Проект урока математики во 2 классе.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Проект урока математики во 2 классе по теме "Умножение 6 и на 6" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_dementeva_o.zh_.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

Тип: урок открытия нового знания.

Тема урока: Умножение 6 и на 6. 

                                                                   Выполнила учитель высшей

                                                                                                     квалификационной  категории

                                                                                              МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

                                                                                         Дементьева Ольга Жановна

Учебник: И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н. Кормишина «Математика»,

2 класс 

Цель урока:

-Формировать умственные действия анализа и обобщения на основе самостоятельного составления таблицы умножения 6 и на 6;

Задачи урока:

-Совершенствование  вычислительных  навыков учащихся;

-Закрепление   умения  преобразовывать и решать текстовые задачи;

-Формирование  умения применять знания в новой ситуации.

-Развитие логического мышления: мыслительные операции (сравнения, обобщения)  при выполнении заданий устного счета, самостоятельной работы и задания повышенного уровня сложности.

-Совершенствование  коммуникативных навыков через организацию работы в группах, парах.

- Развитие  самоконтроля на основе взаимоконтроля при проверке работ товарища.

Планируемые

Результаты:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД):

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

- Предметные:

- Уметь использовать в речи названия компонентов математических действий;

- Уметь пользоваться переместительным свойством умножения;

- Знать соотношение между единицами измерения длины.

Оборудование урока:

-карточки с заданиями по уровням для работы в группах;

- карточки для индивидуальной работы;

-средства обратной связи «светофор

- презентация к уроку

-дети рассажены группами по 5 человек с учетом уровня развития:

     -1 группа - высокий уровень

     -3 группы - средний уровень

     -1 группа - низкий уровень

     -в парах сильный - слабый.

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

У. -Ребята, рада вас видеть в полной готовности  начать наш урок. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты таблицы умножения.

Давайте вспомним наше ежедневное  приветствие.

Д.-  Мы пришли сюда учиться

Обещаем не лениться.

Слушать, думать, отвечать

Много знаний получать.

Мотивационный компонент урока.  

Мобилизация внимания учащихся

Создание эмоционально – положительного настроя на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД

2.

Актуализация знаний.

 На интерактивной доске ряды чисел:

1. Слайд 1

16, 20, 24, 28   ...

45, 40, 35, 30   …

У. Найдите закономерность, закончите ряды.

Д.  В первом ряду происходит увеличение на 4.  Пользуясь этой закономерностью,  можно получить следующее число

28 +4=32  32 +4=36 и т. д.

Во втором ряду идет уменьшение на 5. Получаем следующее число 30-5=25,

25-5=20 и т.д.

У.- Чем интересны для нас эти ряды?

Д. -1 ряд- это ответы таблицы умножения на 4, а 2 ряд это ответы из таблицы умножения на 5.

2. Слайд 2

12×6*6×12

5×4+5×2*5×6

3×6+3*3×8

2×5+2+2*2×7

7×8*8×7

У.- Сравните выражения, не вычисляя их значений.

Д. – Левая и правая части первого выражения равны. Этот вывод можно сделать, пользуясь переместительным свойством умножения.

У.- Хорошо! Можно ли не вычисляя сравнить правую и левую  левую части второго выражения?

Д. –  Да, т. к. в произведениях слева и справа есть одинаковые множители и к произведению 3 и 6 в левой части прибавили 3 т.е. 3 взяли слагаемым 7 раз. Т.е. левая часть меньше правой.

У.- Работаем с третьим выражением.

 Д. –  В левой части первого выражения число 5 умножили сначала на 4, а потом еще на 2 т.е. повторили это число всего 6 раз и левой части 5 повторили 6 раз , значит левая и правая части равны.

(Аналогично работаем с другими выражениями)

У.- На какие 2 группы можно разбить эти выражения?

Д.- На равенства и неравенства.

У.-Молодцы!

Д. –  Да, т. к. в произведениях слева и справа есть одинаковые множители и к произведению 3 и 6 в левой части прибавили 3 т.е. 3 взяли слагаемым 7 раз. Т.е. левая часть меньше правой.

У.- Работаем с третьим выражением.

 Д. –  В левой части первого выражения число 5 умножили сначала на 4, а потом еще на 2 т.е. повторили это число всего 6 раз и левой части 5 повторили 6 раз , значит левая и правая части равны.

(Аналогично работаем с другими выражениями)

У.- На какие 2 группы можно разбить эти выражения?

