Учебно-методический комплект по теме "Краткая запись задачи" (конспект+презентация)
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Верещак Виктория Владимировна

Тема: «Краткая запись задачи»

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «сюжетная задача»; обучить составлению краткой записи задачи; развивать умение рассуждать и анализировать.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Развитие логического мышления; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания
  • Предметные: Решение текстовых задач, умение анализировать задачи, умение оценивать правильность хода решения; выполнение устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми выражениями.
  • Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem11.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_matem11.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.09.2015 г.                                                                                                        Методист: Андреева Т.С.
Школа № 95                                                                                                                Учитель: Шамурина Л.В.
Класс 2-6                                                                                                                Студентка: Верещак Виктория, 43 гр.
Урок математики
Кабинет № 315

Тема: «Краткая запись задачи»

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «сюжетная задача»; обучить составлению краткой записи задачи; развивать умение рассуждать и анализировать.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Развитие логического мышления; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания
  • Предметные: Решение текстовых задач, умение анализировать задачи, умение оценивать правильность хода решения; выполнение устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми выражениями.
  • Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник А.Л. Чекин 2 класс, 1 час; тетради для самостоятельных работ; учебная презентация: карточки для рефлексии.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

10:00 – 10:02

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число. Отступаем 4 клеточки сверху, на 5 пишем 22 сентября. Отступаем еще 1 клетку и пишем классная работа.

Слушают учителя

Записывают число в тетрадях

Р:  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Актуализация знаний

10:02 – 10:06

Ребята, сейчас вам необходимо письменно ответить на некоторые задания. Отступите 2 клетки и запишите «математический диктант». Записывайте только ответы, ответы пишем через клетку в строчку.

  1. Какое число меньше 12 на 4? (8)
  2. Сложите числа 7 и 6. (13)
  3. Уменьшаемое– 19, значение разности – 5. Найдите вычитаемое. (14)\
  4. Вычтите  4 из 6. (2)
  5. 18 – это 8 и сколько еще? (10)
  6. Вычитаемое – 3, значение разности – 5. Найдите уменьшаемое. (8)
  7. Первое слагаемое – 10, второе слагаемое такое же. Найдите значение суммы.
  8. Кофточек в магазине – 13, а штанов – на 4 меньше. Сколько штанов в магазине?

Хорошо. Теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши и проверьте работу соседа. Опирайтесь на слайд.

Ребята, скажите, а вы знакомы с понятием «задача»? Давайте вспомним, из каких компонентов состоит задача. Посмотрите на слайд. Здесь вы видите различные компоненты, вам необходимо оставить только те, которые составляют задачу.

Кто желает прочитать, что же получилось в итоге? Из каких компонентов состоит задача?

(условие, вопрос – требование, решение, ответ).
Молодцы!

Записывают ответы в тетрадь, решают устно примеры

Выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Выбирают компоненты задачи

К.: планиро-

вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

К: оценивать работу соседа по парте

П.: структуриро

вание знаний, осознанное построение речевого высказывания

10:06 – 10:10

Постановка учебной задачи

10:10 – 10:14

10:14 – 10:16

Кто желает прочитать задачу на слайде?

(Серёжа увидел 2 белки и 1 зайца. Ах, какие красивые зверюшки!)

Скажите, ребята, это задача?

А почему это не задача?

Верно, здесь есть условие, но нет вопроса-требования, поэтому это не задача.

(На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось сидеть на проводах?)

Это задача? Как вы определили?

Отлично! Прочитайте задачу еще раз. Саша, прочитай условие задачи. Маша, прочитай вопрос-требование задачи.

Ребята, нам нужно решить эту задачу. Но прежде, необходимо ее записать. Как вы предлагаете записать эту задачу?

Сегодня мы будем записывать задачу словами. Может, просто все переписать?

Ну, тогда необходимо выбрать какие-то главные слова из текста задачи. Если мы возьмем всего пару слов из всей задачи, то какая запись у нас получится?
Попробуйте сформулировать тему урока.
(Краткая запись задачи)

Сформулируйте цели урока, исходя из темы.

(научиться записывать задачу кратко)

Отвечают на вопросы

Определяют, чем отличается задача

Формулируют тему и цели урока

П.: структуриро

вание знаний, осознанное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.

