Урок математики по теме "Цена. Количество. Стоимость." 2 класс.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Кожина Оксана Викторовна

Урок разработан по программе Моро, но может использоваться на уроках математике по другим программам. К уроку есть презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по математике во 2 классе по  программе «Школа России» учебник Моро М.И.

Тема урока: знакомство с новым типом задач: «Цена, количество, стоимость».

Тип урока: объяснение нового материала

 Цель урока: выявление общего способа решения задач данного типа

Задачи урока.

Дидактические:

- выявление общего способа нахождения стоимости, цены и количества через связь между компонентами умножения,

- применение нового знания при решении и составлении обратных задач.

Развивающие:

- развитие математической речи,

- формирование саморефлексии знаний (умению самостоятельно разграничивать область знания и незнания),

- формирование самооценки и самоконтроля,

- формирование коммуникативных навыков.

Диагностика умений и навыков детей.

Дети знакомы с конкретным смыслом умножения и деления, таблица умножения ещё не изучена. Они умеют заменять умножение сложением, а сложение умножением, где это возможно. Решались задачи на сравнение цен, нахождение общей суммы покупки, нахождение сдачи при совершении покупки. Обратные задачи составлялись и решались при решении задач другого типа на умножение и деление.

Связь между компонентами умножения изучалась на предыдущем уроке .

Прогнозирование достижений детей.

Задачи подобного типа усваиваются детьми достаточно тяжело в курсе начальной школы. Прогнозируется самостоятельное  создание детьми буквенной модели решения задач подобного типа. При решении задач на этапе первичного закрепления проводится дифференцированная работа. Дети высокого уровня обучаемости  готовы к самостоятельной работе и к дополнительному творческому заданию. Остальным нужен этап проговаривания и комментирования учебных действий.

Структура урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Мотивационный этап – 7 мин.

- Экспресс-опрос.

- Актуализация знаний.

-- Целеполагание.

- Планирование работы

3. Открытие нового знания – 10 мин.

4.Физкультминутка – 1 мин.

5. Применение нового знания.

- «Хитрый» вопрос – 1 мин.

-Дифференцированная  работа – 9 мин

- Дидактическая игра «Совершим покупку» - 4 мин

6. Подведение итогов урока – 2 мин.

Оборудование урока.

Проектор, слайды к уроку, учебник, тетради, альбомные листы бумаги, цветные буквы Ц, К, Ст, маркеры.

План урока.

Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения.

- Теперь посмотрите на меня. Я тоже вам всем желаю хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

  Мотивационный этап урока.

-Умеете ли вы  совершать покупки?

- Да. Умеем.

- Хорошо, это  мы сейчас проверим. Отправимся  в магазин продовольственных товаров. (1 слайд)

Можете ли вы купить эти продукты питания? Слайд 2.

- Не можем, т.к. у нас нет денег, и  в этом магазине нет цен.

- А что показывает цена? Где она должна быть видна?

- Цена обычно пишется на ценнике. Она показывает, сколько стоит тот или иной продукт.

Выставляется на доску карточка «цена».

Слайд 3. - Теперь вы видите цены. Представьте, что у  каждого из вас есть 10 рублей. Что вы можете купить?

Дети называют продукты, которые можно купить на эти деньги.

- Запишите цены в порядке возрастания. Проверьте себя. Слайд 4.

- У кого всё выполнено верно? Поставьте себе плюс.

- Кто – то в магазине покупает один продукт, а кто-то 2,3,10 или даже  больше. Какая величина помогает ответить на вопрос, сколько мы купили вещей?

-Количество. Выставляется карточка « количество».

- Какие вещи мы покупаем по одной, редко, раз в год или даже ещё реже?

- Что-то крупное и дорогое.

-Правильно. Например, пальто, мебель или машину. Цена на эти вещи высокая, мы не можем позволить себе покупать их часто. Слайд 5.

