Урок математики по теме:"Римская письменная нумерация".
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Цели урока: обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами;
организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;
содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы;
содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку;
развивать у детей умения общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskie_tsifry.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахомова Татьяна Ивановна
Тема урока
Умники и умницы. Римская письменная нумерация.
Цели урока: обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами;
организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;
содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы;
содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку;
развивать у детей умения общаться.
Оборудование: карточки с записью римских цифр, карточки с заданием для самостоятельной работы, ордена Умники и умницы, плакат с правилами игры, карточки с правильными ответами.
Тип урока: урок - игра
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Повторение правил посадки за партой при письме.
- Запись числа в тетрадях. (Какое сегодня число, день недели?)
- Проверка выполнения домашнего задания.
Учитель: были ли затруднения при выполнении домашнего задания? Выполнение домашнего задания я проверю в ваших тетрадях.
Ребята, сегодня мы проведем урок-игру «Умники и умницы».
Знания, смекалка, умение мыслить логически и нестандартно помогут вам получить особые знаки - ордена.
Чтобы получить орден I степени - ошибаться нельзя в течение всего урока. Для получения ордена II степени - допускаются неточности или 1-2 ошибки за урок. Вы должны быть внимательными, слушать и слышать друг друга и учителя.
А какая тема урока вы должны будете догадаться сами.
Прочитайте правила игры.
- Играй честно.
- Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
- Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся.
- Будь стойким, не унывай при неудачах.
3. Математическая разминка
Учитель: сейчас мы проведем математическую разминку. В тетрадях пишем только одни ответы.
Найдите произведение чисел 6 и 8;
- 9 увеличьте на 7;
- Саша прочитал 7 страниц, а Миша в 3 раза больше. Сколько страниц прочитал Миша?
- 32 уменьшите в 4 раза;
- Выразите в дециметрах 70 см;
- 1 час 15 минут выразите в минутах;
- Запишите число, в котором 7 единиц и 5 десятков;
- Сторона квадрата 6 см. Найдите его периметр.
Взаимопроверка. (Дети обмениваются тетрадями.)
Учитель: если нет ошибок, нарисуйте на полях солнышко. Если есть 1-2 ошибки - кружочек.
Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руки у кого на полях солнышко? У кого кружочек?
Молодцы! Как много солнышек в нашем классе.
4. Работа с выражениями.
Учитель: ребята, как называются эти записи?
Вспомним порядок выполнения действий в выражениях, найдем значения этих выражений, на карточках есть правильные ответы. Ребята, вы можете выполнять самостоятельно.
96-(25+23):8-30 =..60ц 54:6 + 81 :9=. 18 р
(48-24):6 + 54:9 = 10ы 18:2 + (25-10) = ...24ф
(36 + 4)* (25-24) = ... 40 и
Сравните свои записи с записями на доске. (Если значения такие -нарисуйте на полях солнышко, если нет - кружочек)
Ребята, в какую группу можно объединить значения выражений? (Двузначные, четные числа).
Расположив в порядке убывания двузначные числа, вы узнаете о чем пойдет речь дальше.
ЦИФРЫ.
5. Работа с цифрами.
Учитель: Ребята, какие цифры используют для записи чисел? (Арабские и римские цифры используют для записи числа)
- Какие цифры используют чаще? Почему?
- Где используют римские цифры?
(При решении задач, на циферблатах часов, на обложках книг, обозначают век.)
- С какими римскими цифрами вы знакомы (I, V, X)
Ребята, может вы уже догадались какая тема урока? ( Ответы детей.)
Тема урока: «Римская письменная нумерация»
Какие римские цифры используем для записи чисел, запишите выражением
- ряд 27 XXVII = X+X+V+I+I
- ряд 15 XV = X+V
- ряд 8 VIII = V+I+I+I
От каждого ряда по 1 человеку выполняют задания у доски. Проверка. Если вы согласны с записью, на полях нарисуйте солнышко. Если есть ошибки - кружочек.
- Физкультминутка
(Для глаз)
Учитель: вышли из-за парт, поднялись на носочки, потянулись к солнышку, посмотрели в верхний правый угол, в верхний левый угол, на кружки по цвету.
- Изучение нового материала.
Учитель: ребята, вы уже умеете записывать римскими цифрами числа до 39. Прочитайте римские числа. V X XX XXXV .
- Запишите под ними арабские (у доски)
5 10 20 35 ? ? ?
- Установите закономерность в арабских числах. Какое будет следующее число? Запишите!
(Каждое последующее число увеличивается на 5, 10, 15, 20 ...)
- Как записать эти числа римскими цифрами? (Ответы учащихся).
Ребята, чтобы записать большие числа римляне использовали другие цифры ( С L )
Догадайтесь, что обозначают эти цифры.
140 = CXL 150 = CL
Вспомните, как получили число IV XIV.
С - 100 L - 50
Как определили? (Ответы нескольких учащихся)
Молодцы!
Пользуясь новыми цифрами, запишите римские числа: 50, 60, 80, 90 L LX LXX ХС
А теперь самостоятельно 100-С 200 -СС 250- СС L
(1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях) Согласны с этой записью? У кого так, на полях нарисуйте солнышко, есть ошибка - кружочек.
7. Игра «Самый внимательный».
я
Учитель: мысленно переставьте местами одинаковые фигуры. Прочитайте написанное. ( Чертеж.)
Где мы встречаемся с этим термином? (При построении геометрических фигур.)
Слушайте задание.
Периметры неизвестных многоугольников равны значениям выражений.
Назовите эти многоугольники.
3*4 5 *2 + 3 * 2 3 + 4*2 3*5
Учитель: молодцы! Вы были очень внимательны.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: а теперь, ребята, вам нужно проявить свою самостоятельность и выполнять задание.
У вас на партах лежат карточки.
На какие группы можно разделить эти выражения (Деление без остатка, деление с остатком)
81 : 9 = | 69 : 8 |
48: 8 = | 39 : 6 |
18: 6 = | 70 : 8 |
80: 8 = | 52: 5 |
72: 9 — | 23 : 4 |
Предлагаю вам выполнить задание по желанию в течение 2 минут.
- Кто хочет, находит значения выражений с остатком, а кто хочет - без остатка.
Результат запишите римскими цифрами !
(Самостоятельную работу я проверю позже.)
9. Подведение итогов урока.
1. Чем мы сегодня занимались на уроке?
2. А теперь я предлагаю продолжить любое предложение:
Я понял.... Теперь я знаю... Мне понравилось Было трудно
У кого на полях солнышко?
А у кого есть солнышко и кружочки ?
Молодцы! Вручение орденов.
Д/з. Запись на доске. С.167 №375,р.т. с.8№15
Для записи больших римских чисел есть еще и другие цифры: 500 и 1000. Если вы заинтересуетесь, то можете самостоятельно узнать обозначение этих чисел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме «АЛГОРИТМ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»
УМК «Гармония» 4 класс...
Урок математики по теме: Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначное число"
На уроке ученики продолжают знакомиться с приёмами умножения, когда в записи числа есть нули, совершенствовуют вычислительные навыки. На уроке математике используются элементы ...
Конспект урока математики по теме: "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."
Урок математики во 2 классе по теме "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."...
разработка урока математики по теме "Прием письменного вычитания вида 52-24"
Урок разработан по ФГОС....
урок математики по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел."
В материале предстален урок по математике по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел." для 4 класса по учебнику Н. Б. Истоминой. Можно использовать по любому У...
Презентация урока математики по теме "Римские цифры"
Презентация...
Презентация к уроку математики по теме "Римские цифры"
Данный материал будет полезен при изучении темы "Римские цифры"....