Урок математики "Задачи в косвенной форме" (2 КЛАСС) РО Эльконин-Давыдов
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Москвичева Наталья Станиславовна

Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. был представлен на конкурсе "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_v_kosvennoy_forme.doc343.5 КБ
Файл zadachi_v_kosvennoy_forme.pptx333.21 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

1.Мотивация

Игра «Чемодан»

2.Ситуация успеха

3.Проблемная ситуация

Ситуация разрыва

4.Постановка задачи на урок

5.Выход из проблемной ситуации

6.Итог

7.Рефлексия

1 мин

3 мин

3 мин

7 мин

2 мин

3 мин

8 мин

4 мин

5 мин

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуаль-

ная

Индивидуаль-

ная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Здравствуйте, меня зовут Н.С., урок математики сегодня у вас проведу я.

Чтобы настроиться на урок предлагаю поиграть.

Собираю чемодан в Мир Математики. Прошу помочь собрать его из математических записей. Отгадайте, по какому признаку я его собираю.

8+4                 6>3              5+7

19-7                11+1            1<8

  1.              3+4

- Тебя я не беру с собой.

- Тебя беру с собой.

Игра продолжается до тех пор, пока все карточки с ответом 12 не будут в чемодане.

- Чемодан полон.

-по какому признаку отбирали матем. записи?

-я вижу, вы очень хорошо умеете решать примеры, надеюсь, так же хорошо умеете решать задачи.

-сейчас вы это продемонстрируйте.

- Прочитайте задачу для себя.

- Прочитай … задачу.

- С какой величиной будем работать?

- Количество чего?

-какая это задача?

- подтвердите словами из текста.

- как это показывается на чертеже?

-Возьмите желтую карточку.

-Выберите одну модель, которая подходит к тексту задачи.

-Ответ проговорите.

Оцените правильность выполненной работы на линеечке.

-Встаньте, кто оценил себя высоко.

Вижу, все справились с заданием правильно и поставили высокую оценку.

 - Значит, вам не составит никакого труда справиться со следующей задачей.

-Найдите верную модель к задаче.

-возьмите зеленые карточки и приступайте к работе, время 2 минут.

- Ваш выбор … (спросить 2 учеников)

-Есть расхождение, значит кто-то не прав.

-Только что мы решали подобную задачу, и никаких сложностей не возникло.

- Вернемся к задаче 1.

-Когда возникают разногласия?

-КАКУЮ ЗАДАЧУ СТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ НА УРОК?

Мы сегодня будем исследователями и должны узнать, ЧЕМ эта задача отличается от предыдущей.

-Как мы будем действовать?

Приглашаю к доске двух учеников рассказать задачу по модели.

Давайте определим:

- Какие объекты указаны в задаче?

- К какому объекту относится число 11?

- Число 2?

- На какой объект указывает слово ЭТО?

- Значит, в этой задаче два числа относятся к одному и тому же объекту?

- Так чего меньше на 2?

- Тогда серебряных медалей больше или меньше?

- Как найдем?

- Значит, результат получится больше или меньше?

- Какой парадокс заметили? (противоречие)

- Вы знаете, как называются такие задачи?

В математике задачи, в которых два числа относятся к одному объекту и в них встречается слово ЭТО называются задачи в косвенной форме. Не говорят напрямую о второй величине, а узнаем о ней через первую.

В этих задачах если говорится больше, то получается результат меньше.

А если говорится меньше, тогда результат получится больше.

- Скажите, какую задачу вы решали?

- Какие особенности косвенных задач?

- Почему возникла ошибка при выборе модели (решении задачи)?

- Как мы действовали? Какие шаги выполняли?

2.Что определяли?

3.Что рассказывает про объекты?

4.Числа могут относятся …

5.Если к 1 объекту, то задача …

6.Если к разным объектам, то задача …

7.Слово, которое встречается в косвенной задаче?

8.Если сказано больше, то получаем …

9.Если сказано меньше, то получаем …

- Что у нас получилось?

- Можем мы ее использовать при решении других задач?  

- Сохраним этот алгоритм, он вам понадобится при выполнении заданий.

Сейчас вы будете работать в парах.

Найдите задачу в косвенной форме.

У вас есть таблички, покажите одну из них.

Докажите, почему вы так считаете.

Найдите чертеж.

Как бы вы решили данную задачу, запишите.

- Вспомните, какую задачу ставили перед собой на урок?

- Вы решили ее?

- Проверить как вы научились решать задачи в косвенной форме можем на контрольной работе.

- Готовы её написать?

- Встаньте, кто самостоятельно может решить задачу в косвенной форме.

- Встаньте, у кого остались трудности, при решении таких задач.

- Я делаю вывод, что у вас остались трудности при решении задач в косвенной форме.

- Для этого я подготовила д/задание с разным уровнем сложности.

Желтая – первый уровень.

Найти задачу в косвенной форме.

Голубая – второй уровень.

Найти и исправить ошибку в чертеже.

Зеленая – третий уровень.

Блиц-турнир. Несколько задач в прямой и косвенной форме записать модели.

На этом наш урок подошел к концу. Мне очень понравилась ваша работа на уроке.

До свидания!              

Называют по одной матем. записи, если оно подходит к задуманному, тогда ученик выходит к доске и откладывает карточку в сторону.

20-10

11+1

Математические записи с результатом 12.

На соревнованиях по легкой атлетике спортсмены завоевали 11 золотых медалей, а серебряных – на 2 меньше. Сколько серебряных медалей завоевали спортсмены?

