Конспект урока по теме : "Движение в противоположных направлениях""
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Движение в противоположных направлениях»

Цели: учить читать и строить модели движения в противоположных направлениях, находить закономерности изменения расстояния в зависимости от времени движения;

Проверить усвоение материала о встречном движении и движении в противоположных направлениях;

Развивать умение обобщать и делать выводы.

Ход урока.

1.Орг. Момент.

-Здравствуйте, дети. Садитесь. Начинаем урок математики.

Прочитайте высказывание  древнегреческого философа.

Жизнь требует движения. Аристотель.

-Как понимаете?

-Как вы думаете человек должен двигаться только физически?(Нет. Он должен развиваться и умственно.)

-  Почему на уроке математики  появилось это  высказывание?  (Мы работаем над темой «Задачи на движение»)

-Как вы считаете мы всё уже знаем по этой теме?

-Конечно, нет. И сегодня мы движемся вперёд за новыми знаниями.

             2. Актуализация знаний.

а) Математический диктант. Решение задач

-Какие величины можем выделить в задачах на движение?

Вспомним формулы нахождения этих величин.

Доска (Записываю формулы.)

S=v·t  V=s:t    t=s:v

Небольшой математический диктант.

-Записываем только решение задачи.

  • Знаете ли вы, что самое медлительное млекопитающее  на земле трёхпалый ленивец? Его скорость составляет 2м/мин. За какое время он преодолеет расстояние в 140 метров.(70 мин=1ч10 мин)
  • Самая большая скорость в животном мире 322 км/ч. Эту скорость развивает сапсан при пикировании на добычу. Какое расстояние он бы мог пролететь с такой скоростью за 2 часа? (644 км)
  • Самая быстрая рыба - парусник. Своё название она получила за высокий спинной плавник, похожий на парус. За 3с она преодолевает расстояние в 90 метров. Какова её скорость?

(30 м/с)

-Самопроверка. Кто верно справился?

б) Чтение схем. Скорость сближения и скорость удаления.

-Как могут двигаться объекты по координатному лучу?

-В каком случае произойдет встреча?

Внимание на доску.

-Что вы можете сказать о движении двух объектов?  (Схемы на доске) Ответ по плану.

             3.Постановка проблемы

а) Прочитайте задачу.

И двух городов А и  В, расстояние между которыми 950 км, шли два поезда. Первый шёл со скоростью 80 км/ч, а другой 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа? 

-Все ли данные есть?  (Нет направления движения)

-Каким может быть направление движения? (Навстречу, противоположные направления, вдогонку и с отставанием).

Рассмотрим 1 случай. Предположим, что поезда двигались навстречу друг другу.

Вспомните вчерашний урок, на котором Мы установили зависимость между величинами в задачах на встречное движение.

Вспомните формулу нахождения расстояния между объектами.

d = d ₀ -v сбл. · t

Запишите решение задачи и ответ задачи.

950-(80+70) ·4=350(км)

Рассмотрим 2 случай. Предположим, что поезда двигались в противоположных направлениях. Чертеж в тетрадях.

-Мы уже встречались с такими задачами? (нет)

-Какую цель поставим перед собой на урок? (Установить зависимость между величинами при решении задач на движение в противоположных направлениях)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Заполнение таблицы. (В презентации, дети  в тетрадях)

t              d

0             950

1             950 + (70+80) ∙ 1

2             950 + (70+80) ∙ 2

3    950 + (70+80) ∙ 3

4    950 + (70+80) ∙ 4

t              950 + (70+80) ∙ t

d= d ₀ +v уд.·t

-Мы решали одну задачу. Сравним решения и ответы. ( Они разные)

-Почему? Что добавили в условие? (Направление движения).

-Что важно учитывать, решая задачу на движение?

Вывод: При решении задач на движение важно выяснить направление движения.

С остальными видами движения мы познакомимся на следующих уроках

Физкультминутка

Помним ребята, что движение-это жизнь.

Знаете ли вы, что ходьба-это одно из доступных средств укрепления здоровья.

