Деление на однозначное число
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Чистякова Кристина Игоревна

Конспект урока по математике для 3класса УМК "Школа 2100". Тема "Деление на однозначное число". 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_urok.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока математики по теме: «Деление на однозначное число»

УМК «Школа 2100» Петерсон Л.Г. 3 класс 2 часть

Цель урока: формировать способность к делению многозначного числа на
однозначное.

Задачи:

- сформулировать алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное;

- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;

- закрепить умение решать текстовые задачи.

Литература:

Петерсон Л.Г. Методические рекомендации для 3 класса, - изд. «Ювента», 2010.

Петерсон Л.Г. Математика 3 класс (учебник), - изд. «Ювента»,2011.

Оборудование:  учебник, алгоритм решения на доске.

План урока:

1. Орг.момент (1-2 мин)

2. Устный счет (2-4 мин)

3. Формулирование темы и цели урока (1 мин)

4. Объяснение нового материала (8-10 мин)

5. Первичное закрепление материала (12-15 мин)

6. Физкультминутка (1 мин)

7. Решение задач нового типа (7-10 мин)

8. Подведение итогов (2-3 мин)

9. Д/з, выставление оценок (1 мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

2. Устный счет.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

Тренируемся в устных вычислениях. Записываем только ответы в строчку через запятую.

1). Найти произведение чисел: 3 и 9.

2). Первый множитель 2, второй 8. Найти произведение.

3).Делимое 18, делитель 3. Найти частное.

4).На сколько 86 больше 60?

5). Во сколько раз 10 больше 2?

6). Найти сумму чисел: 44 и 35.

7). Найти разность чисел: 82 и 50.

8). Во сколько раз 2 меньше 18?

9). Найти частное чисел: 14 и 7.

10). Найти частное чисел: 536 и 4.

-Вы можете устно ответить на этот вопрос? Можете назвать частное?

3. Формулирование темы и цели урока.

- Скажите цель нашего сегодняшнего урока?

- Сформулируйте тему урока.

4. Объяснение нового материала.

– Давайте подумаем. Может удобно разделить письменно?
1 способ (учитель оформляет на доске)

- Нарисуем графическую модель числа 536.

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? Какой разряд?
- Сколько сотен разделим на 4?
- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней?

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4?


- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?


- А как записать то, что мы сделали на рисунке?

2 способ (учитель записывает на доске, 1 ученик с места комментирует)

1) 5с.:4=1с. (ост.1с.)

2)13д.:4=3д. (ост.1с.)

3)16ед.:4=4ед.

Итак, 536:4=134

Вывод: чтобы разделить многозначное число на однозначное можно делимое разбить на сумму «удобных» слагаемых и делить «по частям», т.е. по правилу деления суммы на число.

-Мы справились с заданием? Скажите, ребята, этот способ быстрый?
- Я вам скажу, что этот пример можно решить еще быстрее, если будем использовать другой способ, другую форму записи. Вы так записывали действия сложение, вычитание, умножение, когда считали большие числа.
- Да, столбиком. В делении это еще называется ”деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

– Давайте попробуем составить алгоритм действий (на доске оформляется алгоритм по мере объяснения пунктов ученикам).

1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.

3 способ.

Решение учителем примера у доски с проговариванием алгоритма.

-Записываем пример.  Находим первое неполное делимое – 5, т.к. сотни разделяться на 4. Определяю количество цифр в частном – их будет 3 (делятся сотни, десятки и единицы). Нахожу цифры в каждом разряде частного…

Вывод: общий способ деления многозначного числа на однозначное заключается в делении с остатком возможно более крупных счетных единиц и последовательном переходе к делению более мелких счетных единиц.

5. Первичное закрепление материала.
Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .
а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.
Алгоритм деления я буду подсказывать.
375:3 (№ 2, стр. 10)
б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.
225:3 (с. 11, №3)

Находим первое неполное делимое. 2:3? (нет), первое неполное делимое 22, значит, количество цифр в частном будет 2. Находим цифры в каждом разряде частного. 22(дес.):3=7(дес.) (ост.1 дес.). Образуем 2-ое неполное делимое 15 (ед.):3=5(ед.)
в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.
363: 3 есть случаи, когда у нас все разряды разделятся без остатка. Попробуем решить в учебнике этот пример (устно 1 ученик проговаривает вслух)

г) – Работа по учебнику с.12 №5 (1,2 столбик). С проговариванием, записи в тетради. Выполняют самостоятельно.

Вывод: чтобы разделить многозначное число на однозначное в столбик надо пользоваться  алгоритмом. Повторим еще раз.

1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.

6. Физминутка 

7. Решение нового вида задач.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
- Решим задачу на с.12№7(а)

-Читаем вслух. Это сказочная задача. Как вы думаете, почему?

О чем задача? Что нам известно? Сколько всего пальм? Сколько собрали с первой? Сколько со второй? Сколько всего? (учитель на доске рисует схему)

- Как будем решать?
- Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.
Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.
1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.
2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.
3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов со второй пальмы.
2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.
3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

Мы решили задачу разными способами. Какие получили ответы? Значит, какой вывод можно сделать?

8. Подведение итогов.
- Чему научились на этом уроке? Кто повторит алгоритм деления многозначного числа на однозначное?

- Довольны ли вы своей работой?

9. Домашнее задание.

С.12 №5 (3,4 столбик), №7 б).

Спасибо Вам за работу. Урок окончен!

Проверка готовности к уроку.

Записывают только ответы в строчку.

1 ученик работает у доски. В конце задания делается проверка.

-Нет.

-Научиться делить многозначное число на однозначное.

-Деление многозначного числа на однозначное.

-Удобнее сначала разделить сотни.

- 4 сотни.

- Добавить к десяткам и потом делить десятки.

- Всего десятков 13, а разделится 12.

- Остается один десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.

536:4=400:4+120:4+16:4=

=100+30+4 = 134

-Нет.

-Столбиком.

Запись примеров в тетрадь.

-Для решения задач.

Потому что бананы не растут на пальмах, бананы – это трава.

-Ответы учащихся.

-Сначала надо уравнять части.

-одинаковые ответы

-задачу решили правильно

-Ответы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по математике 4 класс:"Деление на однозначное число"

интегрированный урок по математике и окружающему миру...

Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"

В начальном образовании происходит кардинальное  изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...

деление на однозначное число

В работе дан алгоритм деления на однозначное число...

Конспект урока по математике в 3 классе «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число»

Урок построен по системно деятельностному методу. В уроке просматриваются все 9 этапов, что соответствует требованиям данной методике. дети сами Дети сами ставят цель, определяют тему урока. выявляют ...

«Деление на однозначное число. Деление 0 и 1» в 4 классе с тяжелыми нарушениями речи

Конспект урока по математике «Деление на однозначное число. Деление 0 и 1» в классе с тяжелыми нарушениями речи/...

Конспект урока «Деление на однозначное число. Использование деления с остатком для обоснования алгоритма» 3 класс

Цели деятельности учителя: Познакомить детей с алгоритмом деления на однозначное число.Планируемые результаты:Предметные:Ознакомление учащихся с письменным приёмом деления многозначного числа на ...