Конспект интегрированного урока
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Нилова Наталья Викторовна

Интегрированный урок математика-окружающий мир в 3 классе(программа "Школа 2100") по теме "Закрепление приемов устного счета. Растения луга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_konkurs.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ СОШ № 32 г. Хабаровска: Нилова Н.В.

Конспект интегрированного урока

 (математика - окружающий мир) в 3 классе (программа «Школа 2100»).

Тема: «Закрепление приемов устного счета. Растения луга».

Цели:

  • - закреплять приемы устного счета;
  • - осуществлять дифференцированный подход к учащимся с помощью                                разноуровневых заданий устного счета;
  • - расширять знания о растениях луга;
  • - развивать познавательный интерес;
  • - воспитывать умение работать в группах.

Ход урока:

1. Орг.момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

                     На нем разбросаны букеты. ( И.Суриков)

- О чем это стихотворение И.Сурикова ? ( О луге и его красоте.)

- Как вы думаете, какова тема нашего? ( Растения луга.)

Как-то летом на лужайке

Очень умный Майский Жук

Основал для насекомых

Академию наук.

- Мы с вами сегодня отправимся в путешествие в эту необычную Академию. Здесь изучают родную природу. Мы узнаем больше о растениях луга. Но поскольку школа необычная, то и урок тоже будет необычный: узнать о растениях луга нам поможет математика.

2. Работа по теме урока.

Закройте глаза, прислушайтесь.

Вам кажется, цветы молчат?

Вы просто заблуждаетесь.

Они от скромности стоят

И тише стать стараются.

Я попрошу их, так и быть,

Отбросить все сомнения

И о себе вам рассказать

Без ложного стеснения.

- Откройте глаза, посмотрите на красоту цветущего луга. Сколько здесь трав и цветов! А вы знаете, как они называются? Хотите еще больше узнать о

растениях луга? Мудрый Майский Жук приглашает вас в путешествие. А помогать вам будут бабочки: желтая, зеленая и красная.

- Они приготовили для вас листы с математическими заданиями, выполняя которые сможете узнавать названия луговых растений. В конце урока каждый из вас сможет получить оценку за эти задания. (Класс разделен на 3 группы по уровню усвоения.)

1) Разминка (работа в печатной тетради по окружающему миру).

- Начнем с разминки. Майский Жук проверит, как вы выполнили домашнее задание в тетради. Вспомним участников экосистемы луг. Откроем тетрадь – с.28 задание № 2.

- Прочитайте задание. Кого отнесем к производителям? (Василек, злак, пастушья сумка, клевер).

- Кого – к потребителям? (Стрекоза, трясогузка, жужелица, мышь-малютка, чекан, бабочка-голубянка, ласка).

- Кто будет являться разрушителем? (Дождевой червь, почвенный клещ, микробы).

- Как вы дополнили фразу в задании № 5? Прочитайте. (Если луг в благоприятных условиях может смениться лесом, значит, круговорот веществ на лугах незамкнутый.)

- Я думаю Майский Жук доволен вашей подготовкой. Отправляемся в путь.

2) Лебеда (марь белая).

- Узнайте растение. Меня называют лебедой. Но есть и другое название. Выполните задание № 1 на листе: расставьте числа в порядке возрастания, подпишите соответствующие буквы. (марь белая). У кого получилось это слово, поставьте «+» рядом с номером.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Вкуса особого у лебеды нет, но в войну люди ели ее вместо хлеба: и собирали, и сушили, и молотили. От голодной смерти она многих спасла. Сейчас семенами лебеды домашнюю птицу кормят.

3) Лютик (куриная слепота).

- Путешествуем дальше. Загадка от цветка. Я -желтый ядовитый цветок. В старину меня часто применяли вместо горчичников: натрут спину больного – и ее начинает щипать, как от горчичников. Поэтому к моему названию добавляют слово «жгучий». Как меня зовут? Выполните задание № 2 на листе: вычислите, расставьте соответствующие буквы. (лютик).

У кого получилось это слово, поставьте «+»рядом с номером.

- Как этот цветок называют в народе?  (куриная слепота)

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Хоть у лютика цветы и невелики, но бывает их так много, что порой кажется – все вокруг залито золотыми красками. Даже в пасмурный день луг выглядит веселым и солнечным. Однако сок у всех видов лютика ядовитый.

- В народе лютик называют куриной слепотой. Откуда это название нам расскажет ученик.

- /рассказ ученика/ Дело в том, что куры хорошо видят только при ярком свете. В сумерках они видят плохо и поэтому до наступления вечера забираются на насест, где и проводят ночь. Очень рано «ложатся спать» и лютики – еще задолго до наступления сумерек цветы их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и название цветов – куриная слепота: лютики, как куры, начинают слепнуть, засыпают, как только зайдет солнышко.

4) Нивяник (поповник, ромашка).

- Я красивый луговой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (ромашка)

- Многие меня так называют, но это неправильно. Настоящее мое имя происходит от слова «нива». Как меня зовут?

- Выполните задание № 3 на листе: вычислите, расставьте соответствующие буквы. (нивяник) У кого получилось это слово, поставьте «+».

