Учебное занятие по математике деловая игра “Сколько? Как? и Почему?”
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Перерва Ольга Михайловна

  Решение нестандартных задач.

 

Цель: первичное обобщение и систематизация знаний и умений учащихся на промежуточном этапе учебно-исследовательской деятельности в ходе решения нестандартных задач.

Задачи:

·         формировать целостное восприятие учащимися рассматриваемого процесса решения задач;

·         способствовать развитию  математического мышления, логики, памяти, умения искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы;

·         развивать способности к нахождению аналогии в решении задач;

·        развивать познавательный интерес к математике;

·         развивать умение оформлять свою мысль в устной речи,  вступать в беседу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_3b_matematika.docx525.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

 Учебный предмет:  внеурочная деятельность «Математика»

Класс:  

Школа:  МОУ СОШ №6

Учитель:  Перерва О.М.

Тема учебного занятия

  Решение нестандартных задач.

Цель учебного занятия

Цель: первичное обобщение и систематизация знаний и умений учащихся на промежуточном этапе учебно-исследовательской деятельности в ходе решения нестандартных задач.

Задачи:

·         формировать целостное восприятие учащимися рассматриваемого процесса решения задач;

·         способствовать развитию  математического мышления, логики, памяти, умения искать несколько вариантов ответов на поставленные вопросы;

·         развивать способности к нахождению аналогии в решении задач;

·        развивать познавательный интерес к математике;

·         развивать умение оформлять свою мысль в устной речи,  вступать в беседу.

Тип учебного занятия

 повторение и закрепление ранее полученных знаний

Форма учебного занятия

 деловая игра “Сколько? Как? и Почему?”

(На основе интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”)

Методы обучения

- частично – поисковый,
- наглядный,
- практический,
- проблемный.

Формы работы: 

фронтальная, групповая.

Использованные технологии

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)
- проблемного обучения, ИКТ – технология,

-технология системно-деятельностного подхода

- здоровьесберегающая технология

Планируемые результаты

   

      Метапредметные:

регулятивные

  •  планируют решение учебной задачи;
  •  выстраивают алгоритм действий;
  •  корректируют деятельность;
  • вносят изменения  в процесс с учётом возникших трудностей.

             познавательные

  •  устанавливают причинно-следственные связи в зависимости между объектами;
  •  воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  •  формулируют ответы на вопросы учителя,
  •  выполняют вычисления при решении задач с практическим содержанием.

коммуникативные  

 участвуют в коллективном обсуждении проблем;

обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от  своей, согласовывают действия с партнёром;

составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.

     

 Личностные:

  •  применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения;
  •   считаются с мнением другого человека;
  • проявляют  терпение при проведении дискуссии;
  • анализируют  и характеризуют  эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят  свои взаимоотношения с их учётом.

Оборудование

 телевизор, статуэтка совы, песочные часы, “чёрные ящики”,

 Технология проведения

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

 

E:\DCIM\106CANON\IMG_1630.JPG

2. Разминка

Музыкальная заставка игры «Что?» «Где?» «Когда?»

(На экране телевизора заставка совы и звучит запись стихотворения, читают 4-е ученика, Аня, Даниил, Арина, Ибрагим)

О математика земная,
Гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру “Сколько? Как? и Почему?” решать нестандартные задачи, осуждать решение в команде .За игрой наблюдает умнейшая Сова - Символ мудрости и знаний. От имени совы в знак благодарности за учебный труд, за правильное решение вы будете получать медальки успеха.

В игре принимают участие четыре команды учеников-знатоков 3б класса и  гости интеллектуального клуба.

Команды выбрали капитанов. Есть секретарь.  Ответственный за мозговую гимнастику. Ответственный за получение медали успеха. Сигнальщик команды «согласны» «не согласны» «есть свой вариант решения»

Вся команда участвует в обсуждении. Отвечает один.

Команды готовы? Настройтесь на дружную успешную работу.

 (каждая команда и гости получают карточки с вопросами по 8 вопросов, время для обдумывания ответов 1 минута)

1.Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?

