Урок математики по теме:"Римская письменная нумерация".
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Пахомова Татьяна Ивановна

Цели урока: обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами;

организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;

содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы;

содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

развивать у детей умения общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rimskie_tsifry.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Пахомова Татьяна Ивановна

Тема урока

Умники и умницы. Римская письменная нумерация. 

Цели урока: обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами;

организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;

содействовать развитию у учеников умения анализировать и делать выводы;

содействовать развитию у учеников умения осуществлять самоконтроль, самооценку;

развивать у детей умения общаться.

Оборудование: карточки с записью римских цифр, карточки с заданием для самостоятельной работы, ордена Умники и умницы, плакат с правилами игры, карточки с правильными ответами.

Тип урока: урок - игра

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Повторение правил посадки за партой при письме.
  3. Запись числа в тетрадях. (Какое сегодня число, день недели?)

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Учитель: были ли затруднения при выполнении домашнего задания? Выполнение домашнего задания я проверю в ваших тетрадях.

Ребята, сегодня мы проведем урок-игру «Умники и умницы».

Знания, смекалка, умение мыслить логически и нестандартно помогут вам получить особые знаки - ордена.

Чтобы получить орден I степени - ошибаться нельзя в течение всего урока. Для получения ордена II степени - допускаются неточности или 1-2 ошибки за урок. Вы должны быть внимательными, слушать и слышать друг друга и учителя.

А какая тема урока вы должны будете догадаться сами.

Прочитайте правила игры.

  1. Играй честно.
  2. Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
  3. Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся.
  4. Будь стойким, не унывай при неудачах.

3. Математическая разминка

Учитель:  сейчас мы проведем математическую разминку. В тетрадях пишем только одни ответы.

Найдите произведение чисел 6 и 8;

  • 9 увеличьте на 7;
  • Саша прочитал 7 страниц, а Миша в 3 раза больше. Сколько страниц прочитал Миша?
  • 32 уменьшите в 4 раза;
  • Выразите в дециметрах 70 см;
  • 1 час 15 минут выразите в минутах;
  • Запишите число, в котором 7 единиц и 5 десятков;
  • Сторона квадрата 6 см. Найдите его периметр.

Взаимопроверка. (Дети обмениваются тетрадями.)

Учитель:  если нет ошибок, нарисуйте на полях солнышко. Если есть 1-2 ошибки - кружочек.

Обменяйтесь тетрадями. Поднимите руки у кого на полях солнышко? У кого кружочек?

Молодцы! Как много солнышек в нашем классе.

4. Работа с выражениями.

Учитель: ребята, как называются эти записи?

Вспомним порядок выполнения действий в выражениях, найдем значения этих выражений, на карточках есть правильные ответы. Ребята, вы можете выполнять самостоятельно.

96-(25+23):8-30 =..60ц         54:6 + 81 :9=.   18 р

(48-24):6 + 54:9 = 10ы         18:2 + (25-10) = ...24ф

(36 + 4)* (25-24) = ... 40 и

Сравните свои записи с записями на доске. (Если значения такие -нарисуйте на полях солнышко, если нет - кружочек)

Ребята, в какую группу можно объединить значения выражений? (Двузначные, четные числа).

Расположив в порядке убывания двузначные числа, вы узнаете о чем пойдет речь дальше.

ЦИФРЫ.

5. Работа с цифрами.

Учитель:         Ребята, какие цифры используют для записи чисел? (Арабские и римские цифры используют для записи числа)

-        Какие цифры используют чаще? Почему?

-        Где используют римские цифры?

(При решении задач, на циферблатах часов, на обложках книг, обозначают век.)

-        С какими римскими цифрами вы знакомы  (I, V, X)

Ребята, может вы уже догадались какая тема урока? ( Ответы детей.)

