"Симметрия. Решение задач". 3 класс
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием Сингапурских образовательных структур.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС Трофимовой Т.Д., учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №7 г. Лениногорска РТ
Тема: Симметрия на клетчатой бумаге. Решение геометрических задач.
Цели: 1) изучить понятие симметрия, выявить её обязательные признаки и необязательные, примеры симметричных и несимметричных фигур, формировать умение находить ось симметрии и строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге; совершенствовать умение решать геометрические задачи; проверить вычислительные навыки; 2) развивать пространственное мышление, критичность мышления, расширять кругозор учащихся; 3) воспитывать коммуникативные умения, желание и умение сотрудничать в группе.
Оборудование: учебник математики 3 класс (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва), рабочая тетрадь на печатной основе, ПК учителя, интерактивная доска SMART, презентация к уроку, раздаточный материал для проверки ЗУН учащихся.
Структура и ход урока.
Этапы урока. Содержание учебного материала. | Формы организации обучения. (в том числе сингапурские образовательные структуры) |
I. Организационный этап. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Девиз урока: «Уменье везде найдёт примененье». Слайд 1-2. | Обучающиеся определяют себе цели урока, опираясь на слова, «Я хочу узнать… Я хочу научиться… Я хочу закрепить…» Объясняют девиз урока (пословицу). |
II. Актуализация знаний. 1.Работа в парах по карточкам «Если с другом вышел в путь…» Слайд 3. Задания: 36 + 25 + 64 = 125 85 + 18 + 15 + 82= 200 120 + 45 + 80 + 45=290 1000 – (560 + 40 + 99 +1) =300 Каковы периметр и площадь прямоугольника, если его ширина 8см, а длина 10см? Р = 36 см, S=80 кв см | Обучающиеся А и Б – партнёры по плечу - по структуре РЕЛЛИ ТЕЙБЛ работают по карточкам, по очереди объясняя удобный способ сложения данных чисел и ход решения задачи. Проверка – отвечают участники 1 и 2 команды №6 у доски. Пары оценивают себя, и партнёры благодарят друг друга за хорошую работу. |
III. Работа по теме урока. | |
Слайд 4-6. 1.Проблемный вопрос: Что такое симметрия? Какие фигуры называют симметричными? Рассказ учителя. Слово «симметрия» пришло из Древней Греции и означает оно гармонию, красоту и пропорциональность в объекте. Зеркально симметричным считается объект, состоящий из двух половин, которые являются зеркальными двойниками по отношению друг к другу. Зеркальная симметрия хорошо видна у бабочки; симметрия левого и правого проявляется здесь с почти математической строгостью. Можно сказать, что каждое животное, насекомое, рыба, птица состоит из двух правой и левой половин. Так, симметричными являются правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д. И всегда найдётся прямая - ось симметрии этой фигуры. | Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре ТАЙМД РАУНД РОБИН проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз в течение 20 секунд. Проверка – отвечает участник 3 команды 1, добавляют участники 3 из других команд. Далее идёт рассказ учителя и демонстрация симметричных и несимметричных объектов на экране. |
2.Игра «Найди лишнее» Слайд 6. - По какому принципу можно выделить лишние предметы? | Обучающиеся партнёры по лицу А и Б по структуре РЕЛЛИ РОБИН поочерёдно обмениваются короткими ответами на данный вопрос. Проверка – отвечает участник Б команды 4. |
Слайд 7-8. 3. Задание на нахождение и проверку оси симметрии (на глаз). а) Симметричны ли данные фигуры? Правильно ли проведена в них ось симметрии? б) Мини-исследование. Командам даны цветные фигуры. Как доказать, симметричны ли они? Как пройдут оси симметрии в данных фигурах? (надо согнуть их, чтобы найти оси симметрии) | а) Команда 3 выходит к доске. Отвечающие убирают лишние прямые, не являющиеся осью симметрии. б) Доказать, что фигура симметрична можно очень просто – разделить её на 2 равные части по вертикали или по горизонтали с помощью оси симметрии – это и будет доказательством симметрии. Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН думают над заданием, выполняют перегибания фигур и по очереди обсуждают свои ответы в команде. Проверка - покажите фигуру, имеющую 1 ось симметрии, 2 оси, множество, ни одной оси, т.е. несимметричную. |
4. Практическая работа по построению симметричных фигур на клетчатой бумаге, задания №171, 172, 173, 174, 175* -Как выполнить преобразование фигур относительно оси симметрии?
Слайд 9. | Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН думают над вопросом, выполняют преобразования фигур и по очереди обсуждают свои ответы в команде: Чтобы правильно выполнить преобразование, надо перенести точку от оси на такое же расстояние, как было до оси. |
5. Творческое задание 1 обучающемуся – на интерактивной доске нарисовать симметричную фигуру по клеткам. Слайд 10. | Работа индивидуальная самостоятельная. |
IV. Этап закрепления и обобщения знаний. | |
1. Решение геометрической задачи. В мастерской сделали квадратную и прямоугольную рамки для портретов. Длина прямоугольной рамки 10 см, а ширина 8 см. На квадратную рамку материала пошло столько же, сколько и на прямоугольную. Вычисли длину стороны квадратной рамки. Слайд 11. | Обучающиеся - партнёры по плечу А и Б - по структуре РЕЛЛИ ТЕЙБЛ поочерёдно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги. Проверка – отвечает участник 2 команды 5. |
2.Заполнить таблицу «СИММЕТРИЯ», работая в командах. Слайды 12. | Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР рассматривают понятие симметрия с разных сторон, сначала записывают каждый самостоятельно (1минуту) его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). Затем вся команда обсуждает и заполняет общую таблицу (3 минуты). Проверка заполнения – существенные признаки называет участник 1 команды 2, несущественные признаки – участник 2 команды 3, примеры симметрии – участник 3 команды 4, а антипримеры – участник 4 команды 5. Их дополняют при необходимости участники других команд. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. - Девизом урока была пословица: «Уменье везде найдёт примененье». Как она связана с симметрией? -Так чему вы научились? Что закрепили? Слайд 13-15. | Обучающиеся высказываются с опорой на слова: - Я сегодня узнал… - Я сегодня научился… - Мне понравилось… - Но мне ещё надо… |
Нарушение симметрии в изобретениях, может погубить много людей, так как самолет может разбиться, корабль затонуть, машина не поедет. Да здравствует её Величество СИММЕТРИЯ! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок для 2 класса математика + информатика, Решение задач. Алгоритмы. Алгоритмы решения задач
Урока для 2 класса. Алгоритмы. Решение задач....

Решение задач. Составление и решение обратных задач.
Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."
Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...
Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс
: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель: использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...
« Устные вычисления. Решение задач.» Класс 2 «А»
2. Дата: 18.11.2021.3. Предмет: математика4. Тип урока: закрепление предметных знаний.5. Тема: устные вычисления. решение задач.6. Цель: развитие умения решать задачи изученных видов. 7. Задачи: ...
Технологическая карта урока математики "Решение задач с дополнением условия. Сравнение величин. Решение текстовых задач в два действия" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя:Обобщение и систематизация знаний и умений дополнять условия задач и сравнивать величины.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания о вычитании и сложении с опорой на зна...

Технологическая карта урока математики "Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов" (3 класс) УМК Школа России
Технологическая карта урока математики "Планирование хода решения задачи арифметическим способом. Решение задач изученных видов" (3 класс) УМК Школа РоссииЦель урока: способствовать формиров...