КОЛИЧЕСТВО.

МЕДАЛЕЙ.

Задача на разностное отношение.

НА 2 МЕНЬШЕ

ПРИ ПОМОЩИ 2-ух ОТРЕЗКОВ

Рассматривают и отбирают одну модель из 5.

   

Я выбрал сх. 5, я выбрал сх. 3

- Когда появилось что-то новое, чего мы не знаем еще, не умеем решать.

1.Узнать, чем отличаются задачи.

2.Научиться решать новые задачи.

Разбираться в задаче.

Золотые и серебряные медали.

К золотым медалям.

К золотым медалям.

На золотые медали.

Да, 11 и 2

Золотых медалей на 2 меньше.

Серебряных медалей на 2 больше.

Надо сложить 11 + 2 = 13

Результат будет больше.

Говорится ЭТО меньше, а находим большее число.

 

Варианты детей.

Задачу в косвенной форме.

1.В этих задачах числа относятся к одному объекту.

2.В них встречается слово ЭТО.

3.Если говорится больше, то результат получаем меньше.

4.Если говорим меньше, тогда результат получаем больше.

Не увидели отличия в текстах задач.

  1. Читали задачу.
  2. Сколько объектов в задаче.
  3. Числа.
  4. К 1 объекту или к разным.
  5. В косвенной форме.
  6. В прямой форме.

  1. ЭТО.
  2. Меньший результат.

  1. Больший результат.

Модель.

Да.

Научится решать задачи в косвенной форме.

Слайд 1

Слайд 2


Приложение к уроку


После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?

                              ?

  1.              11                       2                

                                       11

  1.                2                        ?                  

                                       11

  1. Т

                                            2

             Ч                   

                                 ?

                                       11

  1. Т

 ?

             Ч

                                 2

  1.                                                            П.

5) Т                           

                                                                   2

             Ч

                        ?

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита?

                              ?

1)             11                       2                

                                       11

2)               2                        ?                  

                                       11

3)Т

                                                   2

             Ч                  

                                 ?

                                       11

4)Т

                                                           ?

             Ч

                                 2                                                                                                        

  1.                                                            П.

5)Т                              

                                                                           2

             Ч

                        ?


        

                                                                   

                                                   ОБЪЕКТЫ

                                           ЧИСЛА

              К 1 ОБЪЕКТУ                   К РАЗНЫМ ОБЪЕКТАМ                  

             В КОСВЕННОЙ                                   ПРЯМОЙ ФОРМЕ                                    

                    ФОРМЕ

 

   Это                    БОЛЬШЕ          МЕНЬШЕ

        

        


Найдите задачу в косвенной форме

В сумке почтальона 9 журналов, газет на 5 больше. Сколько газет в сумке почтальона?

Таня купила 12 тетрадей в клетку, что на 5 больше, чем в линейку. Сколько тетрадей в линейку                              купила Таня?

 

В посёлке 18 деревянных домов, их на 4 больше, чем кирпичных. Сколько кирпичных домов в посёлке?

Внучка отправила бабушке 5 писем и 9 открыток. Сколько писем и открыток отправила внучка бабушке?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

В зоомагазине было 9 голубых попугайчиков, это на 6 меньше, чем желтых. Сколько желтых попугайчиков было в магазине?


Домашнее задание по уровням

 Блиц – турнир. Запиши модели к задачам.

На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки?

В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме?

Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом 13 кг. Сколько весили оба речных хищника?

В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме?

В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько  серых динозавров жило в болоте?


Найди задачу в косвенной форме

Длина одного айсберга – 15км, а другого – 7 км. На сколько первый айсберг длиннее второго?

На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки?

В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько  серых динозавров жило в болоте?

В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме?

В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме?

Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом – 13 кг. Сколько весили оба речных хищника?

Найди задачу в косвенной форме

Длина одного айсберга – 15км, а другого – 7 км. На сколько первый айсберг длиннее второго?

На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки?

В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько  серых динозавров жило в болоте?

В огромном аквариуме Илья насчитал 18 гигантских скатов, акул на 5 меньше. Сколько акул плавало в аквариуме?

В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме?

Рыбаки взвесили два самых больших рыбачьих улова. Налим весил 5 кг, а сом – 13 кг. Сколько весили оба речных хищника?

Найди и исправь ошибки (в чертеже)

  1. На привале 4 туриста раскладывали костер, их на 8 меньше, чем разбивали палатки. Сколько туристов разбивали палатки?

  1. В древнем болоте жило 8 зеленых динозавров, это на 4 больше, чем серых динозавров. Сколько  серых динозавров жило в болоте?

  1. В аквариуме жило 15 морских коньков, что на 6 больше, чем морских звезд. Сколько морских звезд жило в аквариуме?

                             4 т.

  1. К.                                                    ?т.

П.

                                         8 т.

                                         8 д.

  1. Зел.

                                                                         4 д.

Сер.

                                      ? д.

                               15

  1. К.

                                                                           

           Зв.                                                          6

                                                         ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?

Слайд 3

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита?

Слайд 4

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита ?

Слайд 5

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита?

Слайд 6

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек. Сколько чашек помыл Никита? ?

Слайд 7

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше. Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?

Слайд 8

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше, чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?

Слайд 9

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок, это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?

Слайд 10

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?

Слайд 11

После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , чашек на 2 меньше . Сколько чашек помыл Никита? После семейного обеда Никита помыл 11 тарелок , это на 2 меньше , чем чашек . Сколько чашек помыл Никита? ?