Конспект урока по математике "Устный прием вычитания вида 35-7"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Конспект урока по математике "Устный прием вычитания вида 35-7"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2 «В» классе (УМК «Школа России»)

Учитель: Тарасова Ю.С.

Дата проведения урока: 30.11.2017

 Тема

Устный прием вычитания вида 35-7. 

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с устным приемом вычитания вида 35-7.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать текстовые задачи, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками.

Личностные результаты

Формировать умения высказывать правила при сложении и вычитании, давать полные ответы, подводить итоги выполненной работы.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют и прогнозируют результаты своей деятельности; контролируют, корректируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.

Познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные: эффективно сотрудничают со всеми участниками образовательного процесса, как со сверстниками, так и со взрослыми; оказывают взаимопомощь в учебном труде.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основное содержание темы, понятия и термины

Сложение, вычитание, выражение, круглое число, сумма удобных слагаемых.

Образовательные ресурсы

Учебник, тетрадь, м/м презентация, письмо коту Матроскину.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

2. Проверка готовности к уроку

- Садитесь. Проверим вашу готовность к уроку: на партах у вас должны лежать учебник математики, пенал, дневник и рабочая тетрадь.

II.Устный счет.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

1. Работа с м/м презентацией.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Прочитайте, от кого оно и откуда пришло. Прочитайте письмо. Ребята, поможем Матроскину решить головоломки, чтобы почтальон Печкин отдал ему посылку? (да)

- Решите примеры на слайде.

35 – 4 – 1 =  30             28 + 7 =        

26 – 3 – 4 =     19              16 + 5 =

34 + (9 – 2) =                 38 + 6 =

27 + (8 – 4) =                 27 + (4 – 0) =

- С какими арифметическими действиями мы работали, решая примеры? (сложением и вычитанием) 

- Какое правило мы повторили, решая примеры? (действия в скобках решают первыми)

- Найдите лишний ответ среди значения выражений. (30)

- Почему 30 – лишнее число? (потому что оно круглое, оканчивается на ноль)

- Что такое круглое число? (Это число, запись которого оканчивается на 0)

- А теперь решим задачи.

1) Корова Матроскина дает за день 15 литров молока, а корова Печкина - 8 литров.

Сколько литров молока дают две коровы в день? (23, 15 + 8 = 23)

2) Дядя Фёдор собрал 9 кг яблок, а Шарик на 5 кг больше. Сколько яблок собрали Шарик и дядя Фёдор вместе? (23, сначала к 9 прибавили 5, получили 14 – столько яблок Шарик, затем к 14 прибавили 9, получилось 23)

3) Я задумала некое число, прибавила к нему 9, затем отняла от получившегося числа 4, получилось 22. Какое число я задумала? (сначала к 22 прибавили 4, получили 26, затем отняли от него 9, получили 17)

III.Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Объявление темы.

- Матроскин получил свою посылку и в благодарность за нашу помощь прислал нам тему сегодняшнего урока: вычитание вида 35-7.

- Сегодня на уроке мы узнаем, как вычитать из двузначного числа однозначное, если число единиц вычитаемого больше, чем число единиц уменьшаемого.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

1.Работа с электронным приложением.

2. Объяснение нового материала.

3. Решение
задания № 1 на странице 67-ой.

4. Решение задания № 2 на странице 67-ой.

- Внимательно прослушайте объяснение новой темы в видеоролике. Обратите внимание на образец записи выражения.

- Легче заменить вычитаемое 7 на сумму удобных слагаемых: 5 и 2, сначала из 35 вычесть первое слагаемое 5, чтобы получилось круглое число 30, затем из 30 вычесть второе слагаемое 2. Обратите внимание на образец записи решения:

35 – 7 = 35 – (5+2) = (35 – 5) – 2 = 30 - 2 = 28. 

- Выполним задание № 1 на странице 67-ой устно.

- Вам необходимо разложить вычитаемое на сумму удобных слагаемых и вставить их в пустые клеточки.