Обычная ходьба улучшает обмен веществ, нормализует работу сердца…

Давайте и мы немного походим.

Раз, два, три! Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Веселей шагайте!

Раз, два, три! Потянитесь дружно!

Раз, два, три! Закаляться нужно!

Раз, два, три! Сели и привстали!

Раз, два, три! Ноги крепче стали!

5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа в парах.

Стр. 93.№2

Поднимите руки, кто решал задачу выражением? По действиям?

Проверка в презентации.

6.Повторение. Работа в группах.  Задание на карточках.

а) Решение обратных задач

-Посмотрите на схемы. Что заметили? (Это обратные задачи)

-Какие задачи называют обратными? ( С одинаковыми данными,  где известное становится неизвестным,  а неизвестное известным.)

-Какая группа справилась с первым заданием? (Решение маркером на листе записать и повесить на доску)

б) Составление и решение задач на движение в противоположных направлениях

Если остаётся время, решаем задачи, составленные в группе.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вспомним начало урока. Как вы считаете, продвинулись ли мы сегодня в своих познаних о задачах на движение?

-Какой тип задач мы разбирали сегодня на уроке?

-Произойдет ли встреча объектов при движении в противоположных направлениях?

- Что важно помнить, приступая к решению задачи на движение? (Необходимо установить направление движения.)

-По какой формуле можно установить зависимость между величинами при движении в противоположных направлениях? ( Расстояние между объектами равно скорость удаления умножить на время + расстояние, которое было между объектами)

-Какое задание показалось наиболее трудным? А какое наиболее интересным?

-Как оцениваете свою работу в группе?(Обозначьте на полях свой вклад в работу группы)

8. Домашнее задание

С. 94-96 №3,12. По желанию №10

Доп. Задания.

С .94 №6,7

Напряжённо работали. Можно немного и поиграть. С 96№ 14



Предварительный просмотр:

План ответа . Движение объектов по координатному лучу

1.Объекты движутся……… , поэтому расстояние между ними ………..

2.Скорость первого…., скорость второго….

3.Скорость сближения (удаления) находим по формуле…….

Встречное

v сбл.= v ₁+ v₂

В противоп. направл.

v уд.= v ₁+ v ₂

Вдогонку

v сбл.= v ₁- v ₂

С отставанием

v уд.= v ₁- v ₂

План ответа . Движение объектов по координатному лучу

1.Объекты движутся……… , поэтому расстояние между ними ………..

2.Скорость первого…., скорость второго….

3.Скорость сближения (удаления) находим по формуле…….

Встречное

v сбл.= v ₁+ v₂

В противоп. направл.

v уд.= v ₁+ v ₂

Вдогонку

v сбл.= v ₁- v ₂

С отставанием

v уд.= v ₁- v ₂

План ответа . Движение объектов по координатному лучу

1.Объекты движутся……… , поэтому расстояние между ними ………..

2.Скорость первого…., скорость второго….

3.Скорость сближения (удаления) находим по формуле…….

Встречное

v сбл.= v ₁+ v₂

В противоп. направл.

v уд.= v ₁+ v ₂

Вдогонку

v сбл.= v ₁- v ₂

С отставанием

v уд.= v ₁- v ₂

План ответа . Движение объектов по координатному лучу

1.Объекты движутся……… , поэтому расстояние между ними ………..

2.Скорость первого…., скорость второго….

3.Скорость сближения (удаления) находим по формуле…….

Встречное

v сбл.= v ₁+ v₂

В противоп. направл.

v уд.= v ₁+ v ₂

Вдогонку

v сбл.= v ₁- v ₂

С отставанием

v уд.= v ₁- v ₂

Встречное движение

1.Как найти время до встречи?

t встр.=s : v сбл.

2. Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

S= v сбл.·t

3.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ - v сбл.·t

4.Как найти скорость одного из объектов, если скорость другого известна?

