Урок математики по теме «Деление многозначного числа на однозначное».
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Артемьева Татьяна Павловна

Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное;  вывести алгоритм   письменного деления многозначного  числа на однозначное.
           
    Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы
                *Умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и
                правило  деления суммы на число.
                *Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,
                математическую  речь.
                *Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,
                обобщение.                                                                                         
       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_mnogoznachnogo_chisla_3_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ОС «Школа 2100». 3 класс.

  Урок по математике по теме

«Деление многозначного числа на однозначное».

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Цель урока: 

   Сформировать способность к делению многозначного числа на

               однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

               ного  числа на однозначное.

Задачи урока:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                правило  деления суммы на число.

            2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                математическую  речь.

            3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                обобщение.                                                                                        

.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.) 

    Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

                  высказывания, отражающего значимость математики;

                - определить содержательные рамки урока: умножение и деление много-

                  значных чисел на однозначное число.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

 « Где есть желание, найдётся путь!» 

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик.

 Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

 - Пожелайте друг-  другу удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)

           Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением

                         (а : в = с, с * в = а);

                       - алгоритм деления с остатком

                       - правило деления суммы на число;

                       - тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. 

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                         - 740.

                   - 704.

                                                                - 470.

                         - 407.

- Сколько сотен?  Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление )

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).                                              

 56:4                     240:60        58:9

 49:7                      39:5                         7200:90

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

/Затруднение!!!/

3.Выявление  места и причины  затруднения  .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

                    и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

                 - согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

 4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.)  

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )  

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. ) 

5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).

     Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

                 - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

 

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.

        

        

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                                    ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.. 

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.  

 1. Найти первое неполное делимое.

 2. Определить число цифр в частном.

      3. Найти цифры в каждом разряде частного.

6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)  

    Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

                   однозначное;

                 - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

  а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

Алгоритм деления я буду подсказывать.

 № 2, стр. 10  

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

225:3 ( с. 11, №3)

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

363: 3

г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

7. Физминутка (2 - 3 мин.)

«Лови снежинку».

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) 

     Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

                  - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12№6

1в-2пр.

2в-3пр.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.) 

 

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

            - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

            - развивать творческие способности учащихся.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

- Дана  сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

                 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

                 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

2 способ: 1) 152-  28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

                 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

                 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?»

Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

- Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

 -А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.

 

- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

Решение:

1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней  когда падал снег  и солнечных.

2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег  был.

10.Рефлекия учебной деятельности. 

     Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

                 - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многознач-

                   ных чисел на однозначное число.

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

  • Научились находить первое неполное делимое?
  • Научились определять количество цифр в частном?
  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

11. Домашнее задание. 

  - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

С.12№5(3;4); №7(б)

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математики на тему: Деление многозначного числа на однозначное

Конспект и презинтация по математики в 4 классе. по программе Морро....

Тест по теме "Деление на многозначные числа"

Используется для прверки знаний учащихся в 4 классе....

Конспект урока по математике 4 класс УМК "Школы России" по теме: "Деление многозначного числа на однозначное".

Конспект урока выполнен в технологии проблемного диалога. Учитель не дает в готовом виде информацию по теме урока, а подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. К постановке учебных ц...

Урок математики в 3 классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"

        Данный урок направлен на формирование способности к делению многозначных чисел на однозначное, выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное, актуал...

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "Деление на многозначное число" по программе "Перспектива"

Познакомить    учащихся    с    новым    приемом    внетабличного    деления на ...

Конспект урока по математике на тему "Деление многозначного числа на однозначное" 4 класс Школа России.

Урок создан по требованию ФГОС. Это урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы. Дети сами объясняют тему урока....

Карточки по теме "Деление многозначного числа на однозначное число", 3 класс.

Карточки по теме "Деление многозначного числа на однозначное число", 3 класс....