УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ.
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Перова Лидия Николаевна

Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_43.docx47.91 КБ
Office presentation icon matematika.ppt122 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ВЫЧИСЛЕНИЙ.
(учебник, с. 60)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Устные и письменные приемы вычислений; переместительное и сочетательное свойства сложения

Организационная структура  урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и решать

И друг другу помогать!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию для выполнения учебных заданий; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового
характера, базовыми предметными понятиями; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-практических задач.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учеб-

ной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой

проблеме; слушают собеседника, ведут диалог.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успе- хи с усилиями, трудолюбием; проявляют позна-вательный интерес к изу-

чению предмета

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания
(устные вычисления, перевод единиц измерения).

2. Устный счет:

1) Задание
«Головоломка» (вынести
на доску).

Δ ?  ?  ?

30 +  = Δ

Δ – 18 = 50

 +  = Δ

Выполняют задания.

2) Работа с величинами.

№ 268 (можно вынести на доску).

– Проверьте, верны ли равенства.

7 км 080 м = 70800 м

10 т 300 кг = 10300 г

3 м2 = 20 000 см2

4 ч = 39 мин

8 мин 20 с = 500 с

20 км2 = 20 000 000 м2  

Выполняют задания.

Фронтальная.

3) Вычисление цепочки приме-

ров (вынести на доску).

Выполняют. Проверка.

Работа в парах.

4) Повторение нумерации

– Прочитайте числа.

5 901 006, 312 096 312, 45 003 420.

– Назовите единицы III, II, I классов. Сколько сотен в каждом числе? Какое из чисел самое большое? Сколько цифр понадобилось для его записи?

Выполняют задания

Фронтальная

Знание
нумерации чисел в пределах

1 000 000

III. Сообщение темы, цели
урока

Озвучивает тему и цель урока (с.60)

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная

IV. Изучение нового материала

1. Повторение свойств сложения.

– Сегодня на уроке мы будем повторять свойства сложения. Какие свойства сложения вы знаете?

– В чем заключается смысл этих свойств?

– Переместительное
и сочетательное свойства.

– Переместительное свойство: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Сочетательное свойство: два соседних слагаемых можно заменять их суммой.

Фронтальная.

Знание свойств сложения.

– Верно. Откройте учебник на странице 60, примените эти свойства при решении № 260.

Решают задание с комментированием.

Фронтальная.

Использование свойств сложения.

2. Повторение правил сложения и вычитания с нулем.

№ 261.

– Объясните, что обозначают записи в рамках на полях.

Устно выполняют задание.

Фронтальная.

Использо-вание правил сложения и вычитания
с нулем.

3. Введение новых вычислительных приемов

Записывает на доске два примера столбиком с трехзначными числами.

– Письменное сложение и вычитание любых

многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел.
В учебнике на странице 60 вверху есть два решенных примера. Попробуйте объяснить, как выполнено сложение и вычитание.

В случае необходимости оказывает педагогическую поддержку

Подробно комментируют решение примеров, пользуясь алгоритмом.

Объясняют решение примеров

Фронтальная

Знание письменного приема сложения и вычитания трехзначных чисел

V. Первичное закрепление

Работа
по учебнику.

№ 262.

Решают с комментированием примеры, записывая их столбиком и выполняя проверку.

Фронтальная.

П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.

Применение письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений
соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 264 (под руководством учителя).

Ответ: было 408 книг.

Решают задачу, записывая действия сразу столбиком.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств для выполнения учебной задачи; планируют и контролируют учебные действия.

К – понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывают свои оценки и предложения; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Устные ответы,
записи
в тетради (решение текстовых арифметических задач, перевод единиц

измерения
массы)

VII.Рефлексия.

Проверь себя

с. 60, внизу

1 050 – 50 =1 000

20 000 + 800 = 2 800

35 840 – 840 = 35 000

Решают самостоятельно примеры, записывая решение в строчку.

Самостоятельная работа.

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

VIII. Итоги урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Какие свойства сложения, правила сложения и вычитания с нулем мы вспомнили?
Для чего?

– Что понравилось на уроке?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Что показалось непонятным?

– Для чего нам нужны эти знания?

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 60, № 263, № 272, с. 61

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать и решать И друг другу помогать! математика

Слайд 2

Задание «Головоломка» ∆ ?  ? O ? 30 +  = ∆ ∆ – 18 = 50  + O = ∆

Слайд 3

Задание «Головоломка» ∆ ?  ? O ? 30 +  = ∆ 68 – 18 = 50  + O = ∆

Слайд 4

Задание «Головоломка» 68 ?  ? O ? 30 +  = 68 68 – 18 = 50  + O = 68

Слайд 5

Задание «Головоломка» 68 ? 38 ? O ? 30 + 38 = 68 68 – 18 = 50 38 + O = 68

Слайд 6

Задание «Головоломка» 68 ? 38 ? 30 ? 30 + 38 = 68 68 – 18 = 50 38 + 30 = 68

Слайд 7

Проверьте, верны ли равенства. 7 км 080 м = 70800 м 10 т 300 кг = 10300 г 3 м ² = 20 000 см ² 4 ч = 39 мин 8 мин 20 с = 500 с 20 км ² = 20 000 000 м ²

Слайд 8

Цепочка.

Слайд 9

Прочитайте числа. 5 901 006, 312 096 312, 45 003 420. – Назовите единицы III, II, I классов. Сколько сотен в каждом числе? Какое из чисел самое большое? Сколько цифр понадобилось для его записи?

Слайд 10

Тема урока. Устные и письменные приемы вычислений.

Слайд 11

Проверь себя. 1 050 – 50 =1 000 20 000 + 800 = 2 800 35 840 – 840 = 35 000

Слайд 12

Подведем итог урока. – Какие свойства сложения, правила сложения и вычитания с нулем мы вспомнили? Для чего? – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Устные и письменные приемы вычислений.

В 4 классе очень важная тема "Устные и письменные приемы вычислений. Сначала дети слушают информацию о устных и письменных приемах вычислений,затем записывают в тетрадб правила. идет повторение ранее ...

Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс

Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...