Тех. карта по математике
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Мунгалова Наталья Владимировна

Технологическая карта по математике , 3 класс, ОС "Школа 2100" 
"Деление с остатком"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Урок 30

Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100» по учебникам Т.Е Демидовой, С.А.Козловой, А.П. Тонких

Тема: Деление с остатком

Цель: создать условия для формирования представлений способа деления чисел с остатком.

 Совершенствовать навыки способа деления чисел с помощью алгоритма действий..

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний

Задачи: 

Обучающие:

  • Создать условия для освоения способа деления чисел с остатком.

Развивающие:

  • развивать навыки табличного умножения чисел, мышление, умение концентрировать и переключать внимание;
  • развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике

Воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • воспитывать умение работать в команде, коммуникативную культуру.

Формируемые УУД:

Личностные

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

  • составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
  • читать и анализировать текст задачи;
  • строить вспомогательную модель к задаче в виде  схемы.

Коммуникативные

  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
  • участвовать в обсуждениях, работая в паре, группе;
  •  ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
  • работать консультантом и помощником для других ребят;

Регулятивные

  • принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
  • принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
  •  выполнять работу в паре, помогая друг другу;
  •  участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;
  •  оценивать результаты индивидуальной работы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданием, учебник математики (1часть)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Давайте учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы правильно считать!


- Ребята, а зачем нам нужно правильно считать?

- Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.

- Под этим девизом мы с вами начнем урок.

для начала давайте вспомним
 название компонентов при делении чисел

- Как найти неизвестное делимое?

Как найти неизвестный делитель?

Открываем тетради и записываем дату, классная работа. 26 октября

Расскажите всё, что вы знаете о числе 26

(ответы учащихся)

Делимое, делитель, частное.

Надо делитель умножить на частное. Деление и умножение – обратные действия, поэтому делимое можно найти обратным действием – умножением

ответы учащихся

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II. Фиксация затруднений в деятельности.

2. Решите разными способами:

(работа у доски)

15: 5

81: 9

(56 + 24) : 8  

 45: 3

14: 5    

Какие способы  вы использовали?

 Ребята, почему возникло затруднение? 

Выполняют запись в рабочей тетради

  Распределительное свойство умножения, деление суммы на число, деление методом подбора

Число не можем разделить полностью

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

III. Постановка учебной задачи.

А кто смог получит ответ? (Учитель записывает варианты ответов на доску)
- Докажи правильность решения с помощью правила.
- Значит, какого-то правила мы не знаем?
- Молодцы, что смогли сформулировать своё затруднение.
- Какой следующий шаг на нашем уроке?
Что же надо делать, чтобы решить данный пример?

- Какую цель поставим перед собой?


- Какая у нас будет тема урока?


- Да, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется с остатком.
- Давайте вместе подумаем, какой алгоритм деления с остатком у нас должен получиться.

1. Задание № 1, с. 60.Познакомимся с основным вопросом урока: как делить неделимые числа?

- Прочитайте задание.

- Подумайте, как выполнить такое деление?

2. Работа с текстом со знаком ?!.

Постарайтесь объяснить запись к рисунку. Что означает число в этой записи?

Мы не можем обосновать правильность решения

Разобраться в чём у нас затруднение

Составить алгоритм деления с остатком

Составить алгоритм деления с остатком, поупражняться в решении примеров с использованием этого алгоритма).
Тема урока: ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в парах

- Разложите круги, как теннисные мячи, по 5.

- Необходимо 14 кругов разделить по 5.

Можем мы представить 14 в виде суммы слагаемых, каждое из которых делится на 5?

1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 5 и меньше14
2) Разделю это число на делитель и найду частное.(10:5=2)
3) Вычесть это число из делимого и получить остаток

(14-10=4)

- Запишите выражение.

14: 5 = 2 (ост.4)

- Объясните и проверьте своё объяснение с текстом.

Эту запись можно прочитать так:

«14 разделить по 5, получается 2 и в остатке останется 4» или

«Делимое 14, делитель 5, частное 2, остаток 4»

2. Задание № 3.

(работу сопровождать практическими действиями)

- Как делил мячи Костик? Что у него получилось?

- Разложите свои круги так же.

- Как делил мячи Мишка? Что у него получилось?

- Разложите свои круги так же.

- Как делил мячи Павля? Что у него получилось?

- Разложите свои круги так же.