Р.:  планировать учебную деятельность и действовать по предложенному плану, выдвигать версии;

П.: самостоя-тельное выделение и формулирование познавательной цели.

Решение частных задач

10:16 – 10:22

Отступите 2 клетки и запишите слово «задача» по середине.

О чем говориться в задаче? Начнем сначала. Что обозначает число 20? Какое главное слово мы выберем?(сидело) Хорошо, записываем себе в тетрадь, отступаем 1 клетку от диктанта и 1 клетку вправо. Что обозначает число 5? Какое главное слово мы выберем отсюда? (Улетело) Записываем тоже себе в тетрадь, под словом сидело, отступив 1 клетку. Хорошо, прочитайте вопрос-требование задачи. Какое главное слово выберем? (осталось) Поставьте знак вопроса напротив слова осталось. Ведь нам неизвестно.

Вот мы и составили краткую запись.

Откройте учебники на странице 23. Найдите задание 1. Скажите, у нас получилась такая краткая запись?

Теперь нам нужно решить задачу.
Ниже записываем решение задачи, опираясь на краткую запись.

Скажите, сколько ласточек сталось на проводах?

А теперь запишите ответ задачи.  

Молодцы!

Разбирают задачу с учителем

Записывают в тетрадь краткую запись задачи

Записывают в тетрадь решение задачи

Р: сохранять учебную задачу.

Р.: выполнение учебного действия

П.: структуриро-

вание знаний.

Физминутка

10:22-10:23

Ребята, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз, два – стоит ракета; три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре – и на месте походили

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом

Левой – раз, и правой – два

Раз, два, три, четыре – а теперь тихонько сели.

Решение частных задач

10:23 – 10:26

10:26 – 10:30

10:30 – 10:33

10:33 – 10:38

Найдите упражнение 2. Маша, прочитай задание.

Сейчас поработайте в группах по 4 человека. Обсудите, какая краткая запись подходит к этой задаче и почему.

Скажите, какая краткая запись подходит? Докажите, что эта запись подходит.

Докажите, что другие записи не подходят.

Хорошо.

Найдите упражнение 4. Маша, прочитай задание. Поднимите руку те, кому не понятно задание. Сейчас каждый шепотом придумает задачу к краткой записи.

А теперь обсудите со своим соседом по парте придуманные задачи.

Кто желает рассказать свою задачу?

Откройте свои тетради для самостоятельных работ на странице 10. Найдите задание 1.

Саша, прочитай задание.

Вам необходимо, заполнить пропуски в краткой записи, опираясь на задачи в учебнике.

Работаем самостоятельно.

Кто желает прочитать, какие записи  получились в первой краткой записи? Поднимите руку те, у кого так же.

Во второй краткой записи.

Найдите задание 2. Прочитайте задание. Выполните это задание письменно в тетрадях.

Проверьте свою работу. Посмотрите на слайд.

Поднимите руку, у кого получилось такое же решение и ответ.

Хорошо.

Работают в группах

Выбирают подходящую краткую запись

Работают в парах

Самостоятельно работают по изученной теме

К.: взаимодействовать (сотрудничать) с одноклассниками

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.

К.: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.

Л: выполнять самостоятельную работу

Домашнее задание

10:38 – 10:39

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр. 10 № 3 и стр. 11 № 4.

Записывают домашнее  задание

Заключительный

Рефлексия

10:39 – 10:41

10:41 – 10:45

Ребята, вспомните, над какой темой урока мы сегодня работали?

Что такое «краткая запись»?

Из каких частей состоит задача?

У вас на столе лежит изображение светофора. Если вы считаете, что вы усвоили тему и справились со всеми заданиями, закрасьте сигнал зеленым цветом, если у вас были небольшие трудности – закрасьте красным цветом.

Поднимите вверх свои светофоры.

Урок окончен.

Оценивают свою деятельность на уроке

П: строят речевое высказывание.

Л:самооценка;  адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Р: осуществляют итоговый контроль.



