Учебно - методический комплект по математике на тему "Единицы массы. Грамм."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx34.68 КБ
Office presentation icon demonstratsionnyy_material.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                           

Конспект урока по математике

Тема:  «Единицы массы. Грамм».

Цели деятельности учителя: cформировать представление о новой единице массы (грамм), установить соотношения между килограммом и граммом; тренировать умение преобразовывать единицы массы, их сравнивать, складывать и вычитать.

Планируемые результаты:

предметные: воспитывать интерес к математике, чувство ответственности, самостоятельность.

личностные: развитие внимания, мышления, памяти.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя и товарища.

  • коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. 

  • регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Тип урока: открытие нового знания.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

≈ 3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Можете присаживаться!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

3.

4.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

Фронтальная беседа

Актуализация знаний

Задание  «Напиши число»

Постановка учебной задачи

≈ 7

≈1

≈5

Ребята, сегодня на уроке математики мы будем открывать новое знание.

Ребята, какие единицы измерения вы знаете? (единицы измерения длины, веса).

Сейчас мы выполним с вами математический диктант.  Вопросы в диктанте  не простые, требуют большого внимания и сообразительности! А есть ли среди вас внимательные и сообразительные ребята? Это мы проверим, когда вы выполните задание. 

Откройте тетради, запишите число. Слушайте внимательно!

Напишите в тетради число, в котором:

  1. 5 сотен 3 десятка (530)
  2. 7 десятков 9 единиц (79)
  3. 104 км сколько это метров? (104 км = 104 000 м)
  4. Рост мальчика 1 м 27 см. Сколько это сантиметров? (127 см)
  5. Ширина окна 150 см. Сколько это дециметров? (15 дм)

Для проверки, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. И сравните свои ответы с ответами на слайде.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили первое задание.

Ребята, а какую единицу массы мы используем для того, чтобы взвесить например, 15 яблок? (килограмм)

А как вы думаете, можем ли мы с помощью килограмма взвесить муравья? (Нет, так как муравей очень легкий, маленький)

Отвечать на вопросы учителя.  

Слушать внимательно, отвечать на вопросы.

Закреплять пройденный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: Обобщают.

Итак, ребята что вы сейчас повторили? (Мы повторили единицы измерения длины.)

Какое следующее задание я вам предложу? (Задание для пробного действия.)

С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Выполняя пробное задание, мы увидим, что мы ещё не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)

Задание для пробного действия.

Именованные числа открываются на слайде последовательно.

Переведите в следующие меньшие единицы измерения:

15 км =        

Это пробное задание? (Нет, т.к. мы знаем меньшую величину.)

15 дм =

Это пробное задание? (Нет, т.к. мы знаем меньшую величину.)

Что вы использовали при выполни задания? (Таблицу соотношения единиц длины.)

15 кг =

Это пробное задание? (Да, т.к. до этого были числа, выражающие единицы длины, последнее число – единицы массы.)

Выполните задание самостоятельно.

Проверяем задание. У кого нет ответа?

Чего вы не смогли сделать? (Выразить 15 кг следующей меньшей единицей измерения.)

Кто выполнил задание, какие ответы у вас получились?

Какая схема поможет установить, кто прав в последнем задании? (Подходящей схемы нет.)

Сформулируйте своё затруднение? (Мы не можем доказать, какой ответ правильный.)

В чем состоит задание? (Надо сделать перевод единиц массы.)

Как действовали? (Каким правилом пользовались?) (Такого правила нет.)

В каком месте возникло затруднение? (В соотнесении своих действий с эталоном.)

Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем меньших единиц массы, нет таблицы соотношений между единицами массы.)

Значит, какую цель мы перед собой должны поставить? (Узнать меньшие единицы массы и установить между ними соотношение.)

Давайте уточним тему урока. (Новая единица измерения массы, единицы массы и т.д.)

Итак, наша тема называется:  Единицы массы.

Для того, чтобы достичь цели, что вам нужно составить? (ПЛАН.)

План:

1. Опора для КИЛОМЕТРА

2. Прочитать слово и четко выделить в нем части, которые помогут справиться с затруднением (ПРИСТАВКУ и КОРЕНЬ)

3. Создать опору для массы.

Посмотрите на слайд, вы видите приставку кило и корень метр. Прочитаем слово четко. Кило – это приставка, которая используется в международной системе единиц. Но не в русском языке! А также кило – это начальная часть сложных слов, со значением единицы, равная одной тысяче, которая названа во второй части. Кило означает тысяча. Это значит, что в километре тысяча метров.

