Урок математики. Измерение времени. 3кл.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ганова Ирина Ивановна

Конспект урока математики с применением ИКТ по теме «Измерение времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mat.3kl.izmerenie_vremeni.zip1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

 Целинного района Алтайского края

                                                                                             

Конспект урока математики с применением ИКТ

по теме «Измерение времени».

                                   Разработала:   Ганова И.И.

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                 

                                                                                             

с. Марушка

                                                             2013г

1. Тема урока: « Измерение времени»

2.Предмет: математика

3.Класс: 3

4.Автор разработки: Ганова Ирина Ивановна (учитель начальных классов)

5. Образовательное учереждение: МБОУ «Марушинская СОШ»

6. Тип урока: урок первичного предъявления  новых  знаний и способов учебных действий

7. Форма организации: урок

8. Представление о результатах:

Личностные: формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу.

Метапредметные:

 Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый и итоговый контроль  по результату.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:  договариваться и приходить к общему решению в парной и совместной деятельности.

Предметные:  запомнят единицы времени: век, год, месяц, неделя, час, минута, секунда; научатся записывать соотношения, которыми  связаны между собой единицы времени, решать задачи на определение продолжительности.

8. Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор

11.Дидактические материалы:

  • Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.
  • Демонстрационный материалкалендари настенный и настольный, отрывной и  карманный.
  • Раздаточный материал: карманные календари, карточки с заданиями.
  1. Ход урока
  1. I. Организационный этап.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
(Ребята садятся за парты)
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

  1. II. Актуализация опорных знаний. Устный счёт

Лена получает журнал «Мурзилка».                            (Слайд 1)
Он выходит1 раз в месяц.
Сколько журналов Лена получит за 1 год?
за 2 года? за 3 года?

-Какие единицы  измерения времени встретились в задаче?

Го

  1. III. Целеполагание.

Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день и ночь

Стучим, стучим! (Часы)

О чем нам говорят часы? (Часы нам говорят времени).  

А можно ли измерить время? (Время это величина, которую можно измерить.)

Как вы думаете, какова тема урока?

 Тема урока «Измерение времени»                             (Слайд 2)

Сформулируйте цель урока.                                          ( Слайд 3)

Изучить единицы времени; узнать новое об измерении времени; 

  1. V. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

На уроке чтения мы читали сказку В.И. Даля «Старик Годовик». Давайте вспомним её и побеседуем по ней.

«Вышел Старик Годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. (Слайд 4, 5)

  • Ребята, а что это за птицы? (Месяцы)
  • А какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик Годовик второй раз – полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.    (Слайд 6,7)

  • Какие это месяцы? (Март, апрель, май)

Махнул Старик Годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.    (Слайд 8,9)

  • Какие это месяцы? (Июнь, июль, август)

Махнул Старик Годовик четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. (Слайд 10,11)

  • Какие это птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Где мы можем увидеть все месяцы вместе? (В календаре)  (Слайд 12)

«Календарь – перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие «календарь» означает всю систему исчисления времени. Календарь удобен, чтобы вести счёт времени – годам, месяцам, неделям дням»

Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, карманные, настольные – демонстрация календарей)

1.Работа с календарем

1) Посчитайте, сколько месяцев в году?

 1 год = 12 месяцев

2)С какого месяца начинается календарный год? (С января)

3) Назовите все месяцы в году.

4) Назовите зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.

5) Какой месяц сейчас идёт? (Март)

6) Какие месяцы в этом году уже прошли? (Январь, февраль)

7) Какие месяцы ещё будут в этом году? (Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

8) Сколько дней в марте? (31)

9) Сколько дней в апреле? (30)

10) Сколько дней в мае? (31)

11)Какое это время года? (весна)

12)Сколько дней длится весна. (Запись на доске)

Что для этого нужно сделать? (Сложить количество дней в каждом весеннем месяце)

Март-31день, апрель-30дней, май- 31 день. (Запись на доске)

31 + 30 + 31 = 92 (дн.)

Ответ: 92 дня длится весна.

  1. Физкультминутка

Какие времена года вы еще знаете? (зима, осень, лето)

Разделитесь на две группы. Первая группа, используя настольный календарь, узнает, сколько дней длится зима. Вторая группа, используя настенный календарь, узнает, сколько дней длится осень. (Все ученики  решают у доски)

1 группа – зима (31+31+29=91 день)

2 группа – осень (30+31+30=91 день)

Кто из вас знает, как можно определить количество дней в месяце, 31 или 30, если у вас нет календаря? (по руке).

Июнь-30 дней, июль-31 день, август-31день

лето (30+31+31=92 дня)

2.Решение задачи

Количество дней в месяце и в трех сезонах мы с вами определили, а теперь давайте узнаем, сколько дней было  в 2012 году.

Сколько месяцев, в которых 31 день? (7)

Давайте запишем: 7 мес. – по 31 дн.

Сколько месяцев, в которых 30 дней? (4)

Давайте запишем: 4 мес. – по 30 дн.

Что ещё известно? 1 мес. – 29 дн.

