Деление
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Деление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.11.17

Школа: № 95

Класс: 2-3  

Кабинет:  

                                            Учитель: Антропова Н. М

                                            Методист: Дрокина М. В.

                                            Студентка: Согрина Татьяна, 34 гр.

                                                                                       

Тема: «Деление».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели деятельности учителя: ознакомить с новым математическим знаком, действием делением.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- учащиеся научатся моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деление; составлять числовые выражения с использованием знака действия деление; решать примеры на деление в пределах 20, предметных действий, рисунков и схем; моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действия деления.

Личностные:

- продолжать развивать умения слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему.

Оборудование: учебник: Дорофеев «Перспектива» Математика 2 класс 1 часть, презентация, наглядные материалы (8 картинок по 1 прянику, 2 картинки по 1 сыну и 1 картинка – мама, 6 кружков).

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Органи-зационный, мотивационный.

Метод: словесный.
Приём: рассказ.

1 мин

(слайд) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок математике.

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, тетрадки? Те, кто готов, тихо садимся.

(слайд) - Открываем тетрадь и записываем число,  классная работа.

Слушать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

2. Подготовка к основному этапу занятия/ целеполагание.

Метод: словесный.

Приём: слово учителя.

Метод: практический.

Приём: работа с устными вычислениями.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

5 мин

- Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

- Кто согласен с таким девизом на урок хлопните в ладоши.

(слайд – круговые примеры)

- Перед вами на слайде разбросаны примеры, но это примеры непростые, а круговые.

- Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого

- Решаете устно и кто быстрее решит, тот поднимает руку.

- Какие арифметические действия выполняли? (вычитание, сложение и умножение)

- А вообще в математике 4 арифметических действия. Кто знает, какое будет 4-ое? (деление)

(слайд) - Как вы думаете, какая тема урока? (Деление)

(слайд) – Какие задачи мы поставим на урок?

(- Чему будем учиться?)

1. Познакомимся с математическим знаком деления и действием делением.

2. Научимся, как работать с делением в арифметических задачах.

3. Разберём задачи на деление по содержанию и деление на части.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свои предположения.

Отвечать на вопросы учителя.

Формулировать тему урока.

Формулировать задачи урока.

Регулятивные:

оценивать результаты деятельности по совместно выработанным критериям.

Коммуникативные:

задавать вопросы другим ученикам, используя простые речевые средства.

Регулятивные:

-осознавать учебную задачу и определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, используя простые речевые средства.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа с презентацией.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: наглядный.

Приём: работа со схемой.

Метод: словесный.

Прием: беседа.

6 мин

(слайд – определение)

Давайте прочитаем, что же такое деление. (из учебника)

(слайд – задача)

А теперь прочтите задачу.

У бабушки было 10 морковок. Она связала их в пучки по 2 морковки в каждом пучке. Сколько получилось пучков?

- Что известно в задаче? (У бабушки было 10 морковок. Она связала их в пучки по 2 морковки в каждом пучке.)

- Что требуется найти? (Сколько получилось пучков?)

- Как легче изобразить краткую запись? В виде чего? (в виде схематичного рисунка)

- Выходи к доске и попробуй составить схему к задаче. Остальные работают в тетради.

- За морковку давайте возьмём треугольник.

- Читай задачу.

- Сколько было морковок? (10)

- Значит сколько морковок мы должны нарисовать? (10)

- Как бабушка их связала? (по 2)

- Как это сделать? (объединить по 2 морковки)

-Чтобы решить эту задачу, нам надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 10. Как мы это запишем (10 разделить на 2 получится)? (5)

- Какое математическое действие мы должны записать? (деление)

- Запиши решение задачи.

- Это задача, поэтому мы должны написать наименование.

- Мы ответили на вопрос задачи? (да, 5 пучков получилось)

- Скажите, эта задача на деление по содержанию или деление на части? (по содержанию)

- Почему? (потому что берём по 2 пучка, есть предлог «по»)

Откройте учебник на с. 74 и прочитайте задачу № 1.