- У кого мячи разделены полностью без остатка?

- Как это объяснить?

4. Работа с текстом в оранжевой рамке.

5. Задание № 4.

- Давайте выполним деление с помощью кругов и объясним записанные выражения.

-Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?

6. Работа с текстом в оранжевой рамке.

ФИЗМИНУТКА

Выполняют задание

нет

(Это число 10)

Ответы учащихся

У Павля

Когда одно число без остатка делится на другое, то это значит, что в остатке получается нуль, и такой остаток обычно не записывается

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то, значит, мы неверно нашли частное

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- составление плана и последовательности действий.

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

V. Первичное закрепление нового материала.

Применяем новые знания.

1. Работа в группах

Составьте алгоритм порядка действий.

У вас в карточках даны алгоритмы порядка действий. Установите порядок действий.

Теперь заслушаем каждую группу

(проверка по эталону)

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

2. Задание № 5.

Выполните деление, сравните делитель и остаток.

5:2      17:3    15:6

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача

реши задачу.

Было 45 свечей. В один подсвечник помещается  по 6 свечек. Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечек?

- Прочитайте задачу.

- Найдите основную информацию

связи между данными числами.

- Какой вопрос задачи?

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Решите задачу.

Проверка решения по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

(было 45 свечек)

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Какие  задания выполняли?

- Чему научились?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

-Что показалось трудным?

-Кому понравилось, как мы дружно работали командой?

-За что вы себя можете похвалить?

- Давайте оценим свои успехи

 Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.

-все хорошо понял (а)

- есть над чем поработать

- я в начале пути. 

Возможное домашнее задание

Задание № 6 (в), с. 61.

Возможны задания из дидактического материала.

-Спасибо вам за урок. До свидания!

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Запомните все, что без ровного счета н е сдвинется с места любая работа ДЕВИЗ УРОКА:

Слайд 2

15 :5 81:9 (56+24) : 8 45 : 3 14:5

Слайд 3

Тема урока: «Деление с остатком»

Слайд 5

Когда одно число без остатка делится на другое, то это значит, что в остатке получается ноль, и такой остаток обычно не записывается. 14 : 2 = 7

Слайд 6

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. Если остаток больше или равен делителю, то, значит, мы неверно нашли частное. 14 : 5 = 2 (ост.4) 4 < 5

Слайд 7

АЛГОРИТМ Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка . 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного . 3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

Слайд 8

ЗАДАЧА Было 45 свечей. В один подсвечник помещается по 6 свечек. Сколько потребуется подсвечников и сколько останется свечек? РЕШЕНИЕ: 45 : 6 = 7 (ост.3) ОТВЕТ: потребуется 7 подсвечников, останется 3 свечки.

Слайд 9

Домашнее задание Стр. 61, №6 (в)



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока математики, проведенного в 3 классе

учителем Мунгаловой Натальей Владимировной

Дата: 26.10.16 года.

Тема урока: «Деление с остатком»

УМК « Школа 2100»

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Внетабличное умножение и деление ».

Цель: создать условия для формирования представлений способа деления чисел с остатком.Совершенствовать навыки способа деления чисел с помощью алгоритма действий..

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний

Задачи: 

Обучающие:

  • Создать условия для освоения способа деления чисел с остатком.

Развивающие:

  • развивать навыки табличного умножения чисел, мышление, умение концентрировать и переключать внимание;
  • развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике

Воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу;
  • воспитывать умение работать в команде, коммуникативную культуру.

Формируемые УУД:

Личностные

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

  • составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
  • читать и анализировать текст задачи;
  • строить вспомогательную модель к задаче в виде  схемы.

Коммуникативные

  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
  • участвовать в обсуждениях, работая в паре, группе;
  •  ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
  • работать консультантом и помощником для других ребят;

Регулятивные

  • принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
  • принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
  •  выполнять работу в паре, помогая друг другу;
  •  участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;
  •  оценивать результаты индивидуальной работы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

При  планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у  учащихся необходимую мотивацию.

В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.  

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.  На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная и индивидуальные  формы работы. На этапе закрепления знаний, умений и навыков была организована работа, направленная на  развитие вычислительных навыков. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась  помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, что позволило установить уровень усвоения знаний.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимую ступеньку «лестницы успеха». Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технол. карта карта по математике(Моро)

Технологическая карта урока по математике...

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....