Покажите, что надо узнать количество всех дней.

Если в одном месяце 31 день, как узнать, сколько в семи таких месяцах? (умножить 7 на 31)

1) 31*7 =217(дн.)   в 7 месяцах

2) 30*4 = 120 (дн.)  в 4 месяцах

3) 217+120+29=366(дн.)

Ответ: 366 дней в 2012 году.

А всегда ли бывает 366 дней в году?

Сколько дней ещё бывает в феврале? (28)

Как называется год, в феврале которого 29 дней? (високосный)

А кто из вас знает, как можно определить, сколько дней в феврале 2014 года? Каким будет этот год високосным или не високосным? ( Слайд 13)

(Надо последние две цифры года разделить на 4 , если делится без остатка, значит в феврале 29 дней, а если не делится, значит 28.)

2012 год – 12 , значит 12:4=3, делится. В феврале 2012 года будет 29 дней. Високосный год.

2013 год – 13 , значит 13:4, не делится, значит, год - не високосный

2014 год – 14 , значит 14:4, не делится, значит, год - не високосный

2016 год – 16 , значит 16:4=4, делится. В феврале 2016 года будет 29 дней. Високосный год.

  1. Физкультминутка

Физкультминутка для глаз. (Слайд14-20)

3.Работа с календарем

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. (Слайд 21)

  • Что это за крылья у каждой птицы? (Недели)

В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо со своим именем.

  • Что это за семь перьев? (7 дней в неделе)

1 неделя = 7 суток

Назовите  дни недели по порядку.  (Слайд 22)

Объясните название:

ПОНЕДЕЛЬНИК – день после нерабочего дня

ВТОРНИК – второй на неделе 

СРЕДА – средний день

ЧЕТВЕРГ – день четвёртый по порядку (в старину «четверток»)

ПЯТНИЦА – пятый день

СУББОТА – шестой день недели

ВОСКРЕСЕНЬЕ – единственный день, прямо назван в связи с воскресением Господа Бога Иисуса Христа

  1. 4. Работа по учебнику

Скажите, есть ли единица времени больше года?   (Слайд 23)

Страница 54 прочитайте правило.

1)Какая самая большая единица времени? (Век)

2)В каком веке мы с вами живем? (в 21)

3) Каким по счету будет следующий век? (22)

4) А может ли человек жить  больше века? (да)

5) А больше двух веков? (Нет)

5.Самостоятельная работа в парах.

А какие единицы измерения времени меньше чем век, год, месяц, неделя?

(Час, минута и секунда).

На странице 55 найдите  значок «Запомнить». (Слайд 24)

Прочтите и постарайтесь запомнить, как обозначаются единицы времени при письме, и какими соотношениями они связаны между собой.

Поработайте в парах, расскажите друг другу, что запомнили.

Выполните № 231(устно) Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

  1. VI.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений:

1)  Выбери правильный ответ (Слайды25-30)

 2) Самостоятельная работа.   Проверка с помощью слайдов. (Слайды 31-33)

Заполните пропуски:

Век =…лет

1 год =…месяцев

1 сутки=…часа

1 неделя=…суток

1 час=…мин

1 мин =..секунд

 Заполните кроссворд

  1. Какой сейчас месяц?
  2. Назови, одним словом 12 месяцев?
  3. Июнь, июль, август – какое время года?
  4. Век. Сколько это лет?
  5. Единица времени равная 7 суткам.
  6. Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят!

Что это за братья?

  1. Как называется год, в котором 366 суток?

Дополнительно. Сравните:

1 нед. * 8 сут.
1 мес. * 35 сут.
14 сут. * 2 нед.
1 век * 100 лет
1 год * 15 мес.
 
1 мес. * 25 сут.

XI. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Назовите единицы времени.
  3. XII. Домашнее задание
  4. Стр. 54 № 226, №227
  5. XIII.Рефлексия

На солнышке, которое мне хотелось бы подарить вам за хорошую работу, нарисуйте радостную улыбку, если у вас хорошее настроение, печальную улыбку, если у вас плохое настроение.

Сегодня вы вспомнили, то, что знали раньше и узнали много нового.  Я хочу, чтобы вы как это солнышко приносили хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Единицы измерения времени" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс (работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с консультантами)....

Конспект урока по математике "Измерение времени"

Конспект урока на тему "Измерение времени". Урок открытия нового знания...

Урок математики"Измерение времени"

Урок математики"Измерение  времени"в 3 классе по программе "Начаьная школа 21 века"...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике Измерение времени. (Закрепление)

Тема: Измерение времени. (Закрепление)Тип урока: урок закрепления изученного.Цель урока: Создать условия для закрепления понятий «Время», «Единицы времени».Задачи:1. Способство...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: « Измерение времени»

Это урок окружающего мира для 2 класса. Тема: " Измерение времени". Этот материал поможет учителю познакомить детей с  историческими фактами измерения времени....

Урок математики "Измерение времени"

Урок разработан по теме "Измерение времени" УМК "21 век" к  "Дню космонавтики"...