вещей купили, если осталась сдача 10 рублей? (4)

    Сколько вы получите сдачи, если купите только 3 вещи? ( 20 рублей)

    Цена упала до 5 рублей. Слайд 14. Больше или меньше вы сможете купить вещей? ( больше) Сколько? (10 )

    Цена выросла до 25 рублей. Слайд 15. Больше или меньше вы теперь можете купить вещей? (меньше) Сколько? (2)

    Правильно отвечали - … (поощрить детей)

    Подведение итогов.

    - Что нового вы узнали на уроке? Слайд 16. Как решаются задачи типа : « цена», «количество», «стоимость»? Все ли задачи на совершение покупок можно отнести к данному типу?

     Какие задания вам особенно понравились?

    Оцените себя по трём шкалам – линеечкам: шкала самостоятельности, шкала аккуратности, шкала вашей активности на уроке. Кто поставил себе высокие оценки?

    Запишите домашнее задание. Слайд 17.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме: "Сравнение долей"4 класс с презентацией

    Урок математики по теме: "Сравнение долей" по программе Л. Г Петерсон - урок открытия новых знаний, разработан  в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода....

    Урок математики по теме: "Сравнение долей"4 класс

    Урок математики по теме: "Сравнение долей" по программе Л. Г Петерсон - урок открытия новых знаний, разработан  в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода....

    презентации к урокам математики по УМК "Планета Знаний" 1 класс

    Презентации созданы для использования на различных этапах уроков математики по УМК "Планета Знаний" для 1 класса...

    Зарядка к уроку математики по теме "Трехзначные числа". 3 класс.

    Программа "Школа-2100". Цель: развитие математических умений.Технологии: использование ИКТ, проблемного диалога, игровая. оценивания....

    Презентация к уроку математики по теме "Признаки предметов" 1 класс, программа 2100, урок №5

    Презентация составлена по материалам учебника "Математика 1 класс" программа 2100. Дети на уроке повторяют ранее изученные признаки предметов и выводят новые: вкус, материал, назначение....

    Конспект урока математики по теме "Таблица сложения"1 класс УМК Школа России по учебнику М.И.Моро,С.И.Волковой,С.В.Степановой

    Конспект урока математики в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока "Таблица сложения" 1 класс, УМК Школа России,учебник М.И.Моро....

    КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

    Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...