Способы проверки решения арифметических задач и вычислений
методическая разработка по математике на тему
Для эффективности усвоения приёмов проверки решения задач и вычислений разработаны памятки, содержащие систему операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_proverki_resheniya_zadach.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Акимова Ольга Ивановна,
учитель ГБОУ школы №115 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Способы проверки решения арифметических задач и вычислений
Методическая разработка
Основное содержание начального курса математики составляют устные и письменные вычисления и решение арифметических задач. Умения вычислять и решать задачи имеют не только большое практическое значение, но и являются прекрасным средством углубления приобретённых детьми на уроках математики теоретических знаний, служат для развития творческого мышления учащихся, способствуют развитию у них сообразительности, внимания, гибкости и умственной самостоятельности.
При выполнении вычислений и решении задач школьники допускают большое количество ошибок, исправление которых часто бывает, затруднено не только и не столько непониманием учеником природы ошибок, сколько неумением их обнаружить.
Программа обучения математике в начальной школе предполагает знакомство с некоторыми видами проверки вычислений и арифметических задач, но проверка выполняется , если такое задание сформулировано в учебнике или данный вопрос в это время изучается специально. Систематическая проверка ,как правило, в школе не проводится. Решение задач и примеров заканчивается получением результата. Следствием этого является то, что дети не в состоянии проконтролировать свою деятельность, часто не замечают ошибок в ходе и результате решения.
Организуя проверку решения задачи, учитель должен помнить, что не все способы применимы к любой задаче. В методической литературе выделяются следующие способы проверки арифметических задач:
- Составление и решение обратной задачи
- Решение задачи другим способом
- Прикидка результата
Из перечисленных способов особое внимание уделяется составлению и решению обратной задачи. Этот приём достаточно универсален, так как составить обратную задачу можно к любой исходной. Лучше этот приём использовать, начиная со 2 класса, так как при составлении обратной задачи может получиться задача труднее, чем исходная.
Решение задачи другим способом - приём достаточно сложный, так как является творческим видом работы и не все учащиеся могут найти даже один способ решения задачи. Существуют приёмы, которые позволяют отыскать иной способ решения задачи: построение иной модели задачи, чем та, которая была использована; дополнение условия задачи сведениями, не влияющими на результат решения; представление практического разрешения ситуации, описанной в задаче. Эти приёмы представляются ученику в виде учебной задачи.
Самым элементарным способом проверки является прикидка – установление границ искомого числа. Предполагается вводить его уже в первом классе. Прикидка обычно проводится перед решением задачи, устанавливаются границы значений искомого числа. После получения ответа проверяют, удовлетворяет ли он выбранным границам. В случае несоответствия делают вывод о неправильности результата.
Применять этот способ можно как для простых, так и для составных задач. Данный способ является необходимой частью анализа задач в косвенной форме, в связи с тем, что еще до решения задачи нужно выяснить, какое число получится в ответе – больше или меньше данного.
Приёмы проверки решения арифметических задач легко переносятся на вычисления и выполняются с использованием тех же алгоритмов.
Умение проверять решение задач и вычисления способствует выработке потребности самоконтроля у младших школьников, оно не только порождает уверенность в правильности решения, но и позволяет глубже понять математическое содержание данных видов упражнений, осознать связи между этими упражнениями, формирует умение рассуждать, активизирует мыслительную деятельность детей.
Для эффективности усвоения приёмов проверки решения задач и вычислений созданы памятки, содержащие систему операций.
Памятка для проверки решения задачи способом составления и решения обратной задачи.
- Решить прямую задачу
- Подставить в текст задачи полученное число
- Выбрать из данных задачи новое неизвестное число
- Сформулировать новую задачу
- Решить её
- Сравнить полученное число с тем, которое было выбрано в качестве неизвестного
- Сделать вывод о правильности решения задачи
Памятка для проверки вычислений способом составления и решения обратного примера
- Реши исходный пример
- Подставь в пример найденное число
- Выбрать из данных примера новое неизвестное число
- Запиши новый пример
- Реши пример
- Сравнить полученное число с тем, которое было выбрано в качестве неизвестного
- Сделать вывод о правильности решения примера
Памятка для проверки решения задачи способом прикидки результата
- Прочитай задачу
- Выдели данное и искомое
- Подумай, с каким из чисел можно сравнить искомое
- Подумай, какое число должно получиться в ответе, больше или меньше, чем данные
- Реши задачу
- Сравни полученный ответ с данным задачи
- Сделать вывод о правильности решения задачи
Памятка для проверки вычислений способом прикидки результата
- Прочитай исходный пример
- Выдели данные и искомое
- Подумай, с каким из чисел можно сравнить искомое
- Подумай, какое число должно получиться в ответе, больше или меньше, чем данные
- Реши пример
- Сравни полученный ответ с данным примера
- Сделать вывод о правильности вычисления