Рабочая программа "Геометрика"
рабочая программа по математике на тему

Оськина Наталья Геннадьевна

Рабочая программа "Геометрика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geometrika.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружок моделирования «Геометрика» работает на основе образовательной программы внеурочной деятельности детей «ТИКО – КОНСТРУИРОВАНИЕ», разработанной  на основе программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др., рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 3-е переработанное  издание 2010  года выпуска, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

 Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;
  • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
  • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
  • развитие воображения, умения фантазировать.

         Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

        Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

          С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся -  1 раз в неделю, 33 занятия в год.

1 четверть – 9н.,

2 четверть – 7н.,

3 четверть – 8н.,

4 четверть – 9н.

Продолжительность занятий:

 7 лет –  35 минут.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит  из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Учебно-тематический план

Класс

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 класс

33

16,5

16,5

Плоскостное конструирование

10

5

5

Плоскость и объем

5

2,5

2,5

Конструирование по собственному замыслу

5

2,5

2,5

Логический квадрат

2

1

1

Периметр

2

1

1

Симметрия

1

0.5

0.5

Тематическое конструирование

8

4

4

Содержание

1 класс

Тема № 1: «Плоскостное конструирование» (10 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».

Тема № 2: «Плоскость и объем» (5 ч)

Теория: понятия «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 3:  «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).

Тема № 4:  «Логический квадрат» (2 ч)

Теория: правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».

Тема № 5: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.  

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).

Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».

Тема № 7: «Тематическое конструирование» (11 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.

Ожидаемый результат:  1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
  • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
  • составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей;
  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
  • вычислять периметр фигуры практическим путем;
  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

           Обеспечение программы методическими видами продукции:

     1. Мультимедийные презентации занятий –

             - «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Куб»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела».

                  Дидактический материал представлен:

  • Схемы плоскостных фигур
  • Схемы разверток многогранников

                Материально-техническое оснащение занятий:

  • Конструктор для объемного моделирования ТИКО – набор «Геометрия», «Класс»;
  • Стеллаж для хранения конструктора – 1 штука;
  • Мультимедийное оборудование.

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/  -  программа, методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...