открытый урок по математики на тему : "Знакомствос приемом сложения двузначных чисел с переходом через разряд"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Дулина Анна Петровна

программа "Гармония" 2 класс. Открытый урок для участия в конкурсе "Учитель года 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.04 МБ
Файл конспект урока965.39 КБ
Файл самоанализ18.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

8+5 слагаемое слагаемое сумма =13

Слайд 3

7 1 5 9 3 6 2 4 8 23

Слайд 4

75 43 52 48 81 67 9

Слайд 5

Рабочая тетрадь стр. 10 №24

Слайд 8

В коробке шоколадные и соевые конфеты. Соевых конфет столько: 14-8. Сколько всего конфет? Сколько шоколадных конфет? Сколько соевых конфет? Каких конфет больше: шоколадных или соевых? На сколько? 14 8 ?



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики во 2 классе

по программе «Гармония»

на тему: «Знакомство с приемом сложения двухзначных чисел с переходом через разряд».

  1. Мотивация к учению.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Петровна. Сегодня урок математики у вас буду вести я. Поделитесь улыбкой друг с другом и со мной. (Улыбаются) Тихо девочки за парты сели, тихо мальчики за парты сели.

Скоро, скоро Новый год!

Скоро Дед Мороз придёт.

За плечами ёлочка,

Пушистые иголочки.

Он подарки нам разносит

И внимательным быть просит.

- Какой праздник ожидают дети  нашей большой и дружной страны? (нг)

- А что нам всем нужно делать в течение года чтобы получить подарки? ( Хорошо себя вести и учиться на отлично)

- Ребята, а какое самое главное украшение новогоднего праздника?(елка)

- Скоро в каждой квартире, в каждом доме и в каждой школе зажгутся самые нарядные новогодние елочки. Посмотрите,  а вот и наша елочка. Но наша елочка очень грустная. Почему?( потому что нет ни одной игрушки)

 -Маша и Миша  прислали нам письмо. А в нем есть испытания для Вас. За каждое выполненное задание мы получите украшения для нашей елочки. (показываю письмо)

  1. Устный счет.
  • Посмотрите на слайд. Какое математическое выражение вы видите на экране?(сложение)

 8+5

-Вспомните компоненты при сложении. (слагаемое, слагаемое)

-Какого компонента не достает?( результата сложения, суммы)

-Как получить сумму чисел 8+5?( нужно к 8 сначала прибавить 2 до 10, а потом еще 3, получим13)

-Так что же мы сделали со вторым слагаемым? (разложили его на удобные слагаемые)

Молодцы, вот и первый шарик на нашей елочке.

  •  Найдите лишнее число и объясните свой выбор

7   1  5  9  3  6  23  2  4  8(23 - потому что оно двузначное, а остальные однозначные)

-А какие числа мы называем однозначными? ( в записи которых используется 1 знак или 1 цифра?

-Сколько единиц не хватает у каждого числа до 10? (3, 9, 5,  ..)

75  43  52  9  48  81  67 (9- однозначное, потому что состоит из одной цифры)

Молодцы! Еще два шарика ваши.

- Как назвать оставшиеся числа?(двузначные)

-Какие числа мы называем двузначными?( состоят из 2 цифр или знаков)

-Что означает каждая цифра в записи этих чисел?(десятки и единицы)

-Разложите их на разрядные слагаемые. Для этого откройте свои рабочие тетради на стр 10, № 24, возьми ручки и по цепочки разложим числа на разрядные слагаемые, комментируя свою запись.

-Вы молодцы! И за это задание я вам дам целых два шарика.

  • Посмотрите на следующий слайд. Как назвать одним словом все предметы на слайде?(геометрические фигуры)

- Какая фигура лишняя? (круг)

-Почему?( потому у остальных фигур есть углы, а у круга их нет)

-Из оставшихся какая фигура лишняя?(треугольник)

-Почему? ( потому что у него 3 угла, а у остальных по 4)

-Что общего у оставшихся фигур?( 4 угла и стороны)

- Как называются остальные фигуры?(четырехугольники)

-Молодцы! Шарик ваш

  • И последнее задание - задача: в коробке лежит 4 шарика: синих, белых и красных. Синих и белых  шариков вместе столько сколько красных. Сколько синих шариков в коробке? (1 синий, 1 белый, 2 красных)

Молодцы! Вы заработали еще один шарик.

