Главные вкладки

    "Симметрия. Решение задач". 3 класс
    методическая разработка по математике (3 класс) по теме

    Трофимова  Татьяна Дмитриевна

     Урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" с использованием Сингапурских образовательных структур.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_simmetriya.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС                                 Трофимовой Т.Д., учителя начальных классов высшей квалификационной категории

    МБОУ СОШ №7 г. Лениногорска РТ

    Тема: Симметрия на клетчатой бумаге. Решение геометрических задач.

    Цели: 1) изучить понятие симметрия, выявить её обязательные признаки и необязательные,  примеры симметричных и несимметричных фигур, формировать умение находить ось симметрии и строить симметричные фигуры на клетчатой бумаге; совершенствовать умение решать геометрические задачи; проверить вычислительные навыки; 2) развивать пространственное мышление,  критичность мышления, расширять кругозор учащихся; 3) воспитывать коммуникативные умения, желание и умение сотрудничать в группе.

    Оборудование: учебник математики 3 класс (авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачёва), рабочая тетрадь на печатной основе, ПК учителя, интерактивная доска SMART,  презентация к уроку, раздаточный материал для проверки ЗУН учащихся.

    Структура и ход урока.

    Этапы урока.

    Содержание учебного материала.

    Формы организации обучения.

    (в том числе сингапурские образовательные структуры)

    I. Организационный этап.  Сообщение темы урока. Определение целей урока.

    Девиз урока: «Уменье везде найдёт примененье».                                 Слайд 1-2.

    Обучающиеся определяют себе цели урока, опираясь на слова,   «Я хочу узнать… Я хочу научиться… Я хочу закрепить…»

    Объясняют девиз урока (пословицу).

    II. Актуализация знаний.

    1.Работа в парах по карточкам  «Если с другом вышел в путь…»               Слайд 3.                                     

    Задания:

    36 + 25 + 64 = 125

    85 + 18 + 15 + 82= 200

    120 + 45 + 80 + 45=290

    1000 – (560 + 40 + 99 +1) =300

    Каковы периметр и площадь прямоугольника, если его ширина 8см, а длина 10см?

    Р = 36 см, S=80 кв см

    Обучающиеся  А и Б – партнёры по плечу -  по структуре РЕЛЛИ ТЕЙБЛ работают по карточкам, по очереди объясняя удобный способ сложения данных чисел и ход решения задачи.

    Проверка – отвечают участники 1 и 2 команды №6 у доски.

    Пары оценивают себя, и партнёры благодарят друг друга за хорошую работу.

    III. Работа по теме урока.

    Слайд 4-6.

    1.Проблемный вопрос: Что такое симметрия? Какие фигуры называют симметричными?

    Рассказ учителя.  Слово «симметрия» пришло из Древней Греции и означает оно гармонию, красоту и пропорциональность в объекте. Зеркально симметричным считается объект, состоящий из двух половин, которые являются зеркальными двойниками по отношению друг к другу.

    Зеркальная симметрия хорошо видна у бабочки; симметрия левого и правого проявляется здесь с почти математической строгостью. Можно сказать, что каждое животное, насекомое, рыба, птица состоит из двух правой и левой половин. Так, симметричными являются правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д. И всегда найдётся прямая - ось симметрии этой фигуры.

    Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре ТАЙМД РАУНД РОБИН проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз в течение 20 секунд.

    Проверка – отвечает участник 3 команды 1, добавляют участники 3 из других команд.

    Далее идёт рассказ учителя и демонстрация симметричных и несимметричных объектов на экране.

    2.Игра «Найди лишнее»              Слайд 6.

    - По какому принципу можно выделить лишние предметы?

    Обучающиеся партнёры по лицу А и Б по структуре  РЕЛЛИ РОБИН  поочерёдно обмениваются короткими ответами на данный вопрос.

    Проверка – отвечает участник Б команды 4.

    Слайд 7-8.

    3. Задание на нахождение и проверку оси симметрии (на глаз).

    а) Симметричны ли данные фигуры? Правильно ли проведена в них ось симметрии?

    б) Мини-исследование. Командам даны цветные фигуры. Как доказать, симметричны ли они? Как пройдут оси симметрии в данных фигурах? (надо согнуть их, чтобы найти оси симметрии)

    а) Команда 3 выходит к доске. Отвечающие убирают лишние прямые, не являющиеся осью симметрии.

    б) Доказать, что фигура симметрична можно очень просто – разделить её на 2 равные части по вертикали или по горизонтали с помощью оси симметрии – это и будет доказательством симметрии.

    Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре  ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН думают над заданием, выполняют перегибания фигур и по очереди обсуждают свои ответы в команде.

    Проверка - покажите фигуру,  имеющую 1 ось симметрии, 2 оси, множество, ни одной оси, т.е. несимметричную.

    4. Практическая работа по построению симметричных фигур  на клетчатой бумаге, задания №171, 172, 173, 174, 175*

    -Как выполнить преобразование фигур относительно оси симметрии?

     

                                    Слайд 9.

    Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре  ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН думают над вопросом, выполняют преобразования фигур и по очереди обсуждают свои ответы в команде: Чтобы правильно выполнить преобразование, надо перенести точку от оси на такое же расстояние, как было до оси.

    5. Творческое задание 1 обучающемуся – на интерактивной доске нарисовать симметричную фигуру по клеткам.

    Слайд 10.

    Работа индивидуальная самостоятельная.

    IV. Этап закрепления и обобщения знаний.

    1. Решение геометрической задачи.

    В мастерской сделали квадратную и прямоугольную рамки для портретов. Длина прямоугольной рамки 10 см, а ширина 8 см. На квадратную рамку материала пошло столько же, сколько и на прямоугольную. Вычисли длину стороны квадратной рамки.

    Слайд 11.

    Обучающиеся -  партнёры по плечу А и Б - по структуре  РЕЛЛИ ТЕЙБЛ  поочерёдно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.

    Проверка – отвечает участник 2 команды 5.

    2.Заполнить таблицу «СИММЕТРИЯ», работая в командах.

    Слайды 12.

    Обучающиеся в группе по 4 человека по структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР рассматривают понятие симметрия с разных сторон, сначала записывают каждый самостоятельно (1минуту) его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). Затем вся команда обсуждает и заполняет общую таблицу (3 минуты).

    Проверка заполнения – существенные признаки называет участник 1 команды 2,

    несущественные признаки – участник 2 команды 3, примеры симметрии – участник 3 команды 4, а антипримеры – участник 4 команды 5. Их дополняют при необходимости участники других команд.

    V. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Девизом урока была пословица: «Уменье везде найдёт примененье».  Как она связана с симметрией?

    -Так чему вы научились? Что закрепили?

    Слайд 13-15.

    Обучающиеся высказываются с опорой на слова:

    - Я сегодня узнал…

    - Я сегодня научился…

    - Мне понравилось…

    - Но мне ещё надо…

    Нарушение симметрии в изобретениях, может погубить много людей, так как самолет может разбиться, корабль затонуть, машина не поедет.

    Да здравствует её Величество СИММЕТРИЯ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение задач. Составление и решение обратных задач.

    Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

    Решение задач с выбором решения во 2 классе

    Решение задачи с выбором решения. Задача красочно оформлена, допускает вариативность решения. Применима как тренажер на уроке математики, а также в дальнейшей работе со слабыми детьми на дополнительны...

    Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

    Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

    Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

    Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

    Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

    Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

    Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

    Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....