2. Гусь весит 3 кг, стоя на одной ноге. Сколько он будет весить стоя на двух ногах?

3. Какая предпоследняя буква второго месяца зимы.

4. Сколько нужно букв «Г», чтоб получилась большая куча сена?

5.У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги – сзади. Сколько ног у животного?

6. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё 1. Сколько цветов распустилось?

7. Какое колесо не вращается при спуске автомобиля с горы?

8. Как называется снежное сооружение для катания на санках.

Слушают одноклассников

Настраиваются на работу

E:\DCIM\106CANON\IMG_1632.JPG

Каждый участник команды выбирает вопрос отвечает обсуждает с командой

отвечают команды по очереди, по 2 вопроса.

E:\DCIM\106CANON\IMG_1638.JPG

Личностные: готовность и способность обучающегося к саморазвитию, учебно –  познавательная мотивация учебной деятельности

3. Основной этап

.

Сегодня в интеллектуальном клубе с вами играют жители

г. Надыма, а точнее некоторые представители коллектива нашей 6 –ой школы. 5 раундов. Задачи-вопросы команды выбирают по очереди.

Раунд первый

Задача с многовариантными решениями.

Со знатоками играет учитель физкультуры: Ромашкина Ольга Александровна

Внимание на экран!

“Здравствуйте, уважаемые знатоки 3б класса. Сегодня я хочу проверить вашу смекалку.  Внимание вопрос:

На соревнованиях по стрельбе стреляют в мишень. В каждом круге числа от 1 до 10. В какой круг попал – столько очков и засчитывается. Один стрелок выстрелил три раза и набрал в сумме 27 очков. В какие круги он попал, если два выстрела пришлись в точности в одно место, а третий в другое?

Ответ:  Возможны два случая: если третья пуля попала в другое место того же круга, то три попадания в “девятку”; если третья пуля попала в другой круг, то два выстрела в “десятку”, а один в “семёрку”.)

Раунд второй

Задача на установление функциональных отношений.

С вами играет повар нашей столовой Болдыч Татьяна Станиславовна

Внимание на экран!

Уважаемые знатоки 3б класса. Сможете ли вы решить мою задачу.

Трое дежурных – Вера, Оля и Таня помогали убирать в столовой: ложки, стаканы, тарелки. Известно, что Оля убирала ни ложки, ни стаканы, Вера не убирала  стаканы.

Что убирала каждая девочка?

Правильный ответ.

Вера  убирала ложки, Оля тарелки, Таня – стаканы

 

 

E:\DCIM\106CANON\IMG_1639.JPG

Команды обсуждают вопрос 1-2 минуты, выбирают кто будет отвечать.

Выслушивают ответы команд и сравнивают его с правильным ответом  

 

 

Идёт обсуждение вопросов –задач, рассматриваются разные подходы к решениям нестандартных задач.

E:\DCIM\106CANON\IMG_1644.JPG

Учащиеся представляют свои ответы, анализируют найденный способ решения и результат; дают самооценку.

 

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Коммуникативные:

«удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.

 

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи;

выстраивают алгоритм действий;

Предметные:

решают задачу с многовариантными решениями.

Регулятивные:

выстраивают алгоритм действий;

корректируют деятельность;

Личностные:

применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения;

4.Физминутка

 «Мозговая  гимнастика»

 

Музыкальная заставка игры «Что?» «Где?» «Когда?»

Музыкальная пауза

Комментирует упражнения.

1. «Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы), дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону,15 раз.

2. «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания) нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» три раза левой, три раза правой, три раза обеими руками.

3. «Шапку для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь), «Наденьте шапку» т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза

4. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушения зрения), двигайте глазами вправо, влево, вниз, вверх по 6 раз.

Представитель от каждой команды показывает по очереди всему классу

1. «Качание головой»

2. «Ленивые восьмёрки»

3. «Шапку для размышлений»

4. «Стрельба глазами»

E:\DCIM\106CANON\IMG_1647.JPG

        

 

 

 

5.Осуществление деятельности.