-Посмотрите, какая нарядная наша елочка, но на нашей елочке необычные шарики. На шариках какие-то буквы. Давайте попробуем составить из них  слово. Что у вас получилось (Дед Мороз). (Появился ДМ)

- ДМ начал готовить подарки к НГ. Чтобы все дети получили новогодние сладости,  ему нужно решить задачу. Но он старенький, решить задачу не может и просит вашей помощи. (слайд)

Анализ задачи:

-Прочитай первую часть текста. Как одним словом назвать то,что вы прочитали?(условие)

-Можно ли назвать этот текст задачей?(нет)

-Почему?(нет вопроса или требования к задаче)

-Что записано во второй части?(вопросы)

-Сколько их?(4)

-Маша и Миша уже составили схему к этой задаче. Посмотрите на нее.

-Внимание вопрос: На какое из 4 требований мы можем ответить, не делая вычислений.

-Давайте сначала посмотрим на схему. Что обозначает число 14 на рисунке?( количество всех конфет)

-Есть такой вопрос или требование к задачи?(да). Сможем мы на него ответить да. Ответьте на 1 вопрос. Сколько всего конфет в коробке?(14)Выполняли ли мы вычисления?(нет).

-Что обозначает число 8 на рисунке?(это шоколадные конфеты)Есть такой вопрос?(да) сможем ли мы и на него ответить?(да) Прочитайте и ответьте на него. Выполняли мы вычисления?(нет)

-Что обозначено вопросом на рисунке?(количество соевых конфет)

-Значит какой главный вопрос к задаче?(сколько соевых конфет)

-Каким действием мы найдем кол-во соевых конфет?(вычитанием)

Почему?(потому что, чтобы найти соевые конфеты нам нужно из всех конфет вычислить шоколадные)

-А чем на схеме яв-ся соевые и шоколадные конфеты?(1 и 2 слагаемым)

-А 14?(результатом суммы)

-По какому правилу решается эта задача?( если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим второе)

И какой вопрос у нас остался?(4) А на него мы можем ответить не вычисляя?(нет)

-ДМ очень вам благодарен. Вы ему очень помогли, и он теперь может продолжать радовать детей подарками. Но Маша и Миша просят вас, чтобы вы и дальше помогали дедушке, пока он не справится со всеми новогодними хлопотами. Поможем? (да)

  1. Физминутка

Как интересно нам зимой! (показываем улыбку)

На санках едем мы гурьбой, (наклоны в сторону)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, (касание руками до пола)

Потом все встали на коньки, (на носочки)

Зимой веселые деньки! (хлопки в ладоши)

  1. Сообщение темы уроков.

- ДМ получил в этом году 68 писем от мальчиков и 27 писем от девочек. (вешаю письма) Сколько всего писем получил ДМ в этом году?

-Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать сколько всего писем получил ДМ?(сложение)

-Какой знак поставим?(+)

Запись на доске:68+27

-Можем решить такой пример?(нет)

-Почему?(потому что мы не знакомы с вычислением такого вида)

-Это проблема. Давайте тогда попробуем сформулировать тему нашего урока?

-Тема нашего урока: Сложение вида 68+27

-Что нам нужно сделать, чтобы решить нашу проблему?

На доске:

  1. раскладывать на разрядные слагаемые
  2. научиться складывать по разрядам
  3. развивать вычислительные навыки

Молодцы!

  1. Введение нового материала.

-Какое сегодня число?(18 декабря)

-Что мы можем сказать о  числе18?(двузначное)

-Разложите его на разрядные слагаемые.(10+8)

Откройте свои тетради. Возьмите ручку.

- Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Запишите сегодняйшее число и классную работу.

- Откроем учебник на стр. 12, №32.

____________, выходи к доске. Запиши первые два примера не решая их.

-Чем похожи выражения в каждой паре?(по 3 слагаемых, действие сложении, одинаковые слагаемые)

-Чем они отличаются? ( местом второго и третьего слагаемых)

-Что мы можем сказать о сумме этих выражений?(она будет одинаковая)

-Почему?(от перестановки мест слагаемых сумма не меняется)

-Давайте проверим. Найдите значение первого выражения.

-Второго.

Ниже у вас записаны еще три суммы. Давайте попробуем не вычисляя выбрать из них то, значение которого будет таким же как и в двух первых?(37+14)Почему? (потому что если 14 разложить на разрядные слагаемые, то получим 10+4)

Аналогично выполняем работу со вторым и третьим столбиком.