(наглядный материал)

Разложи 6 кружков в ряды, по 3 кружка в каждом ряду. Сколько рядов получилось?

- Перед вами 6 кружков.

- Выйдите к доске и разложите кружки так, чтобы в каждом ряду было по 3 кружка.

- Остальные зарисовывают в тетради.

- Сколько рядов получилось? (2 ряда)

- Исходя их полученной схемы какое решение запишем в тетради? (6 разделить на 3 получится 2)

- Чему учились при выполнении задания? (делению, раскладывать кружки поровну)

Отвечать на вопросы учителя.

Читать задачу.

Вести диалог с учителем.

Составлять схему по задаче.

Отвечать на вопросы учителя.

Вести диалог с учителем.

Читать задачу.

Работать у доски.

Работать в тетради.

Вести диалог с учителем.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Познавательные:

моделировать условие задачи с помощью рисунков;

делать выводы о способах решения.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

Личностные: воспринимать речь учителя,  непосредственно обращенную к учащимся.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

4. Первичная проверка понимания.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.

Приём: рассматривание иллюстраций.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.

Приём: самостоятельная работа.

Метод: практический.

Приём: работа со схемой.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: словесный.

Приём: слово учителя.

11 мин

- Прочитайте задачу № 2.

Раздели поровну между 2-мя учениками 2 фломастера, 4 карандаша, 6 тетрадей, 8 ручек, 10 кружков, 12 палочек.

- Можно взять у тебя 2 фломастера и 2 человека выйдите пожалуйста к доске.

- У меня есть 2 фломастера и я их делю поровну между двумя учениками.

- Что значит поровну? (поделить на равные части)

- Между двумя учениками разделим на равные части 2 фломастера, сколько будет фломастеров у каждого ученика? (по одному)

- На сколько частей делили? (на 2 равные части)

- Сколько раз я давала фломастер одному из учеников? (1 раз)

- Запишите схематично на доске, остальные в тетради.

- А теперь я возьму 4 карандаша и разделю их поровну между двумя учениками.

- Мне нужно сначала взять то количество карандашей, на какое мне нужно делить, это 2. Беру 2 карандаша, даю по одному карандашу каждому ученику, у меня остались ещё карандаши, беру снова 2 карандаша и снова делю их поровну между двумя учениками.

- На сколько частей делили? (на 2 равные части)

- Сколько раз я давала карандаш одному из учеников? (2 раза)

- Запиши это схемой, остальные в тетради.

- У нас осталось разделить 6 тетрадей, 8 ручек, 10 кружков и 12 палочек поровну между 2-мя учениками.

- Помогайте мне.

- Для начала мне нужно взять то количество тетрадей, на какое мне нужно делить, это 2, ведь 2 ученика. Беру 2 тетради, даю по одной тетради каждому ученику, беру ещё тетради, опять даю каждому ученику, беру ещё тетради и даю каждому ученику. Тетради закончились.

- На сколько частей делили? (на 3 равные части)

- Как разделим 8 ручек поровну между двумя учениками?

- На сколько частей делили? (на 4 равные части)

- Запишите это схемой, остальные в тетради

- Давайте разделим 10 кружков

- На сколько частей делили? (на 5 равных частей)

- Запишите это схемой, остальные в тетради

- Давайте разделим 12 палочек

- На сколько частей делили? (на 6 равных частей)

- Запишите это схемой, остальные в тетради

- Скажите, а эта задача была по содержанию или на равные части? (на равные части)

- Почему? (мы делили предметы поровну)

Рассмотрите примеры во втором задании под номером 2 и скажите:

- Что обозначает первое число? (произведение).

- Что обозначает второе число? (1-ый множитель).

- Что мы должны получить в ответе? (2-ой множитель).

- Если забыли ответ, что нам нужно вспомнить, (посмотрите на первый множитель)? (таблицу умножения на 2)

- А теперь самостоятельно запишите примеры в три столбика, отступая между ними 3 клеточки и выполните эти деления самостоятельно в тетрадях

2:2=1               6:2=3               10:2=5

4:2=2               8:2=4               12:2=6

(слайд – ответы)

Ответы на слайде. Проверьте себя.