Теперь составим опору для массы.  Вы видите приставку кило. Обсудите в парах, какая существует низшая единицы измерения веса.  Прочитаем слово. Кило означает тысяча. Это значит, что в килограмме тысяча грамм.

Какая получилась новая единица измерения массы?

Обратить внимание на правильное произнесение слова ГРАММ и сокращенную запись : г

Как уточнить, правильно ли вы вывели опору? (Посмотреть в учебнике.)

Учебник стр. 101.Сравнение опор.

Что теперь необходимо сделать? (Надо вернуться к пробному заданию.)

Для того,  чтобы перевести кг в  г, что должны сделать? (Умножить на 1000)

Можете выполнить пробное задание в парах.

У кого сразу в пробном действии получилось верно? Молодцы! Что теперь можете? (Мы можем выполнить задание, можем доказать, кто правильно выполнил задание.)

Итак, чтобы перевести кг в в г, что должны сделать? (Умножить на 1000)

А для того, чтобы перевести г в кг, что должны сделать? (Чтобы разделить на 1000, нужно отбросить 3 нуля, 3 последние цифры обозначают количество грамм, а остальные цифры, что стоят спереди обозначают килограммы)

Проговорите опору друг другу.

Какой следующий шаг вам предстоит сделать? (Мы должны потренироваться в переводе единиц массы.)

Решать примеры, вспоминать пройденный материал.

Показывать или говорить свои результаты.

Зачитывать ответы.

Р: Выполнение пробного учебного действия.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: Участвовать в учебном диалоге.

5.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Работа с учебником

Работа с тетрадями

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Физминутка

Работа с задачей.

≈ 10

≈3

≈1

2 (1 строчка), стр. 101.

а) 4 кг = 4000 г;        б) 39 кг = 39 000 г;

в) 147 кг = 147 000 г;        г) 6 кг 628 г = 6628 г.

3 (1 строчка), стр. 101.

а) 6000 г = 6 кг;        б) 28 000 г = 28 кг;        в) 70 000 г = 70 кг.

2)        Работа в парах.

4 (а, б), стр. 101.

а) 9675 г = 9 кг 675 г;        б) 14 300 г = 14 кг 300 г.

А теперь, выполните задания самостоятельно: 2 (2 строчка), 3 (2 строчка), 4 (в, г) стр. 101.

2 (2 строчка) Вырази в граммах:

д) 5 кг 200 г = 5200 г;   е) 5 кг 20 г = 5020 г;  ж) 5 кг 2 г = 5002 г.

3 (2 строчка) Вырази в килограммах:

г) 920 000 г = 920 кг;        д) 1 000 000 г = 1000 кг.

4 (в, г) Вырази в килограммах и граммах:

в) 21 060 г = 21 кг 60 г;        г) 7004 г = 7 кг 4 г.

Проверьте работу. Кто допустил ошибку? (…)

Какую ошибку допустили и почему? (…)

Кто выполнил задание правильно? (…)

Вы довольны своей работой? (…) Молодцы! Поставьте себе «+».

Вы, наверное, устали?

А теперь все дружно встали!

Проведем с вами физминутку!

Можете присаживаться!

Посмотрите на задачу под номером 5, на странице 101. Мы решим ее вместе.

Прочитайте и проанализируйте задачу.

О чем говорится в задаче? (О колбасе)

Посмотрите на доску, перед вами схема, которую нужно дополнить.

Что известно в задаче? (В задаче известна масса одного куска колбасы.)

Что нам известно о втором куске колбасы?  (Известно, что масса другого куска колбасы на 400 г меньше.)

Что нам нужно узнать? (Надо узнать, сколько колбасы в обоих кусках.)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить массу колбасы в обоих кусках ― ищем целое.) 

Можем ли мы найти целое сразу? (Нет, сначала, надо узнать массу второго куска колбасы, так как она не дана, но сказано, что она на 400 г меньше массы первого куска.) 

Что сделаем первым действием? (Мы из 1 кг 300 г вычтем 400 г ― узнаем массу второго куска, а затем ответим на вопрос задачи.)

 

              1кг 300 г = 1300 г

1) 1300 – 400 = 900 (г) ― масса второго куска колбасы;

2) 1300 + 900 = 2200 (г).                 I                        II

2200 г = 2 кг 200 г                   1 кг 300 г            ? на 400 г м.

Ответ: в обоих кусках 2 кг 200 г колбасы. 

Посмотрите на задачу под номером 6.

Прочитайте и проанализируйте задачу.

О чем говорится в задаче? (О винограде)

Что известно в задаче? (В задаче известна масса винограда, которую купил Петя.)

Что нам известно о винограде Васи?  (Известно, что масса винограда Васи на 500 г больше.)

