"Числа 6 и 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Олейник Юлия Григорьевна

Закреплять у учащихся знание состава чисел 6–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой;  Усвоить приём вычитания чисел из 7, основанный на связи между вычитанием и сложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chisla_6_i_7.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  «Числа 6 и 7».

Цель урока.  Закреплять у учащихся знание состава чисел 6–7; упражнять детей в записи и чтении равенств; продолжать формировать умение детей составлять и читать неравенства, соотносить число с цифрой;  Усвоить приём вычитания чисел из 7, основанный на связи между вычитанием и сложением.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправляемся в гости к лесным жителям из сказок и мультфильмов. Только где бы взять приглашение? Знаете, может, нам помогут вот эти листочки? Посмотрите на них.

( 5  листиков от различных деревьев, на которых с одной стороны слоги ни, при, е, ше, гла, А с другой стороны примеры 6-2, 6-5, 3+2, 6-3, 6-4)

Листики раздаются детям.

-Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? (Решить примеры)

2. Устный счёт.

-Давайте попробуем. Какое задание на первом листочке?

-Из 6 вычесть 2.

(выражения записывается на доске уч-ся)

-Сколько же это будет?

-4, потому что 6 это 2 да ещё 4, значит, 6 без 2 будет 4.

-Давайте мы под этим выражением прикрепим ваш листочек. Читайте, что на нём написано?

-Какое задание написано на втором листочке?

-Из 6 вычесть 5, будет 1.

-Ответ правильный. Кто объяснит?

-6 – это 5 и 1. 6 без 5 будет 1.

-Какое выражение на следующем листике?

-К 3 прибавить 2.

-А по другому прочитайте.

-3 плюс 2.

-Молодцы! А ещё?

-Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2, сумма равна 5.

-Умнички! Переворачивайте листик. А теперь поработаем с 4 листочком. Прочитайте выражение. Запишите на доске.

-Из 6 вычесть 3.

-А по другому?

-6 минус 3.

-6 отнять 3.

-Уменьшаемое 6, вычитаемое 3, разность равна 3.

-Последний листочек у кого? Читайте выражение.

-6 минус 4.

-Найдите ответ.

-6 это 4 да ещё 2, значит, 6 без 4 будет 2.

-Читайте запись на последнем листике.

На доске.

6-2=4   6-5=1   3+2=5   6-3=3   6-4=2

  ни       при         е          ше       гла

-Посмотрите внимательно, что же получилось?

-Надо листочки поменять местами

-А как их надо поставить? Внимательно посмотрите на ответы.

- В порядке возрастания и получится слово «приглашение».

-А теперь, внимательно посмотрите ещё раз на все выражения, ни чего не замечаете? Кто догадался?

-Выражение 3+2=5 «лишнее», так как все остальные выражения на вычитание.

-Попробуйте заменить это выражение. Нужно, чтобы в ответе было 5 и действие  …

- Вычитание.

Дети предлагают свои ответы и записывают их на доске.

5-0=5                     8-3=5

10-5=5                   7-2=5

6-1=5                     9-4=5

-А какое же выражение мы выберем?

-6-1=5, потому что везде уменьшаемое 6.

-Здорово! Молодцы, ребята! Итак, отправляемся в лес.

3. Физминутка.

-Давайте представим. Что мы в лесу.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

4. Тема урока.

- Посмотрите, вдалеке избушка на курьих ножках (на доске избушка в 4 этажа к ней ведёт дорожка, на которой изображены кочки с выражениями 6-2…5-2, 6=2…6-2, 2+3… 2+4).

Нас туда ведёт дорожка,

Но здесь кочки на пути.

Как к избушке подойти?

-Надо выполнить задания.

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-Решить выражения и сравнить, т.е. поставить знаки «больше», «меньше» или «равно».

Дети записывают выражения в тетради, один ученик работает у доски.

-Вот мы к избушке подошли. Кто в ней живёт? А из какого мультфильма эта избушка.

-Правильно, в этой избушке живёт много Бабок Ёжек. Это избушка из мультфильма «Летучий корабль».

-Ребята на каждом этаже живет по 7 бабуль. На первом в первой квартире сколько (3), а во вторую квартиру вы, сколько поселите (4).

-А теперь заселим второй этаж. Одна Баба Яга уже заселилась сама, а вы, сколько поселите во вторую квартиру? (6)

-Кто подскажет, как заселим третий этаж. 4 уже заселились, вы поселите остальных (3).

