Письменное деление с остатком на двузначное число
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

По программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennoe_delenie_s_ostatkom_na_dvuznachnoe_chislo.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: Письменное деление с остатком на двузначное число

Цели урока: познакомить с письменным приемом деления трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком;

- читать равенства, используя математическую терминологию;

- моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов.

Личностные: 

- контролировать и оценивать результаты своей работы.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник - математика 4 класс, 2 часть, М. И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

II.Актуализация знаний

Словесный: устные решения

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

1. Устный счет Игра «Молчанка»

(Учитель читает вопрос, учащиеся показывают ответ карточкой.)

—  Сколько часов в одной четвертой суток? (6.)

—  Сколько сантиметров в одной пятой части метра? (20.)

—  Прошла одна вторая часть десятилетия. Сколько это лет? (5.)

—  Сколько секунд в одной десятой минуты? (6.)

—  Сколько килограммов в одной пятой центнера? (20.)

—  Сколько метров в одной десятой километра? (100.)

2. Работа над задачами

•   Экскаватор за 4 смены вынимает 2400 ковшей грунта. Сколько ковшей грунта будет вынуто за 6 смен? (2400:4 •6= = 3600 (к.).)

•  Десяток куриных яиц весит 870 г. Сколько весят вместе 9 таких яиц?

•   Чтобы засолить 560 кг огурцов, потребовалось 4 бочонка. Сколько потребуется таких же бочонков, чтобы засолить 840 кг огурцов? (840: (560:4) = 6 (б.).)

•   На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)

3. Задания на смекалку

—  Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее однозначное? (991.)

—  Три различных числа сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1, 2, 3.)

—  Во сколько раз наименьшее четырехзначное число больше наименьшего двузначного? (В 100.)

—  На сколько наибольшее трехзначное число больше наименьшего четырехзначного? (На 1.) 

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Слушать

Анализировать

Решать

Отвечать на вопросы

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

III.Постановка и решение  учебной задачи 
Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполнение задания.

—  Сравните выражения.

488 : 61

366:61

376:61

—  Чем они похожи? (Это частные. Делитель одинаковый.)

—  Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении дает делимое.)

—  Найдите значения выражений. Какое лишнее? (Второе выражение лишнее: в частном получается остаток.)

—  Как вы определили? (Взяли по 6— получилось 366, это меньше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.)

Работа по учебнику

—  Объясните, как выполнено деление на с. 58. (Примерный ответ. Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, цифра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно.)

(Аналогично комментируются остальные примеры.) №211 (с. 58).

(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

№212 (с. 58).

—  Прочитайте задачу.

—  Сколько часов в сутках? (24 ч.)

—  Как перевести часы в сутки? (Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.)

—  Выполните деление самостоятельно.

—  Какое получилось частное? (12.)

—  Какой остаток? (4.)

—  Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.)

Физкультминутка

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Анализировать

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

IV.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа у доски

Работа по учебнику

№213 (с. 58).

—  Прочитайте задачу.

—  Как удобнее составить краткую запись? (Сделать схематический чертеж.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)

—  Объясните, что обозначают выражения.

Отвечать на вопросы

Анализировать

Выполнять задание

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Практический: выполнение задания

№215 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.

Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 58 - магический квадрат).)

Выполнять задание

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить рассуждения П:формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения         М:высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

VI.Домашнее задание

Учебник: №214, 216 (с. 58).

Записывать дом. задание

VII.Итог урока. VIII.Рефлексия.

Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 58). Самопроверка по образцу.) Ответы: 7, 4, 5, 16 371.

—  Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

—  С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?

—  Кто успешно решил все примеры?

—  Кто не до конца понял тему?

—  Кто может помочь своим товарищам?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс "Письменное деление с остатком на двузначное число".

Урок математики для 4 класса "Письменное деление с остатком на двузначное число" УМК "Школа России" 3 четверть. Представлен полный конспект урока математики....

«Письменное деление с остатком на двузначное число».

Цели урока:1. Отрабатывать прием письменного деления трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.2. Развивать...

Конспект урока "ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений выполнять деление на двузначное число с остатком, решать задачи и уравнения, находить значения буквенных выражений, развитию логического мышлени...

Конспект урока «Письменное деление с остатком на двузначное число» 4 класс УМК "Школа России"

План - конспект урока по математике (УМК «Школа России») «Письменное деление с остатком на двузначное число» 4 класс...

Письменное деление с остатком на двузначное число.

Письменное деление с остатком на двузначное число....

Конспект урока по теме: «Письменное деление с остатком на двузначное число» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается остаток и совершенствования навыка решени...