Д.- На равенства и неравенства.

У.-Молодцы!

Повторение ранее изученного материала,  выявление знаний, необходимых для изучения нового материала.

Упражнение требует от учащихся не только повторения таблицы умножения, но и наблюдательности, развивает у них абстрактное мышление.

Познавательные УУД

Закрепление умения правильно читать математические выражения, называть компоненты действий умножения и деления. Развитие мыслительных процессов, монологической речи учащихся. Во время выполнения этого задания формируется умение выбирать основание для классификации.

Познавательные УУД

3.

Создание проблемной ситуации

Слайд 3. Рисунок (42 елочки, расположенные в 9 рядов, по 6 елочек в ряду, одна под другой)

У.- Что изображено на рисунке?

Д. – Елочки, расположенные рядами.

У.- Что означает число 6?

Д. – Число 6 обозначает, сколько елочек в каждом ряду.

У.- Что означает число 9?

Д. – Число 9 обозначает, сколько всего рядов с елочками.

У.- Придумайте интересную задачу по рисунку, работая в паре.

Д. – В питомнике есть участок, засаженный елочками. Сколько елочек на участке, если посажены они в 9 одинаковых рядов по 6 елочек в каждом ряду?

У.- Как же ответить на вопрос задачи?

Д. –  по 6 взять 9 раз

У.- Запишите на доске решение задачи

Д. –  6 ×9  

У.- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?

Д. –  Только через сложение.  А через умножение  нет, потому что не знаем всю таблицу умножения  6

У.- Попробуйте сами сформулировать тему урока, определите, чем сегодня мы будем

заниматься.

Д. – Мы будем составлять таблицу умножения  6.

Операционный компонент урока.

Работа в паре слабый-сильный.

Слабый придумывает, сильный проверяет. В случае ошибки слабый получает помощь от сильного. (Коммуникативные УУД)

Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Формирование саморефлексии знаний.

У детей развивается умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

4.

Работа над новым материалом.

Слайд 4.  Интерактивный плакат с таблицей умножения  6.

6×1=             6×6=

6×2=             6×7=

6×3=             6×8=

6×4=             6×9=

6×5=             6×10=

У.- Я предлагаю вычислить произведения таблицы 6. Запишите те значения произведений, которые вы знаете из других таблиц.

(Это учащиеся выполняют на доске фломастером)

Д. –  6×2=12 , это мы знаем из таблицы 2

         6×3=18, это мы знаем из таблицы 3

     6×4=24, это мы знаем из таблицы 4,                                                                                           6×5=30, это мы знаем из таблицы 5

У.- Благодаря какому свойству умножения мы нашли значения этих произведений?

Д. –  Значения этих произведений мы нашли благодаря переместительному свойству умножения.

У.- Какие произведения нам ещё  нужно узнать?

Д. –  6×6=

         6×7=

         6×8=

         6×9=

У.- Запишите эти произведения в тетради

2.Групповая работа.

У.- Я предлагаю вам разбиться по группам и подумать, как можно вычислить эти произведения.

Высокий уровень

Найдите значения этих  произведения с помощью известных нам таблиц.

Средний уровень

Найдите значения этих произведений с помощью известной нам таблицы на 5.

 Низкий уровень

Найдите значения этих произведений с помощью известных нам таблиц. Используй образец:

6×6=6×5+6=30+6=36

Проверка: начинается со слабой группы, другие группы или соглашаются, дополняют, или отрицают ответ, доказывая свой вывод.

Объясняет ученик, которого выберут члены группы. Это воспитывает у ученика чувство ответственности, доверия. В результате проверки на доске появляется запись:

 Высокий уровень 6×6=6×3+6×3=18+18=36 или  6×2+6×4=12 +24=36

 Средний уровень 6×6=6×5+6=30+6=36

 

Высокий уровень 6×7=6×3+6×4=18+24=42 или 6×2+6×5= 12+30=42

Средний уровень 6×7=6×6+6=36+6=42

У.- Молодцы! Я рада, что вы правильно нашли значения этих произведений.

3. На доске:

         6×7=42

         6×8=48

         6×9=54

У.- Как по - другому можно записать эти произведения?

Д. –   7×6=42

          8×6=48

          9×6=54

У.- Какое свойство умножения использовали?

Д. –    Мы использовали переместительное свойство умножения.

У.- При изучении каких таблиц  нам пригодятся  эти знания ?