42 - 6. Легче заменить вычитаемое 6 на сумму удобных слагаемых: 2 и 4, сначала из 42 вычесть первое слагаемое 2, чтобы получилось круглое число 40, затем из 40 вычесть второе слагаемое 4.

54 - 9. Легче заменить вычитаемое 9 на сумму удобных слагаемых: 4 и 5, сначала из 54 вычесть первое слагаемое 4, чтобы получилось круглое число 50, затем из 50 вычесть второе слагаемое 5.

- Выполним устно задание № 2 на странице 67-ой. Вычислите удобным способом. Несколько учащихся решат задание у доски, остальные самостоятельно в тетради. Решим сначала первую строчку, затем вторую.

26 – 8. Легче заменить вычитаемое 8 на сумму удобных слагаемых: 6 и 2, сначала из 26 вычесть первое слагаемое 6, чтобы получилось круглое число 20, затем из 20 вычесть второе слагаемое 2.

26 – 8 = 26 – (6+2) = (26 – 6) – 2= 20 - 2= 18.

32 – 6. Легче заменить вычитаемое 6 на сумму удобных слагаемых: 2 и 4, сначала из 32 вычесть первое слагаемое 2, чтобы получилось круглое число 30, затем из 30 вычесть второе слагаемое 4.

32 – 6 = 32 – (2+4) = (32 – 2) - 4 = 30 – 4 = 26.

75 – 9.Легче заменить вычитаемое 9 на сумму удобных слагаемых: 5 и 4, сначала из 75 вычесть первое слагаемое 5, чтобы получилось круглое число 70, затем из 70 вычесть второе слагаемое 4.

75 – 9 = 75 – (5+4) = (75 – 5) – 4 = 70 – 4 = 66

32 – 6. Легче заменить вычитаемое 6 на сумму удобных слагаемых: 2 и 4, сначала из 32 вычесть первое слагаемое 2, чтобы получилось круглое число 30, затем из 30 вычесть второе слагаемое 4.

32 – 6 = 32 – (2+4) = (32 – 2) – 4 = 30 – 4 = 26.
28 + 8.
Легче заменить слагаемое 8 на сумму удобных слагаемых: 2 и 6, сначала к 28 прибавить первое слагаемое 2, чтобы получилось круглое число 30, затем к 30 прибавить второе слагаемое 6, получилось 36.

28 + 8 = 28 + (2 + 6) = (28 + 2) + 6 = 30 + 6 = 36

27 + 8. Легче заменить слагаемое 8 на сумму удобных слагаемых: 3 и 5, сначала к 27 прибавить первое слагаемое 3, чтобы получилось круглое число 30, затем к 30 прибавить второе слагаемое 5, получилось 35.

27 + 8 = 27 + (3 + 5) = (27 + 3) + 5 = 30 + 5 = 35

86 + 7. Легче заменить слагаемое 7 на сумму удобных слагаемых: 4 и 3, сначала к 86 прибавить первое слагаемое 4, чтобы получилось круглое число 90, затем к 90 прибавить второе слагаемое 3, получилось 93.

86 + 7 = 86 + (4 + 3) = (86 + 4) + 3 = 90 + 3 = 93

65 + 8. Легче заменить слагаемое 8 на сумму удобных слагаемых: 5 и 3, сначала к 65 прибавить первое слагаемое 5, чтобы получилось круглое число 70, затем к 70 прибавить второе слагаемое 3, получилось 73.

65 + 8 = 65 + (5 + 3) = (65 + 5) + 3 = 70 + 3 = 73

Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления мышц.

1. Выполнение упражнений.

Электронная физкультминутка.

5. Решение задачи № 4 на странице 67-ой.

- Найдите задачу № 4 на странице 67-ой. Прочитайте ее про себя.

Прочитайте задачу вслух.