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Есть у меня еще одно имя – поповник. Название этого цветка происходит от слова «нива», что означает «поле, пашня». Порой их бывает так много, что все вокруг белым-бело. Вроде бы радоваться такой красоте, но крестьянину эти цветы не в радость. Почему? /рассказ ученика/

- Они – плохой корм для животных: грубый и малопитательный. И коровы, и лошади, и овцы обходят эти цветы стороной, когда есть что-то повкуснее. Разрастается это растение очень сильно. Если весной срезать или сломать стебель молодого цветка, то на его месте поднимется сразу много новых стеблей с красивыми бело-желтыми цветами. И один разросшийся куст может дать за лето несколько тысяч семян.

5) Физминутка.

6) Одуванчик.

- В старину меня считали «эликсиром жизни». В моих листьях много витаминов, из них готовят салат. Из поджаренных и молотых корней можно получить кофе. А масляная настойка – прекрасное средство от ожогов. Как меня зовут?

- Выполните задание № 4 на листе:

(одуванчик)

- У кого получилось это слово, поставьте «+».

- Рассмотрите иллюстрацию.

- В старинной северной сказке говорится, что когда-то одуванчиков нигде не было. Люди пришли к Солнцу и поросили: «Подари нам цветы». Улыбнулось солнце, послало на землю свои золотые лучи. Опустились золотые лучи на весеннюю землю и стали желтыми одуванчиками. Расцветают одуванчики еще в апреле и цветут до сентября. Растут они по всей нашей стране и называются по-разному: то молочниками, то пуховиками. Почему? /рассказ ученика/

- Молочниками называют за белый, как молоко, сок. Улитки его не любят и не портят это растение. Но коровам, козам, кроликам он по вкусу. А пуховиками называют за их пух. В одной головке – более 200 пушинок.

7) Зверобой.

- Я лекарственное растение. Но долго меня считали опасным для домашних животных. И на лугах, где я расту, старались не пасти животных. Кто я?

- Выполните задание № 5 на листе:

(зверобой)

- У кого получилось это слово, поставьте в пустом квадратике «+».

- Рассмотрите иллюстрацию.

- /рассказ ученика/ Отравиться зверобоем нельзя. Наоборот, помогает эта трава от многих недугов. Целебные свойства зверобоя знали давным – давно казахи. И называли это растение «джерабай» - целитель ран. Казахское слово «джерабай» русские переделали на свой лад. Вот и вся разгадка грозного названия. А уж потом, услышав слово «зверобой», стали придумывать легенды, раз зверобой, значит, должен убивать зверей.

- Цветет зверобой все лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато своей пыльцой он щедро делится с насекомыми. Зверобой ценится в медицине.

8) Дрема белая.

- Меня называют  белой за цветы белого цвета. Луговой за то, что расту на лугу. Зорькой белой за то, что цветы мои раскрываются перед вечерней зарей и на утренней зорьке закрываются. Узнали меня?

- Выполните задание № 6 на листе:

(дрема белая)

- У кого получилось это слово, поставьте рядом с номером «+».

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Почему я так называюсь, расскажет ученик.

- /рассказ ученика/ Цветы распускаются только ночью, и только ночью они издают аромат, на который летят к хорошо заметным в сумерки цветам ночные бабочки. Днем, когда светит солнце, цветов дремы не видно. Растение будто дремлет до вечера.

- Хоть цветок и дремлет, но сторож у него есть. Это липкое вещество, которым покрыта верхняя часть стебля и которое защищает цветы от нападения ползающих насекомых. В народной медицине дрема известна как растение, успокаивающее нервы, приносящее крепкий сон, избавляющее от зубной боли.

3. Закрепление изученного.

- А теперь Майский Жук проверит, внимательно вы слушали рассказы цветов. Каждой группе он дает кроссворд. Отгадайте его, ответив на вопросы. В выделенных клетках вы прочитаете название самого распространенного лугового цветка. (клевер)

- Сверьте свои ответы с доской. Рассмотрите иллюстрацию.

- Послушайте рассказ о клевере.

- /рассказ ученика/ Рассказывают, что давным – давно боги разгневались на клевер и запретили пчелам опылять его. Те не могли ослушаться богов, и с тех пор ни одна пчела клевер не опыляет. Прекратил бы клевер свою жизнь на земле, если бы не шмели, которые по-прежнему прилетают на его цветки.

- В головке клевера очень много небольших цветочков-трубочек. Эти длинные трубочки слишком глубоки для хоботка многих насекомых. Встречается клевер и белый. Его называют кашкой.

4. Итог урока.

- Что больше всего запомнилось вам на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что захотелось рассказать родителям?

- Теперь посчитайте на листе количество «+». Если их 5 – ваша оценка «5», 4 – «4», 3 – «3», меньше 3-х – надо подтянуться.

5. Домашнее задание: приготовить рассказ о любом другом растении луга.

Приложение.

Лист с заданиями (№ 1).

№ 1. ___

 Расставь числа в порядке возрастания и подпиши соответствующие буквы.