(слайд – схема-примеры)

- Задача под номером 3.

- Прочитайте задание со слайда.

 - Реши примеры на деление с помощью схем.

- У нас есть схемы и по этим схемам мы с вами решим примеры, давайте рассмотрим первый пример: 6:2=3

- Что обозначает число 6? (сколько треугольников всего)

- Что обозначает число 2? (сколько треугольников в одной части)

-  Посмотрите внимательно на схему. Что должно получиться? (на сколько равных частей мы поделили треугольник – на 3 части)

- То есть ответ будет равен трём. Давайте сделаем проверку. Мы равные части умножим на все треугольники в одной части и получится количество треугольников в 3-ёх частях.

- А теперь перейдём на второй пример: 6:3=2

- Что обозначает число 6? (сколько треугольников всего)

- Что обозначает число 3? (на сколько равных частей мы поделили треугольник)

-  Что должно получиться? (сколько треугольников в одной части – 2 треугольника)

- То есть ответ будет равен двум. Давайте сделаем проверку. Мы треугольники, которые находятся в одной части умножим на три равные части и получится количество треугольников в 3-ёх частях.

8:4=2

- Что обозначает число 8? (сколько квадратов всего)

- Что обозначает число 4? (на сколько равных частей мы поделили треугольник)

- Что обозначает число 2? (сколько треугольников в одной части)

8:2=4

- Что обозначает число 8? (сколько квадратов всего)

- Что обозначает число 2? (сколько треугольников в одной части)

- Что обозначает число 4? (на сколько равных частей мы поделили треугольник)

Вывод:

- Что вам помогло выполнить деление? (схема)

- Нам нужно научиться правильно читать схемы.

Читать задачу.

Отвечать на поставленные вопросы.

Читать текст учебника.

Выполнять работу на доске.

Высказывать свои предположения.

Вести диалог с учителем.

Проверять по слайду.

Работать самостоятельно.

Читать задание.

Рассматривать схему.

Вести диалог с учителем.

Слушать учителя.

Рассматривать примеры.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Делать вывод по заданию.

Познавательные – извлекать информацию из прочитанного материала

Познавательные - отбирать необходимые для решения учебной задачи информацию в тексте учебника

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, используя простые речевые средства.

Регулятивные (контроль и самоконтроль): сличать способ и результат с эталоном

        Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, используя простые речевые средства.

Познавательные:

моделировать условие задачи с помощью рисунков.

Физминутка

1 мин

От зеленого причала оттолкнулся пароход

(встать)

Он шагнул назад сначала

(шаг назад)

А потом шагнул вперед

(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

Повторять движения.

5. Закрепление знаний и способов действий

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: игровой

Приём: игра с задачей.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.

Приём: работа в парах.

Метод: игровой.

Приём: работа с уравнением.

5 мин

Переходим к заданию под № 4 с.75  

- Прочитайте задание.

Мама разделила 8 пряников поровну между 2-мя сыновьями. Сколько пряников получил каждый мальчик?

- Ребята, я предлагаю обыграть эту задачу. Кто и что у нас присутствуют в задаче? (мама, сыновья и пряники)

- Я приглашаю к доске 2 человека, они будут сыновьями.

- И сколько у нас есть пряников? (8)

Значит 8 учащихся, которые будут пряниками.

- И ещё нам нужна одна девочка, она будет мамой.

- Итак, что известно в задаче? Мама разделила 8 пряников поровну между 2-мя сыновьями.

- Как будем делить пряники сыновьям? (поровну, брать по 2 пряника и делить между двумя сыновьями)

- Сколько раз по 2 содержится в 8? (4 раза)

Значит сколько пряников получит каждый сын? (4)

- Запишите решение задачи. (8:2=4)

- Что мы с вами решаем? (задачу) Поэтому пишем наименование.

- Прочитайте ещё раз вопрос задачи. Сколько пряников получил каждый мальчик?

- Какое деление выполняли, на части или по содержанию?