  • Найти скорость сближения. v сбл.= S: t встр.
  • Найти неизвестную скорость объекта. v ₁= v сбл. - v ₂

Встречное движение

1.Как найти время до встречи?

t встр.=s : v сбл.

2. Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

S= v сбл.·t

3.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ - v сбл.·t

4.Как найти скорость одного из объектов, если скорость другого известна?

  • Найти скорость сближения. v сбл.= S: t встр.
  • Найти неизвестную скорость объекта. v ₁= v сбл. - v ₂

Встречное движение

1.Как найти время до встречи?

t встр.=s : v сбл.

2. Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

S= v сбл.·t

3.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ - v сбл.·t

4.Как найти скорость одного из объектов, если скорость другого известна?

  • Найти скорость сближения. v сбл.= S: t встр.
  • Найти неизвестную скорость объекта. v ₁= v сбл. - v ₂

Встречное движение

1.Как найти время до встречи?

t встр.=s : v сбл.

2. Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

S= v сбл.·t

3.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ - v сбл.·t

4.Как найти скорость одного из объектов, если скорость другого известна?

  • Найти скорость сближения. v сбл.= S: t встр.
  • Найти неизвестную скорость объекта. v ₁= v сбл. - v ₂

Движение в противоположных направлениях

1.Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

 S= v уд.·t

2.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ +  v  сбл.·t

3.Как найти  скорость одного из объектов, если скорость другого

 известна?

  • Найти скорость удаления.  v уд.= S: t
  • Найти неизвестную скорость объекта.  v ₁=  v  уд. -  v ₂

Движение в противоположных направлениях

1.Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

 S= v уд.·t

2.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ +  v  сбл.·t

3.Как найти  скорость одного из объектов, если скорость другого

 известна?

  • Найти скорость удаления.  v уд.= S: t
  • Найти неизвестную скорость объекта.  v ₁=  v  уд. -  v ₂

Движение в противоположных направлениях

1.Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

 S= v уд.·t

2.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ +  v  сбл.·t

3.Как найти  скорость одного из объектов, если скорость другого

 известна?

  • Найти скорость удаления.  v уд.= S: t
  • Найти неизвестную скорость объекта.  v ₁=  v  уд. -  v ₂

Движение в противоположных направлениях

1.Как найти расстояние, пройденное объектами за единицу времени?

 S= v уд.·t

2.Как найти расстояние, которое осталось пройти  объектам?

d ₀-это расстояние между объектами в данный момент времени

d= d ₀ +  v  сбл.·t

3.Как найти  скорость одного из объектов, если скорость другого

 известна?

  • Найти скорость удаления.  v уд.= S: t
  • Найти неизвестную скорость объекта.  v ₁=  v  уд. -  v ₂

1группа

С.94 №4  1)

С. 94 №5 а)

 

2 группа

С.94 №4  2)

С. 94 №5 б)

5 группа

С.94 №4  1)

С. 94 №5 б)

3 группа

С.94 №4  3)

С. 94 №5 в)

4 группа

С.94 №4  4)

С. 94 №5 а)

6 группа

С.94 №4  2)

С. 94 №5 в)

7 группа

С.94 №4  3)

С. 94 №5 а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4- м классе по теме: Движение в противоположных направлениях.

Урок посторен в технологии системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...

Конспект урока по математике «Движение в противоположных направлениях» 4 класс

Урок формирования программных знаний и умений по предмету, развития познавательного интереса, обучения умению обобщать, делать выводы, находить закономерности при решении задач на движение в...

Конспект урока "Задачи на движение в противоположных направлениях."

Цели урока: Сформирование умения решать задачи на движение в противоположных направлениях. Планируемые результаты:·        Предметные: научить и закрепить умени...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Движение в противоположных направлениях, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Движение в противоположных направленияхЦели деятельности учителя: формирование понимания процесса движения объектов в противоположных направлениях; обучение решению з...

технологическая карта урока Тема: «Движение в противоположных направлениях»

Технологическая карта урока ФИО учителя: Калинина Екатерина АнатольевнаКласс: 4УМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: «Движение в противоположных направлениях»Тип уро...