- Итак, давайте подумаем и скажем, достигли мы целей поставленных на уроке?(да)

-Давайте вернемся к просьбе ДМ. Теперь мы сможем помочь ему сосчитать сколько же писем он получил от детей в этом году?(да)

-Как?(2 слагаемое разложим на разрядные слагаемые и вычислим)

Ниже давайте запишем пример 68+27. Вычислим его удобным для нас способом.

68+27=68+20+7=88+7=95

-Значит ДМ в этом году получил 95 письма.

  1. Решение задания в тетради.

-Давайте покажем ДМ чему же мы научились сегодня на уроке и  как мы умеем работать в паре. Откройте раб. тетради  на стр. 11 №27.

-1 ряд решает первый пример, второй ряд решает второй пример, а третий ряд решает третий пример. После того как вы решите свой пример обменяйтесь с соседом по парте и проверьте правильность выполнения примера. Если ваша парта справилась с заданием, соедините руки вместе и поднимите их вверх. Тем самым вы покажете, что ваша пара с заданием справилась.

  1. Итог

Молодцы! посмотрите какая нарядная у нас елочка, какой довольный ДМ. Вы ему сегодня так помогли, что он и вам оставил небольшой подарок.

-А сейчас я хочу узнать ваше настроение. У вас на партах лежат по две снежинки: белые и голубые. Если у вас хорошее настроение, то поднимите вверх белую снежинку, а если  на уроке у вас не все сегодня получилось и вы немного огорчены - голубую.

-ДМ дарит вам эти снежинки. Он хочет, чтобы вы отнесли свое хорошее настроение своим близким и желаем успехов в следующем году.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики учителя начальных классов

МКОУ «СОШ №17» пос. Солнечнодольск

Дулиной Анны Петровны

Тема урока: Знакомство с приемом сложения двухзначных чисел с переходом через разряд

Класс: 2

УМК«Гармония»

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.

Задачи урока:

 1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,   математическую  речь.

3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в  паре и   группе.

Методы:

 практический (работа в парах, группах)

 словесный

 частично - поисковый                                                                                          

 метод контроля  

 Формы:

  индивидуальная

  групповая

  коллективная

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Гармония», учебник математики для второго класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2. Н.Б.Истомина

в разделе «Двузначные числа. Сложение. Вычитание».

Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок новых знаний, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника.

Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к

которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся

ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.

В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

На уроке я использовала слайды мультимедийной презентации по теме урока. Использовала математическую терминологию и старалась,

чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие тр удности в его

выполнении. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач. Постепенно увеличивалась степень сложности заданий.

Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления. Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при

групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик–учитель.

Постоянно приветствовалось проявление активности детей, поощрялась

самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока.

При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для  данного занятия критерии оценок.

Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, а также применением здоровьесберегающих

технологий (физминутки, использование мультимедиа только на устном счете 15 мин.). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.

По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к технологической карте по теме: "Письменные приемы вычитания двузначных чисел с переходом через разряд в пределах 100".

Данная презентация используется в совокупности с технологической картой по предложенной теме. Приветствуется наличие интерактивной доски....

Открытый урок по математике по теме "Приемы сложения однозначных чисел с переходом через разряд вида +2, +3, +4, +5. Решение задач".

Открытый урок для 1 класса по математике по теме "Приемы сложения однозначных чисел с переходом через разряд вида +2, +3, +4, +5. Решение задач".  Программа "Школа России"...

Открытый урок математики:"Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд вида 37 + 25"

   Использование проблемно-деятельностного метода на уроках математикиТема урока: «Письменный приём сложения двузначных чисел с переходом через разрядвида 37+25»Цель урока: Форм...

План-конспект урока по теме: "Прием устного сложение двузначных чисел с переходом через разряд"

План-конспект урока по математике.  Образовательная система: ПерспективаРаздел: Сложение и вычитание двузначных чисел   Тема: Прием устного сложение двузначных чисел с переходом че...

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд» (УМК "Перспективная начальная школа")

Конспект урока математики во 2 классе по теме  «Поразрядное сложение двузначных чисел  без перехода через разряд» (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок по математике в 3 классе по теме" Письменное сложение двузначных чисел без перехода через разряд" 2 класс УМК "Школа России""

Урок математики 2 класс по теме " Сложение двузначных чисел без перехода через разряд"...