- А есть вещи, которые  по одной не продаются, а только парами?

- Да, например, обувь, варежки, чулки, носки.

- Совершенно верно, цена одна за пару. Пара носков, пара перчаток, пара коньков, пара ботинок. Слайд 6.

- А что же обозначается словом «стоимость»? Выставляется карточка.

Предположительные ответы детей:

- Сколько стоит вся покупка.

- Деньги, которые мы истратим на покупку.

 - Как найти стоимость? Каким действием?

- Сложением. Умножением. Не уверены.

- Можно сказать, что вы это ещё не знаете?

-Да, можно, это мы ещё не знаем.

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Слайд 7.

- Новый тип задач. Цена, количество, стоимость. 

-   Как связаны между собой понятия: цена, количество и стоимость, каким действием найти стоимость – это  новое знание, которое вам предстоит открыть сегодня на уроке. Слайд 8. Вы готовы?

 -Какие задания мы будем выполнять? Спланируем наш урок.

- Открыть новое знание. Создать  модель. Отдохнуть. Применить новое знание. Ответить на «хитрый» вопрос. Нас ждёт игра. Нужно подвести итоги. Получить домашнее задание.

На доске составляется план работы .

Открытие нового знания.

Посещаем отдел канцтоваров. Слайд 9.

- Решите задачу в группе. Купите 5 ластиков по одинаковой цене. Найдите цену  на слайде. Какова  стоимость покупки?

Дети работают в группах, потом решение выносится на доску на альбомных листах.

2+2+2+2+2=10   (руб.)         или       2  5= 10  ( руб.)     -Что удобнее?

     -Что показывает первый множитель?

-Какая была цена ластика.

- Что показывает второй множитель?

-Сколько ластиков мы купили.

- Что же показывает произведение 10?

- Это стоимость покупки.

-Заменим числа буквами Ц, К и Ст. Что мы получили?

- Мы получили буквенное выражение. Модель нахождения стоимости.

Ц   К = Ст        - Запишем в тетрадь.

-Вспомните отношения между компонентами умножения и составьте  два буквенных выражения  на деление в группах.

Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество, а чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

Запишем в тетрадь.

                        Ц  К = Ст

                        Ст : Ц = К

                         Ст : К = Ц

- Молодцы, вы сами создали буквенную модель нахождения стоимости, цены и количества. Слайд 10. Теперь вы можете пользоваться ею при решении задач.

Физкультминутка.

Выполняются упражнения для глаз. Слайд 11.

Применение нового знания.

- Вы готовы ответить на «хитрый» вопрос?

 Когда стоимость может быть равна цене? Подумайте.( Если дети не могут догадаться, то учитель подсказывает:

 При умножении на какое число получается этот же множитель?)

- Если умножить на единицу.

- Получается, что при покупке одной вещи её цена будет равна стоимости. Например, купили один блокнот. Стоимость покупки будет равна цене блокнота – 10 рублей. Запишем в тетрадь.

Ц  1 = Ст

Ц = С

Дифференцированная работа. Дифференциация по степени самостоятельности учащихся.

- А теперь мы будем применять новое знание при решении задач. Откройте учебники на странице 63, задание №3. Кто готов выполнить это задание самостоятельно? Приступайте. Пользуйтесь нашей моделью. Кто работает быстро, для вас дополнительное задание. Слайд 12.

-Кто ещё не готов к самостоятельной работе? Работаем вместе со мной. Читаем задачу ещё раз.

- Какая цена тетради?

- 3 рубля.

-Какое  количество тетрадей?

- 5 штук.

- Как изобразить это на схеме?

- 5 клеточек обвести карандашом и на каждой написать цену 3 р.

Один ученик работает у доски. Проговаривает свои действия. Остальные оформляют задачу в тетрадях.

- Что нам надо найти?

- Сколько стоят 5 таких тетрадей. Нужно найти стоимость. Цену умножаем на количество.