(на части)

- Почему? (потому что мы поделили пряники на 2 равные части)

(слайд – разлиновка)

Прочитайте задачу № 5

Начерти отрезок АБ длиной 1 дм 2 см и раздели его точками на маленькие отрезки, длиной по 2 см каждый. Сколько точек нужно поставить? Сколько отрезков получилось?

- Что нам нужно сделать в первую очередь? (дм перевести в см)

- Сколько см в дм? (10 см)

- То есть 1 дм и 2 см это сколько будет см? (12 см)

- Давайте это запишем. Выйди и запиши 1 дм и 2 см = 12 см. Не уходи.

- Теперь нам нужно начертить отрезок длиной 12 см и разбить его на маленькие отрезки длиной по 2 см.

- Черти отрезок 12 см и разбей на маленькие отрезки, как сказано по условию задачи. Остальные выполняют в тетради.

- Сосчитай нам, сколько точек получилось? А теперь сколько отрезков?

(слайд - 14:2)

К Вам в гости пришёл волшебник и задал такое выражение. «14:2» и сказал, чтобы вы решили 2 задачи на равные части и по содержанию.

- Объединитесь в группы и устно попробуйте составить задачи.

- Молодцы, а как вы узнали, что получится 7? (вспомнили таблицу умножения на 2)

Дополнительное задание:

Вы хорошо работали и к Вам в гости пришёл волшебник и предлагает поработать с машиной времени.

(слайд) Мы запустили некое число, потом из него вычли 10, прибавили к нему 3 и выдало ответ 12, какое число должно быть в пустом окошке? … – 10 + 3 = 12 (19)

Слушать учителя.

Читать задание.

Включаться в режим игры.

Отвечать на вопросы.

Вдуматься в работу.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод по задаче.

Читать задачу.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в парах.

Проверять выполнение работы со слайда.

Объяснять свои действия.

Самооценивать работу.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

Познавательные:

моделировать условие задачи с помощью рисунков;

делать выводы о способах решения.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Познавательные:

моделировать условие задачи с помощью отрезка;

делать выводы о способах решения.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

6. Контроль и самопроверка знаний.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

7 мин

Ребята, наш урок подходит к концу и ответьте пожалуйста на вопросы:

-Какова была наша сегодняшняя тема урока? (деление)

-Какие задачи ставили на урок? (научиться работать с делением, разбирать, где задача по частям, а де задача по содержанию)

Отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные: самостоятельно проверять работу соседа

7. Итог, рефлексия.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

3 мин

- Поставьте оценку за весь урок. Скажите свои оценки.

- «Я поставил себе …, потому что… …»

- Урок окончен. До свидания.

Осуществлять самооценку.

Регулятивные – анализировать собственную работу на уроке

8. Информация о дом. задании.

Метод: словесный.

Приём: объяснение.

1 мин

Домашнее задание: №8, №9.

Урок закончен, до свидания!

Запоминать домашнее задание.

Задавать вопросы по домашнему заданию.

Познавательные: умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление числа 2 и соответствующие случаи деления, закрепление"

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.Структура урока полностью соответствует логике пров...

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок по математике 2 класс. Истомина Н.Б.Тема: Деление числа на 1, на само себя, деление нуля на число, невозможность деления на нуль.

Открытый урок математики был проведён перед аттестацией для коллег школы и администрации. Был отмечен плавный переход от одного этапа урока к другому, удачный подбор заданий к устному счёту и ум...

«Умножение и деление. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление на 0. Повторение, закрепление»

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления. Задачи:• повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, • способствовать воспитанию акт...

Конспект урока по математике "Деление на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число" 3 класс

Конспект урока по математике "Деление  на число 1.Деление числа на само себя. Деление числа 0  на натуральное число" 3 класс ПНШ...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....

Урок математики в 3а классе на тему "Деление на число 1. Деление числа на само себя. Деление числа 0 на натуральное число."

Урок математики в 3а классе проведен по ОС "ГАРМОНИЯ". ЭТО УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА :1. Учить делить число на число 1. Делить число на само себя. Делить число 0 на нат...