89

72

14

98

27

16

61

100

19

л

е

м

а

ь

а

б

я

р

№ 2. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

40-15:3=               ю

70:7 3=                  к

100-9 3=                л

(17-14) 3=             и

4 (2+2)+4=            т

73

35

20

9

30

№ 3. ___

В ряду чисел зачеркните нечетные числа. У оставшихся четных чисел буквы образуют слово.

11

28

63

10

99

1

4

72

14

33

20

40

м

н

п

и

о

г

в

я

н

ж

и

к

Слово _______________________

№ 4. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

60:3=               в                   30 3=               о                        80:8=               д

10 4=               у                   2 40=               н                        70:10=             ч

100:20=           а                   6 10=               и                         90:10=             к

90

10

40

20

5

80

7

60

9  

№ 5. ___

Расставьте доли в порядке убывания, составьте слово из соответствующих букв.

1

100

1

6

1

2

1

9

1

20

1

4

1

90

1

7

й

е

з

о

б

в

о

р

№ 6. ___

В ряду чисел зачеркните четные числа. У оставшихся нечетных чисел буквы образуют слово.

16

9

22

31

65

2

20

75

13

44

89

90

7

19

48

67

12

3

у

д

ь

р

е

ю

к

м

а

щ

б

ы

е

л

ц

а

о

я

Слово _____________________________

Лист с заданиями (№ 2).

№ 1. ___

Расставь числа в порядке возрастания и подпиши соответствующие буквы.

38

52

99

41

75

26

63

84

11

р

б

я

ь

л

а

е

а

м

№ 2. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

28:7 9=                  т

36:4 5=                   ю

8 (12:4)=                к

20:2 9=                   л

90

45

36

27

24

18:2 3=                   и

№ 3. ___

В ряду чисел зачеркните нечетные числа. У оставшихся четных чисел буквы образуют слово.

12

9

32

11

3

10

19

20

22

5

4

16

н

у

и

п

ы

в

ф

я

н

м

и

к

Слово _______________________

№ 4. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

60:3=               в                   30 3=               о                        80:8=               д

10 4=               у                   2 40=               н                        70:10=             ч

100:20=           а                   6 10=               и                         90:10=             к

90

10

40

20

5

80

7

60

9  

№ 5. ___

Расставьте доли в порядке убывания, составьте слово из соответствующих букв.

1

3

1

7

1

2

1

5

1

4

1

9

1

6

1

8

в

б

з

р

е

й

о

о

№ 6. ___

В ряду чисел зачеркните четные числа. У оставшихся нечетных чисел буквы образуют слово.

1

8

11

30

41

2

5

7

19

15

14

28

23

31

33

16

26

36

д

к

р

ж

е

о

м

а

б

е

н

э

л

а

я

з

ь

ш

Слово _____________________________

Лист с заданиями (№ 3).

№ 1. ___

Расставьте числа в порядке возрастания и подпишите соответствующие буквы.

8

12

1

20

40

90

70

10

50

а

ь

м

б

е

я

а

р

л

№ 2. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

20+5-10=              и

18+2-4=                л

38+2-7=                к

80+20-2=              т

25+20-1=              ю

16

44

98

15

33

№ 3. ___

В ряду чисел зачеркните нечетные числа. У оставшихся четных чисел буквы образуют слово.

2

1

4

3

5

6

7

8

10

9

12

14

н

у

и

п

ы

в

ф

я

н

м

и

к

Слово _______________________

№ 4. ___

Вычислите. Вставьте в таблицу соответствующие буквы.

4 2=                   д                              18+5=                ч                    3 6=                о

10:2=                 в                              27-5=                 у                    14:7=              а

0 7=                   н                             16 1=                  к                    9:9=                и

18

8

22

5

2

0

23

1

16

№ 5. ___

Расставьте доли в порядке убывания, составьте слово из соответствующих букв.

1

3

1

7

1

2

1

5

1

4

1

9

1

6

1

8

в

б

з

р

е

й

о

о

№ 6. ___

В ряду чисел зачеркните четные числа. У оставшихся нечетных чисел буквы образуют слово.

2

1

4

3

5

6

7

8

10

9

12

11

13

14

15

16

17

19

у

д

к

р

е

ц

м

ф

й

а

п

б

е

ж

л

э

а

я

Слово _______________________

Кроссворд по теме «Растения луга».

  1. Его все зовут ромашкой. На самом же деле это нивяник или … (поповник)
  2. Этот цветок можно использовать вместо горчичника. (лютик)
  3. По-казахски его название звучит «джерабай». (зверобой)
  4. Эта трава хорошо помогает от веснушек. (одуванчик)
  5. Другое название этого растения – марь белая. (лебеда)
  6. Цветок, дающий нектар ночным бабочкам и крепкий сон людям.  (дрёма)

1

4

5

3

6

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Рисуем фрукты"

Цель: научить детей раскрашивать фрукты нужным цветом, закрепить понятие «фрукты», названия фруктов.Задачи:  - повторить признаки осени,       - закрепление названий...

Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"

Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи:  - повторить признаки осени,   - закрепление названий цветов,...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...