-На четвёртом этаже живут две Яги. Сколько будет жить во второй квартире? (5)

-Молодцы, ребята! Считать вы научились хорошо. А сможете составить за дачу?

На доске две корзинки с  грибами.

-Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

-Условие, вопрос, решение, ответ.

Дети приводят свои примеры задач. Одну из задач на сложение дети записывают в тетрадь. Один ученик работает у доски.

-А теперь подумайте, как можно поставить вопрос к задаче, чтобы она решалась со знаком минус.

-Надо узнать, кто собрал грибов больше.

- А точнее?

-Сравнить, узнать, на сколько больше грибов собрал первый ёжик, чем второй?

-Какое правило, мы с вами знаем?

-Чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого, надо из большего вычесть меньшее.

- Запишите решение самостоятельно, (взаимопроверка).

-А теперь закройте глазки.

Учитель перекладывает незаметно грибы так, чтобы в одной корзинке было3, а в другой – 4 гриба.

-Посмотрите, кто пришёл в гости к бабулям?

-Их друг Водяной.

Он предлагает вам отдохнуть.

5.Физминутка.

Дети по музыку выполняют движения (физминутки для интерактивной доски).

Продолжение темы урока.

-Что вы заметили?

-Количество грибов в корзинках изменилось. В одной теперь 3, в другой 4.

-А сколько всего?(7) Давайте это запишем.

Дети записывают 7=3+4 в тетрадях и на доске.

-Пришёл водяной и стал считать грибы. Мы - то с вами знаем, сколько грибов, и даже записали. Водяной подумал и забрал все грибы из второй корзины. Сколько он забрал? (4). Сколько грибов осталось в первой корзинке? (3) Значит, 7 без 4 это … (3). Как это записать?

Дети записывают в тетрадях и на доске 7 – 3 = 4

-Как вы рассуждали?

-7-это 3 и 4, 7 без 4 – это 3.

А если бы Водяной забрал все грибы из первой корзинки, как бы вы это записали? 7 - 4 =3

На доске и в тетрадях 7 = 3 + 4

                                     7 – 3 = 4

                                     7 – 4 = 3

Аналогичная работа проводится с другим составом числа 7.

6. Работа по учебнику.

-Теперь, мы отправимся в лес дальше и встретимся с медвежатами. А для этого надо открыть учебник. Задание №1. Посмотрите, здесь так много выражений, но вам надо выбрать только те, у которых уменьшаемое 7. Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните нужные выражения.

7-4    6-5    7-2    8+2    6+4

7-5    8-3    7-6    10-2   10-4

-Назовите те, выражения что подчеркнули. Запишите их в тетрадь и решите (4 ученика по очереди работают у доски).

7-4=3          7-5=2

7-2=5          7-6=1

-Какой результат самый маленький? (1) А что вы заметили?

-Все уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые разные и самое большое 6.

-Какой вывод можно сделать?

-Чем больше вычитаемое, тем меньше разность.

А как можно расположить эти выражения по порядку?

-В порядке возрастания или убывания разности.

Два ученика работают у доски: первый – в порядке возрастания, второй -  в порядке убывания.

-А какие выражения можно дописать ещё в эти столбики?

Дети в тетради и на доске продолжают столбики.

7-4=3   7-5=2              7-6=1   7-1=6

7-2=5   7-6=1              7-5=2   7-2=5

7-1=6                          7-4=3   7-3=4

                                    7-3=4   7-4=3

                                    7-2=5   7-5=2

                                    7-1=6    7-6=1

7.Физминутка.

Мы считали, мы решали.

И немножечко устали.

Все немного отдохнём,

И к себе мы в класс пойдём.

Возвратимся из лесочка

По тропинкам и по кочкам.

Но дорожка не простая,

Нельзя ступить шага, не считая.

Тот, кто быстро всё решает,

Пусть нас в классе поджидает.

8.Итог урока.

На доске.

8-1-6+2+4-5+4+3-2-3+1=

-Тот, кто правильно сосчитает, сможет узнать свою отметку.

-А теперь покажите свои смайлики, как они себя чувствовали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...

Технологическая карта урока математики по теме: "Число 9. Получение числа 9 прибавлением 1 к предыдущему числу".

Цель урока: познакомить  с приёмом получения числа 9 путём прибавления 1 к предыдущему числу.Задачи урока:Образовательная: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа...

Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...

Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)

Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...