Раунд четвёртый

С вами играют ученики 7б класса: Артём и Влад.

Внимание! Чёрный ящик!

Влад. В каждом из четырёх ящиков лежат фрукты: яблоко, груша, мандарин, апельсин. На каждом ящике надписи

 Артём. Но ни одна из них неверная. Отгадайте, какой фрукт в каждом ящике?

Ответ: Рассуждать начинаем с конца.

В 4 ящике – яблоко, 3 ящике – мандарин, 2 ящике – груша, 1 ящике – апельсин).

Раунд второй

“Решение нестандартных задач на деление”

Со знатоками играет папа Арсения - Жуковский Игорь Николаевич

Внимание на экран.

Здравствуйте уважаемые знатоки 3б класса. Я предлагаю вам решить нестандартную задачу на деление, с которой можно  встретиться в обычных мужских делах.

Задача. Трёхметровый брусок надо распилить на равные бруски длиной 50 см каждый. Сколько надо сделать разрезов? Найдите решение за 1 мин. Успехов.

Рассуждаем так: 3 м = 300см : 50 =6 брусков получиться из трёхметрового бруска, чтобы разделить брусок пополам, т. е. на две части, надо сделать 1 разрез, на 3 части – 2 разреза и так далее, на 6 частей – 5 разрезов.

Итак, правильный ответ: надо сделать 5 разрезов.

 Раунд пятый.

Задача на установление пространственных отношений.

Свою видеозадачу вам прислал ученик 2в  класса Сидлецкий Паша

У Клавы на 2 конфеты больше, чем у Марины, а у Зины на 2 конфеты меньше, чем у Марины. Как сделать так, чтобы конфет стало  поровну?

Ответ:  у Зины меньше всех конфет, а у Клавы больше, чем у Зины на 4 конфеты, если 2 конфеты Клава отдаст Зине, то  у всех девочек конфет будет поровну.

Коммуникативные:

составляют небольшие монологические высказывания;

Личностные:

проявляют  терпение при проведении дискуссии;

считаются с мнением другого человека;

  Познавательные:

 формулируют ответы на вопросы учителя;

Коммуникативные:  

участвуют в коллективном обсуждении проблем;

Личностные:

участвуют в коллективном обсуждении проблем;

обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром;

 

6. Рефлексия      деятельности.

Вот и закончилось сегодняшняя игра.

Ребята, вы убедились, что умение решение нестандартные задачи может пригодиться   в любых жизненных ситуациях.

Правильное решение можно найти несколькими способами, главное правильно размышлять.

Пора подводить итоги.

Подсчитаем  медали успеха от Совы. (в командах)

-какой вопрос оказался самым интересным?

-самым трудным?

Спасибо за видео вопросы скажите при встречи.

 

Кому из вас захотелось придумать свою нестандартную задачу?

Ждём новые интересные  вопросы – задачи для решения их в интеллектуальном  клубе “Сколько? Как? и Почему?”

E:\DCIM\106CANON\IMG_1641.JPG

Дети высказываются

 

Личностные:

анализируют  и характеризуют  эмоциональное состояние и чувства свои и окружающих;

сравнивают разные точки зрения;

7.  Итог урока

Вы сегодня хорошо потрудились, спасибо за работу. Сегодняшнее заседание нашего клуба закрыто. До новых встреч.

E:\DCIM\106CANON\IMG_1634.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Разработка учебного занятия по математике

Урок в системе Эльконина - Давыдова 3 класс по теме "Распределительное свойство умножения"....

Учебное занятие по математике "Прибавление числа 4"

Технологическая карта учебного занятия по математике. Тема "Прибавление числа 4" 1 класс ( Гармония). Урок освоения новых знаний....

Нестандартный урок по математике "Деловая игра"

Цель: совершенствовать вычислительные навыки. Задачи: 1) повторить умножение и деление на однозначное число; закрепить изученные вычислительные приемы; повторить решение задач, уравнений 2) разви...

Внеурочное занятие по математике «Логическая игра «Молодцы и храбрецы»»

Цель занятия: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей....