Факультатив "Наглядная геометрия"
материал по математике (4 класс) на тему

Курс направлен на знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив «Наглядная геометрия».

Пояснительная записка.

Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

Курс рассчитан на 1 час в неделю: 34 урока.

Учебно –методическое обеспечение:

  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.
  2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.
  3. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  4. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3-ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  5. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.
  6. Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006
  7. Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .
  8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.  

4 класс

№ п/п

Дата

Тема

Содержание

Требования к уровню обученности  и компетентности учащихся (результат)

1

Повторение изученного в 3 классе

Повторить и откорректировать знания детей.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- повторять и усложнять изображаемый предмет;

- задавать множество перечислением;

- чертить диаграмму Венна;

- обозначать элементы множества;

- обозначать пустое множество;

- изображать пересечение и объединение множеств.

Знать:

-что такое множество, подмножество;

- равные множества;

- знаки U, ∩, с, ¢,

2

Программа действий. Алгоритм.

Алгоритм. Виды алгоритмов.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

-  пользоваться алгоритмом.

3

Программа с вопросами. Виды алгоритмов

4

Работа по алгоритму.

5

Равносторонний и равнобедренный треугольники. Построение треугольников.

Высота треугольника. Биссектриса.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

-  пользоваться алгоритмом;

- строить равносторонний и равнобедренный треугольники.

6-7-8

Площадь. Вычисление площади фигуры сложной конфигурации.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

- находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;

- находить площадь фигур сложной конфигурации;

Знать: - назначение палетки;

- единицы измерения  площади;

- формулу вычисления площади.

9

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

Различие между плоскими и объёмными фигурами.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- конструировать объёмное тело из пластилина, проволоки, бумаги;

- находить площадь  полной поверхности геометрического тела;

- изготавливать игральный кубик для настольных игр;

- мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы;

- анализировать геометрические формы.

10

Объемные геометрические фигуры. Куб.

Объёмная геометрическая фигура – куб.

Развёртка куба.

Площадь полной поверхности куба.

Изготовление игрального кубика для настольных игр.

11

Куб. Площадь полной поверхности куба.

12

Знакомство со свойствами игрального кубика.

13

Объемные геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед .

Объёмная геометрическая фигура – прямоугольный параллелепипед.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.

14

Объемные геометрические фигуры. Цилиндр.

Объёмная геометрическая фигура –  цилиндр.

Развёртка цилиндра.

15

Объемные геометрические фигуры. Конус.

Объёмная геометрическая фигура –  конус.

Развёртка конуса.

16

Объемные геометрические фигуры. Пирамида.

Объёмная геометрическая фигура –  пирамида. Виды пирамид.

Развёртка пирамиды. Высота пирамиды.

Египетские пирамиды. Пирамиды в Канаде.

17

Объемные геометрические фигуры. Шар.

Объёмная геометрическая фигура- шар.

18

Обобщение изученного по теме: «Объемные геометрические фигуры (тела)»

Повторить и откорректировать знания детей по теме.

19

Объём фигур.

Познакомить с формулой объёма фигур.

Единицы измерения объёма.

V = а∙а∙а; V = а∙в∙с

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- находить объём фигур по формулам.

Знать:

- единицы измерения  объёма;

- формулу вычисления объёма.

20

Объём куба. Объём прямоугольного параллелепипеда.

21-22

Решение задач на нахождение площади, периметра, объёма с использованием формул

Решение задач.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

Знать:

- единицы измерения  периметра, площади, объёма;

- формулы вычисления периметра, площади, объёма.

23

Числовой луч.

Понятие числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче.

24

Сетки. Координатная плоскость.

Повторить построение координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Учить ориентироваться по координатам точек на плоскости.

Познакомить с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- ориентироваться по координатам точек на плоскости;

- строить точки на числовом луче;

- строить координатный угол;

- читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

- строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

25

Координатная плоскость.

26

Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам.

27

Практическая работа. Построение фигур по заданным точкам.

28

Осевая симметрия.

Дать представление о симметрии в окружающем мире;

Познакомить с осевой симметрией на плоскости;

познакомить учащихся с осевой симметрией, рассмотреть ее, как свойство некоторых геометрических фигур; научить строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси;

- распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией;

- научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур.

Знать:

- приёмы симметричного вырезания;

- перпендикулярные, вертикальные, горизонтальные линии.

29

Симметричные фигуры

Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости;

познакомить школьников с симметричными фигурами;

изучить закономерности расположения симметричных точек и фигур;

научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур;

обосновывать свой выбор;

учить строить симметричные фигуры;

повторить прием симметричного вырезания;

повторить материал о перпендикулярных линиях, вертикальных и горизонтальных.

30

Практическая работа. Построение точек и фигур, симметричных данным.

31

Практическая работа. Построение симметричных фигур.

32

Поворотная симметрия.

Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире; показать важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.

33

Обобщение  изученного  материала.  Решение   геометрических задач.

Повторить и откорректировать знания детей.

Уметь:

-  пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- ориентироваться по координатам точек на плоскости;

- строить точки на числовом луче;

- строить координатный угол;

- читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче;

- строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

Знать:

- единицы измерения  периметра, площади, объёма;

- формулы вычисления периметра, площади, объёма.

34

Обобщение  изученного  материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования

Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....

Урок геометрии в 8 классе "Свойства параллелограмма"

Урок геометрии в 8 классе по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма» является уроком изучения нового материала. Урок идет в сопровождении презентации, содержащей анимированные доказательства с...

Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»

Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...

Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)

В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...

Конспект урока + презентация по геометрии на тему "Путешествие в страну Геометрию"

Конспект урока + презентация по геометрии на тему Путешествие в страну геометрию....