Д. –   При изучении таблицы умножения 7, 8 и 9.

У.- Теперь нам остается только выучить таблицу 6. Чтобы легче было её запомнить, давайте найдем в ней «хитрости»

Д. –  6×4=24   6×6=36    6×8=48  читается как стишок - легко запомнить

У.-  Теперь я предлагаю вам поискать «подсказки» в подчеркнутых произведениях

6×1= 6             6×6= 36

6×2= 12           6×7= 42

6×3= 18           6×8= 48

6×4= 24           6×9= 54

6×5= 30           6×10= 60

У.-  Обратите внимание на вторые множители в данных произведениях и  подумайте, какими числами они выражены.

  Д. –  Они выражены четными числами.

У.-  Поищите связь между этими множителями и цифрами в записи значения произведения.

  Д. –  При умножении на четное число, цифра единиц в ответе равна второму множителю.

  У.-  Молодцы! А что можете сказать о числе десятков ?

  Д. –  А цифра десятков в два раза меньше второго множителя.

6×2=12     6×6=36

6×4=24     6×8=48

 

Дети учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и ..позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Работа в группах способствует воспитанию коммуникативных навыков: умения слушать товарища, отстаивать свою точку зрения.

Способ дифференциации - степень помощи. Учащимся раздаются карточки с заданием на каждую группу.

Активная познавательная деятельность учащихся, развитие анализа, синтеза.

Качественная оценка деятельности учащегося. Учитель поддерживает ситуацию успеха.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Операционный компонент УД. Школьники учатся рассуждать, доказывать, что ведет к сознательному усвоению нового материала.

Повторение и закрепление переместительного свойства умножения. Применение ранее полученных знаний.

Постановка проблемной ситуации. Дети проводят сравнительный анализ, находят отличительные и общие черты.

Если учащиеся затрудняются в ответе, можно дать дозированную помощь: показать указкой, на что обратить внимание.

5.

Физкультминутка.

Летел по небу шарик

По небу шар летел.

Но знаем, что до неба

Наш шар не долетел.

При очередном прочтении закрывают по одному слову, заменяя его жестом. (2 раза)

Использование здоровье- сберегающей технологии.

 Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.

6.

Первичное закрепление.

Слайд 5

1. 6×2=1_       6×6=3_       6×8=4_

2. 6×_=_4     6×_=_8     6×_=_6

3.4_: 6=7       _4 : 9=6      60 :_ =10

У.-  Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?

Д. –  Вставить пропущенные цифры.

У.-  Да, вы догадались правильно. Не заглядывая в таблицу, заполните пропущенные места в произведениях.

У.-  Как же быть с нашей нерешенной задачей? Теперь мы сможем ответить на вопрос? Сколько было деревьев в лесу?   Д. –  6×9=54(д.)

Развитие регулирующей части УД- итогового самоконтроля. Развитие логического мышления

( сравнения, обобщения).

У детей развивается умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Учитель не «навязывает» задание в готовом виде. Такие вопросы помогают ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, способствуют более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общего абстрактного знания как единой основы. 

7.

Включение в систему знаний и повторение.

У.-  Ребята, предлагаю открыть учебники и решить еще одну задачу.

Задача № 374 из учебника  математики

(2 кл. (1-4) с.64)

К празднику 8 Марта ученики 2 класса решили сделать подарки учителям Марии Николаевне, Тамаре Петровне, Вере Ивановне, Ольге Семеновне, Елене Борисовне и директору Ирине Юрьевне. Каждый ученик нарисовал красивый рисунок. Когда рисунки разложили по конвертам, в каждом оказалось по 4 рисунка. Сколько детей учится в классе?

- В чем особенность этой задачи?

-Попробуйте сократить текст.

Сравните свой текст с таким:

Слайд 6

Ученики 2 класса решили сделать подарки  6  работникам школы. Каждый ученик нарисовал рисунок. Рисунки разложили в конверты по 4 рисунка в каждом. Сколько детей учится в классе?

У.-  Кто знает, как решить задачу?

(Группа учащихся приступает к самостоятельной работе над задачей.)

В качестве дополнительной работы им предлагается задача в стихах. Текст ее напечатан на карточках, которые дети получают по мере выполнения ими работы над основной задачей)

Эти насекомые нам хорошо знакомые.

Муха, жук, три мошки

Обули красные сапожки.

 Две бабочки надели тапочки,

А стрекоза на ножки

Обула босоножки.