- О чем говорится в задаче? (о машинах)

- Что известно в данной задаче? (сколько было и отправили)

- Что необходимо найти? (сколько осталось машин в гараже)

- Составим краткую запись. Какие слова возьмем для краткой записи? (было, отправили, осталось)

- Сколько было машин в гараже сначала? (их было 20)

- Что потом случилось с машинами? (их отправили на перевозку овощей и на поля)

- Известно ли нам, сколько машин отправили всего и на перевозку, и на поля? (нет, но сказано, что на перевозку овощей отправили 10 машин, а на поля – 7 машин)

Было – 20 машин

Отправили – ? машин, 10 машин, 7 машин.

Стало - ? машин

Повторите задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет) 

- Почему? (потому что мы не знаем, сколько всего отправили машин)

- Можем ли мы это узнать? (да)

- Как? (сложить количество машин, которые отправили)

- И тогда мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (да)

- Как? (от количества машин, которые были, отнять количество машин, которые отправили)

- Сколько действий в задаче? (2) 

- Что узнаем первым действием? (сколько машин отправили всего)? Каким действием? (сложением)

- Что узнаем вторым действием? (сколько машин осталось) Каким действием? (вычитанием)

- Один учащийся выполнит задачу у доски, остальные самостоятельно в тетради. Запишите решение задачи по действием и выражением и ответ задачи в тетрадь.

Способ 1.

1) 10 +7 = 10 (м) отправили всего.

2) 20 - 17 = 3 (м) осталось в гараже.

Ответ: 3 машины.

Способ 2.

1) 20 – 10 = 10 (м) осталось, когда несколько машин отправили на перевозку овощей.

2) 10 – 7 = 3 (м) всего осталось.

Ответ: 3 машины.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

1. Решение примеров.

 

- Найдите примеры внизу страницы. Решите их самостоятельно в тетради, затем мы вместе их проверим.

1) 84 - 3 = (80 + 4) – 3 = 80 + (4 – 3) = 81

2) 62 – 7 = 62 – (2 + 5) = (62 – 2) – 5 = 60 – 5 = 55

3) 43 + 7 – 18 = (40 + 3) + 7 – 18 = 40 + (3 + 7) – 18 = 40 + 10 – 18 = 50 – 18 = 50 – (10 +8)= (50 – 10) – 8= 40 – 8 = 32

4) 72 + (64 – 60) = 72 + (60 + 4 – 60) = 72 + (60 – 60 + 4) = 72 + 4 = (70 + 2) + 4 = 70 + (2 + 4) = 70 + 6 = 76

5) 54 + 6 – 34 = (50 + 4) + 6 – 34 = 50 + (4 + 6) – 34 = (50 + 10) – 34 = 60 – 34 = 60 – (30 + 4) = (60 – 30) + 4 = 30 + 4 = 34

VI. Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества..

1.Итоги урока.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое круглое число?

- Что такое выражение?

Кот Матроскин благодарит вас за хорошую работу на уроке и шлет оценки за урок.

VI. Домашнее задание.

Цель: сообщение домашнего задания.

1. Сообщение домашнего задания.

- Домашнее задание: учебник, с. 67, № 5 (заполнить магический квадрат), № 7 (решить примеры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Табличное вычитание вида 15-7"

Конспект  урока по математике 1 класс по программе "Школа 2100". Авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова.  Тема " Табличное вычитание вида 15-7" (с презентацией).....

Конспект урока математики во 2 классе «Письменный прием вычитания вида 50-24»

Конспект урока математики во 2 классе «Письменный прием вычитания вида 50-24»...

Конспект урока по математике. Тема: «Вычитание вида 10 - » (3 класс)

Цель урока:  вычитание вида 10 - ; использование математических терминов при составлении или чтение равенств; решение задач изученного вида;Планируемые результаты:- воспитывать интерес к математи...

Конспект урока по математике "Сложение вычитание вида ±3" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по математике "Сложение вычитание вида ±3" (УМК "Школа России", 1 класс)...