Предварительный просмотр:

Дата: 22.09.2015 г.                                                                                                        Методист: Андреева Т.С.
Школа № 95                                                                                                                Учитель: Шамурина Л.В.
Класс 2-6                                                                                                                Студентка: Верещак Виктория, 43 гр.
Урок математики
Кабинет № 315

Тема: «Краткая запись задачи»

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «сюжетная задача»; обучить составлению краткой записи задачи; развивать умение рассуждать и анализировать.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Развитие логического мышления; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания
  • Предметные: Решение текстовых задач, умение анализировать задачи, умение оценивать правильность хода решения; выполнение устных и письменных арифметических действий с числами и числовыми выражениями.
  • Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник А.Л. Чекин 2 класс, 1 час; тетради для самостоятельных работ; учебная презентация: карточки для рефлексии.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

10:00 – 10:02

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число. Отступаем 4 клеточки сверху, на 5 пишем 22 сентября. Отступаем еще 1 клетку и пишем классная работа.

Слушают учителя

Записывают число в тетрадях

Р:  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Актуализация знаний

10:02 – 10:06

Ребята, сейчас вам необходимо письменно ответить на некоторые задания. Отступите 2 клетки и запишите «математический диктант». Записывайте только ответы, ответы пишем через клетку в строчку.

  1. Какое число меньше 12 на 4? (8)
  2. Сложите числа 7 и 6. (13)
  3. Уменьшаемое– 19, значение разности – 5. Найдите вычитаемое. (14)\
  4. Вычтите  4 из 6. (2)
  5. 18 – это 8 и сколько еще? (10)
  6. Вычитаемое – 3, значение разности – 5. Найдите уменьшаемое. (8)
  7. Первое слагаемое – 10, второе слагаемое такое же. Найдите значение суммы.
  8. Кофточек в магазине – 13, а штанов – на 4 меньше. Сколько штанов в магазине?

Хорошо. Теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши и проверьте работу соседа. Опирайтесь на слайд.

Ребята, скажите, а вы знакомы с понятием «задача»? Давайте вспомним, из каких компонентов состоит задача. Посмотрите на слайд. Здесь вы видите различные компоненты, вам необходимо оставить только те, которые составляют задачу.

Кто желает прочитать, что же получилось в итоге? Из каких компонентов состоит задача?

(условие, вопрос – требование, решение, ответ).
Молодцы!

Записывают ответы в тетрадь, решают устно примеры

Выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

Выбирают компоненты задачи

К.: планиро-

вание учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

К: оценивать работу соседа по парте

П.: структуриро

вание знаний, осознанное построение речевого высказывания

10:06 – 10:10

Постановка учебной задачи

10:10 – 10:14

10:14 – 10:16

Кто желает прочитать задачу на слайде?

(Серёжа увидел 2 белки и 1 зайца. Ах, какие красивые зверюшки!)

Скажите, ребята, это задача?

А почему это не задача?

Верно, здесь есть условие, но нет вопроса-требования, поэтому это не задача.

(На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось сидеть на проводах?)

Это задача? Как вы определили?

Отлично! Прочитайте задачу еще раз. Саша, прочитай условие задачи. Маша, прочитай вопрос-требование задачи.

Ребята, нам нужно решить эту задачу. Но прежде, необходимо ее записать. Как вы предлагаете записать эту задачу?

Сегодня мы будем записывать задачу словами. Может, просто все переписать?

Ну, тогда необходимо выбрать какие-то главные слова из текста задачи. Если мы возьмем всего пару слов из всей задачи, то какая запись у нас получится?
Попробуйте сформулировать тему урока.
(Краткая запись задачи)

Сформулируйте цели урока, исходя из темы.

(научиться записывать задачу кратко)

Отвечают на вопросы

Определяют, чем отличается задача

Формулируют тему и цели урока

П.: структуриро

вание знаний, осознанное построение речевого высказывания

Р.: выполнение учебного действия

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.

Р.:  планировать учебную деятельность и действовать по предложенному плану, выдвигать версии;

П.: самостоя-тельное выделение и формулирование познавательной цели.

Решение частных задач

10:16 – 10:22

Отступите 2 клетки и запишите слово «задача» по середине.