3   5 = 15 (руб.)

Ответ: 5 таких тетрадей стоят 15 рублей ( стоимость тетрадей -  15 рублей)

- Сколько обратных задач можно составить? Что будет неизвестно в этих задачах?

- Две обратные задачи. Неизвестным будет цена в одной задаче и количество тетрадей в другой задаче.

У доски другой ученик. Проговаривает свои действия.

- Стоимость известна – 15 рублей. Купили 5 тетрадей по одной цене. Найди цену. Нужно стоимость разделить на количество:

15 : 5 = 3 ( руб.)

Ответ: цена тетради 3 рубля.

Третий ученик у доски. Проговаривает свои действия:

- Стоимость известна - 15 рублей. Цена тетради 3 рубля. Ищем количество. Стоимость делим на цену.

15 : 3 = 5 ( т.)

Ответ: 5 тетрадей купили.

- Кто работал самостоятельно, проверьте себя. Всё ли у вас правильно?

Дополнительное задание.

Выслушать  ребят, которые составили свои задачи.

 Купили 3 ручки. Заплатили 30 рублей. Сколько стоит одна ручка?

30 : 3 = 10 (руб.)

 Задача решена неверно. Почему? (Если дети затрудняются с ответом, показать наглядно, что ручки могут быть разные и цены на них могут быть разные, например 20 руб.,6 руб.,4 руб.)

- Измените условие задачи так, чтобы данное решение было правильным.

Дидактическая игра.

 - Вы готовы поиграть в игру « Совершим покупку»? Слайд 13.

У вас у каждого 50 рублей. На этой полке всё по 10 рублей .Цена одинаковая. Сколько вещей вы можете купить, истратив все деньги? (5 )

Сколько вещей купили, если осталась сдача 10 рублей? (4)

Сколько вы получите сдачи, если купите только 3 вещи? ( 20 рублей)

Цена упала до 5 рублей. Слайд 14. Больше или меньше вы сможете купить вещей? ( больше) Сколько? (10 )

Цена выросла до 25 рублей. Слайд 15. Больше или меньше вы теперь можете купить вещей? (меньше) Сколько? (2)

Правильно отвечали - … (поощрить детей)

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке? Слайд 16. Как решаются задачи типа : « цена», «количество», «стоимость»? Все ли задачи на совершение покупок можно отнести к данному типу?

 Какие задания вам особенно понравились?

Оцените себя по трём шкалам – линеечкам: шкала самостоятельности, шкала аккуратности, шкала вашей активности на уроке. Кто поставил себе высокие оценки?

Запишите домашнее задание. Слайд 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Цена, количество, стоимость"

Направление: начальная школаТема урока: "Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость". Программа: «Школа России» , учебник М.И.Моро Математика 3 класс в 2-х частях, 5 ч/неделю.Э...

Урок математики. Тема "Цена. Количество. Стоимость"

Данный урок является первым в теме "Цена. Количество. Стоимость". На нём учащиеся знакомятся с данными величинами, учатся переводить величины, сравнивать. Дети знакомятся с нахождением стоимости товар...

Урок по теме "Цена, Количество. Стоимость" 2 класс

Представлена методическая разработка урока по теме "Цена.Количество.Стоимость" во 2 классе. Программа "2100" Использована проблемно - диалогоческая технология. Урок - знакомсто с новым материалом...

План урока по математике .Тема" Цена, количество, стоимость"

Это первый урок по теме.Здесь применяется деятельностный подход. Дети сами подходят к выводу темы, анализируют, учатся находить нужное решение.В  уроке также присутствует и повторение уже изученн...

Технологическая карта урока математики. Тема: "Цена, количество, стоимость" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование...

ПНШ 4 класс. Математика. Раздаточный материал к уроку по теме "Цена, количество, стоимость"

Раздаточный материал к уроку по теме "Цена, количество, стоимость"....