Что нам нужно узнать? (Надо узнать, сколько винограда купили они вместе.)

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  (Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить массу винограда Пети  и массу винограда Вити ― ищем целое.) 

Можем ли мы найти целое сразу? (Нет, сначала, надо узнать массу винограда Вити, так как она не дана, но сказано, что она на 500 г больше массы первого куска.) 

Что сделаем первым действием? (Мы к 1 кг 700 г прибавим 500 г ― узнаем массу винограда Вити, а затем ответим на вопрос задачи.)

         1 кг 700 г = 1700 г

1) 1700 + 500 = 2200 (г) – винограда купил Вася;

2) 2200 + 1700 = 3900 (г)

3900 г = 3 кг 900 г

Ответ: Петя и Вася купили 3 кг 900 г винограда.

Решите эту задачу самостоятельно, записывая в тетрадь.

Давайте проверим ваше решение по эталону.

Посмотрите на слайд. Можно ли таким выражением записать решение нашей задачи? Почему? (1700 + 500) +1700. Аргументируйте ваш ответ.

У кого по – другому?

Молодцы, ребята!

Выполнять задания в тетрадях, комментировать по очереди («цепочкой») с помощью опорной схемы.

Выполнять по одному примеру, комментируя решение друг другу.

Выполнять задание по эталону.

Анализировать свой ответ.

Работать самостоятельно.

Выполнять упражнения, данные учителем.

Работать с задачей, отвечать на вопросы учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л: Установка на ЗОЖ.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

6.

Итог урока.

Домашнее задание

≈5

Что вы сегодня узнали? (Новую единицу массы, соотношение между единицами массы.)

Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? (Пробное задание.)

Почему не смогли сразу выполнить задание? (Не знали единицу измерения и соотношение между ними.)

Что помогло нам выйти из затруднения? (...)

Как вы оцениваете свой результат на уроке? (…)

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал.

Записывать домашнее задание.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(530) (79) (104 км = 104 000 м) ( 1 м 27 см = 127 см) (150 см = 15 дм) Проверь себя!

Слайд 2

15 км = 15 000 м 15 дм = 150 см 15 кг = ?

Слайд 3

Тема: Новая единица измерения массы, единицы массы.

Слайд 4

Цель: Узнать меньшие единицы массы.

Слайд 5

П л а н : КИЛОМЕТР КИЛОГРАММ (КГ) (Г)

Слайд 6

1 кг 1 г 1000

Слайд 7

6000 г = 28 000 г = 70 000 г = 4 кг = 39 кг = 147 кг = 6 кг 628 г = 9675 г = 14 300 г = 9675 г = 9 кг 675 г; б) 14 300 г = 14 кг 300 г.

Слайд 8

№ 4 (а, б), стр. 101. а) 9675 г = 9 кг 675 г; б) 14 300 г = 14 кг 300 г.

Слайд 9

№ 2 (2 строчка) Вырази в граммах: д) 5 кг 200 г = 5 200 г; е) 5 кг 20 г = 5 020 г; ж) 5 кг 2 г = 5 002 г. № 4 (в, г) Вырази в килограммах и граммах: в) 21 060 г = 21 кг 60 г; г) 7004 г = 7 кг 4 г. № 3 (2 строчка) Вырази в килограммах: г) 920 000 г = 920 кг; д) 1 000 000 г = 1000 кг.

Слайд 10

I II 1300 г (1300 – 400 г)

Слайд 11

1кг 300 г = 1300 г 1) 1300 – 400 = 900 (г) ― масса второго куска колбасы; 2) 1300 + 900 = 2200 (г) – всего колбасы 2200 г = 2 кг 200 г Ответ: в обоих кусках 2 кг 200 г колбасы.

Слайд 12

1 кг 700 г = 1700 г 1) 1700 + 500 = 2200 (г) – винограда купил Вася . 2) 2200 + 1700 = 3900 (г) – всего винограда . 3900 г = 3 кг 900 г Ответ: Петя и Вася купили 3 кг 900 г винограда.

Слайд 13

(1700 + 500) +1700 = 3 кг 900 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический комплект по математике (конспект урока + учебная презентация)

конспект урока  + презентация по математике "Сложение двузначного числа на однозначное"...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Вычитание вида 52– 24» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Вычитание вида 52-24»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составны...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Свойства противоположных сторон прямоугольника» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Свойства противоположных сторон прямоугольника»Цели деятельности учителя: познакомить со свойством противоположных сторон прямоугольника; способствовать фор...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Повторение приемом письменного сложения и вычитания» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Повторение приемом письменного сложения и вычитания»Цели деятельности учителя: закреплять умение выполнять письменные вычисления изученных видов; совершенст...