О чем говориться в задаче? Начнем сначала. Что обозначает число 20? Какое главное слово мы выберем?(сидело) Хорошо, записываем себе в тетрадь, отступаем 1 клетку от диктанта и 1 клетку вправо. Что обозначает число 5? Какое главное слово мы выберем отсюда? (Улетело) Записываем тоже себе в тетрадь, под словом сидело, отступив 1 клетку. Хорошо, прочитайте вопрос-требование задачи. Какое главное слово выберем? (осталось) Поставьте знак вопроса напротив слова осталось. Ведь нам неизвестно.

Вот мы и составили краткую запись.

Откройте учебники на странице 23. Найдите задание 1. Скажите, у нас получилась такая краткая запись?

Теперь нам нужно решить задачу.
Ниже записываем решение задачи, опираясь на краткую запись.

Скажите, сколько ласточек сталось на проводах?

А теперь запишите ответ задачи.  

Молодцы!

Разбирают задачу с учителем

Записывают в тетрадь краткую запись задачи

Записывают в тетрадь решение задачи

Р: сохранять учебную задачу.

Р.: выполнение учебного действия

П.: структуриро-

вание знаний.

Физминутка

10:22-10:23

Ребята, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз, два – стоит ракета; три, четыре – самолет.

Раз, два – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре – и на месте походили

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом

Левой – раз, и правой – два

Раз, два, три, четыре – а теперь тихонько сели.

Решение частных задач

10:23 – 10:26

10:26 – 10:30

10:30 – 10:33

10:33 – 10:38

Найдите упражнение 2. Маша, прочитай задание.

Сейчас поработайте в группах по 4 человека. Обсудите, какая краткая запись подходит к этой задаче и почему.

Скажите, какая краткая запись подходит? Докажите, что эта запись подходит.

Докажите, что другие записи не подходят.

Хорошо.

Найдите упражнение 4. Маша, прочитай задание. Поднимите руку те, кому не понятно задание. Сейчас каждый шепотом придумает задачу к краткой записи.

А теперь обсудите со своим соседом по парте придуманные задачи.

Кто желает рассказать свою задачу?

Откройте свои тетради для самостоятельных работ на странице 10. Найдите задание 1.

Саша, прочитай задание.

Вам необходимо, заполнить пропуски в краткой записи, опираясь на задачи в учебнике.

Работаем самостоятельно.

Кто желает прочитать, какие записи  получились в первой краткой записи? Поднимите руку те, у кого так же.

Во второй краткой записи.

Найдите задание 2. Прочитайте задание. Выполните это задание письменно в тетрадях.

Проверьте свою работу. Посмотрите на слайд.

Поднимите руку, у кого получилось такое же решение и ответ.

Хорошо.

Работают в группах

Выбирают подходящую краткую запись

Работают в парах

Самостоятельно работают по изученной теме

К.: взаимодействовать (сотрудничать) с одноклассниками

К.: учет разных мнений, умение выражать свои мысли.

К.: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте.

Л: выполнять самостоятельную работу

Домашнее задание

10:38 – 10:39

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр. 10 № 3 и стр. 11 № 4.

Записывают домашнее  задание

Заключительный

Рефлексия

10:39 – 10:41

10:41 – 10:45

Ребята, вспомните, над какой темой урока мы сегодня работали?

Что такое «краткая запись»?

Из каких частей состоит задача?

У вас на столе лежит изображение светофора. Если вы считаете, что вы усвоили тему и справились со всеми заданиями, закрасьте сигнал зеленым цветом, если у вас были небольшие трудности – закрасьте красным цветом.

Поднимите вверх свои светофоры.

Урок окончен.

Оценивают свою деятельность на уроке

П: строят речевое высказывание.

Л:самооценка;  адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе по теме: "Таблица и краткая запись задачи (учебно-методический комплект "Перспективная начальная школа")

Во 2-ом классе учащиеся познакомились с существованием краткой записи задачи. На этом уроке они познакомятся с тем, как для её оформления можно использовать таблицу. Подобная форма краткой записи усло...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Задача. Нахождение и запись решения» 1 класс (конспект + презентация)

Цель: закреплять умения записывать решение задачи; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и рассуждать....

Учебно-методический комплект по математике" Запись решения задачи по действиям"

Запись решения задачи по действиям= конспект+ презентакция к уроку...

Учебно-методический комплект к уроку русского языка "Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов."

Весёлые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись с помощью заданных на доске слогов новых слов....