Тема урока: «Римская письменная нумерация»

Какие римские  цифры используем для  записи  чисел,  запишите выражением

  1. ряд 27   XXVII = X+X+V+I+I
  2. ряд 15    XV = X+V
  3. ряд 8   VIII = V+I+I+I

От каждого ряда по 1 человеку выполняют задания у доски. Проверка. Если вы согласны с записью, на полях нарисуйте солнышко. Если есть ошибки - кружочек.

  1. Физкультминутка

(Для глаз)

Учитель: вышли из-за парт, поднялись на носочки, потянулись к солнышку, посмотрели в верхний правый угол, в верхний левый угол, на кружки по цвету.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: ребята, вы уже умеете записывать римскими цифрами числа до 39. Прочитайте римские числа. V X XX XXXV .

-        Запишите под ними арабские (у доски)

5 10 20 35    ?    ?    ?

-        Установите закономерность в арабских числах. Какое будет следующее число? Запишите!

(Каждое последующее число увеличивается на 5, 10, 15, 20 ...)

-        Как записать эти числа римскими цифрами? (Ответы учащихся).

Ребята, чтобы записать большие числа римляне использовали другие цифры ( С L )

Догадайтесь, что обозначают эти цифры.

140 = CXL 150 = CL

Вспомните, как получили число IV XIV.

С - 100   L - 50

Как определили? (Ответы нескольких учащихся)

Молодцы!

Пользуясь новыми цифрами, запишите римские числа: 50, 60,   80,    90 L   LX LXX ХС

А теперь самостоятельно 100-С 200 -СС   250- СС L

(1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях) Согласны с этой записью? У кого так, на полях нарисуйте солнышко, есть ошибка - кружочек.

7. Игра «Самый внимательный».

я

Учитель: мысленно переставьте местами одинаковые фигуры. Прочитайте написанное. ( Чертеж.)

Где мы встречаемся с этим термином? (При построении геометрических фигур.)

Слушайте задание.

Периметры неизвестных многоугольников равны значениям выражений.

Назовите эти многоугольники.

3*4             5 *2 + 3 * 2                   3 + 4*2                     3*5

Учитель:  молодцы! Вы были очень внимательны.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: а теперь, ребята, вам нужно проявить свою самостоятельность и выполнять задание.

У вас на партах лежат карточки.

На какие группы можно разделить эти выражения (Деление без остатка, деление с остатком)

81 : 9 =

69 : 8

48: 8 =

39 : 6

18: 6 =

70 : 8

80: 8 =

52: 5

72: 9 —

23 : 4

Предлагаю вам выполнить задание по желанию в течение 2 минут.

  • Кто хочет, находит значения выражений с остатком, а кто хочет - без остатка.

Результат запишите римскими цифрами !

(Самостоятельную работу я проверю позже.)

9. Подведение итогов урока.

1. Чем мы сегодня занимались на уроке?

2. А теперь я предлагаю продолжить любое предложение:

Я понял.... Теперь я знаю... Мне понравилось         Было трудно        

У кого на полях солнышко?

А у кого есть солнышко и кружочки ?

Молодцы! Вручение орденов.

Д/з. Запись на доске. С.167 №375,р.т. с.8№15

Для записи больших римских чисел есть еще и другие цифры: 500 и 1000. Если вы заинтересуетесь, то можете самостоятельно узнать обозначение этих чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: Приёмы письменного умножения трёхзначных чисел на однозначное число"

На уроке ученики продолжают  знакомиться  с приёмами умножения, когда в записи числа есть нули, совершенствовуют вычислительные навыки. На уроке математике используются элементы ...

Конспект урока математики по теме: "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."

Урок математики во 2 классе по теме "Десяток. Устная нумерация в пределах 100."...

урок математики по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел."

В материале предстален урок по математике по теме "Закрепление письменных приёмов умножения и деления многозначных чисел." для 4 класса по учебнику Н. Б. Истоминой. Можно использовать по любому У...

Презентация к уроку математики по теме "Римские цифры"

Данный материал будет полезен при изучении темы "Римские цифры"....