Сколько обуви – смотри!

Сосчитать сумеешь ты?

С остальными учащимися  осуществляется анализ задачи.

 (Один ученик записывает решение задачи на обратной стороне доски, остальные дети записывают решение в тетрадях)

У.-  Ребята, если вы согласны с таким решением ,  покажите это с помощью «светофорчиков»

У детей развивается умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  

Применение технологии дифференцированного обучения. Дифференциация по степени самостоятельности.

(Познавательные УУД)

Межпредметная связь. Прежде чем приступить к решению задачи детям нужно вспомнить, что «герои» задачи- это насекомые, а у насекомых по 6 ног.

У детей развивается умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Формирование самоконтроля и взаимоконтроля.

8.

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) 

Домашнее задание

  У.-  Оцените свою работу на уроке, используя схему:

                    смог

                    знаю

я

                    запомнил                            

                                                                             

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (было  просто, понятно), жёлтый (были затруднения, не все было понятно), красный (не смог выполнить ни одного задания, было трудно).

У.-  Чему новому научились?

Что больше понравилось на уроке?

  1. Пользуясь « секретами» найденными на уроке, выучить таблицу умножения 6
  2. Выделить в таблице 6 строчки, которые помогут «сократить»(благодаря переместительному свойству умножения) другие  столбики таблицы умножения

Идет работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности - развитие рефлексии в подведении итогов.

( Регулятивные УУД)

Развитие мотивационного компонента на основе эмоциональной памяти.

Развитие регулирующего компонента, формирование адекватной самооценки.

У детей формируется способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Самоанализ урока

      Тип урока - Урок открытия нового знания

         Поставлены следующие цели и задачи:

-Формировать умственные действия анализа и обобщения на основе самостоятельного составления таблицы умножения 6 и на 6;

-Совершенствовать вычислительные навыки;

-Закреплять  умение решать текстовые задачи;

-Формировать умения применять знания в новой ситуации.

-Развивать логическое мышление: мыслительные операции (сравнения, обобщения)  при выполнении заданий устного счета, самостоятельной работы и задания повышенного уровня сложности.

-Совершенствовать  коммуникативные навыки через организацию работы в группах, парах.

- Развитие самоконтроля на основе взаимоконтроля при проверки работ товарища.

 Структура урока построена с учётом принципов развивающего обучения.

 Содержание урока соответствует теме и поставленным задачам.

  Вся деятельность учащихся  направлена на самостоятельное составление таблицы умножения 6 и на 6 и совершенствование вычислительных навыков учащихся.

Организация учебной деятельности строится таким образом, чтобы каждый ученик сознательно ставил цели и задачи и добивался определённых успехов, стал соучастником научного поиска. Использованы такие  методы и приёмы работы, как:

- частично- поисковый метод при составлении  таблицы умножения 6;

 - проблемный метод при «открытии» темы урока;

 - аналитико- синтетический при решении текстовой задачи;

 - исследовательский - при выполнении решении  логической задачи.      

В ходе урока запланирована самостоятельная работа, как проверка усвоения  новых знаний, при первичном закреплении. Проверка выполненных заданий проводится  в парах, группах.

      На уроке один  вид деятельности  сменяется другим: устные упражнения чередуются с  письменными,  используются  минутки отдыха, применяются  различные формы организации деятельности учеников: фронтальная, индивидуальная, групповая.

      Мотивационный, операционный и регулирующий компоненты развиваются  в равной степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический проект урока математики 4 класс

Тема: «Сложение и вычитание чисел больше 10 000. Решение задач».Тип урока: урок закрепления и систематизации знанийВид урока: урок-путешествие...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Проект урока математики 2 класс

Тип урока. Закрепление полученных знаний  и способов учебных действийТема урока. «Продолжаем вычитать».Цель урока. Закрепление умений выполнять вычисления чисел с переходом через десяток...

Проект урока математика 1 класс "Счет предметов"

Конспект урока математики для 1 класса по разделу "Простейшие представления"...

Проект урока математики 4 класс с использованием ЦЛО

Консект урока математики с использованием цифрового лабораторного оборудования на этапе целеполагания...

Проект урока математики 1 класс УМК Гармония

Проект урока по теме: «Число и цифра 5.Разбиение фигур на две группы» МатематикаВыполнил учитель начальных классовМБОУ СОШ №149Московского района г. Н.НовгородаВиноградов...