Интеллектуальная игра "Математический калейдоскоп" Брейн - ринг для 4 класса
методическая разработка по математике (4 класс)

Манушарова Ольга Владимировна

Познавательная игра "Математический калейдоскоп" направлена на то, чтобы расширять кругозор, Развивать логическое мышление, тренировать память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интеллектуальная игра брейн-ринг117.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

 "Математический калейдоскоп"


Цели и задачи:

  • вызвать интерес к изучению математики;
  • способствовать развитию творчества, логического мышления учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи;
  • совершенствовать умения рационально планировать свою деятельность;
  • снять физическое и психологическое переутомление, стресс.

Формы проведения занятия: игра-соревнование.

ХОД ЗАНЯТИЯ 

« Дорогу осилит  идущий,  а математику мыслящий»

– «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая,  делать его немного занимательным». Это слова великого математика Паскаля. С его именем вы будете часто встречаться при дальнейшем изучении математики. Я  сегодня приглашаю вас на увлекательное занятие, которое назовем «Математический калейдоскоп».
– Что такое калейдоскоп
?  (Детская игрушка – трубка с зеркальными пластинками и цветными стёклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры. Быстрая смена разнообразных явлений, событий.)
– Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, песен. Наш класс поделился на 3 команды: 1 команда – «Огненные математики», 2 команда – «Эрудитки», 3 команда – это творческая группа, мои помощники.

Звучит музыка, выходит творческая группа.

1. О, математика земная, гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

2. Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,
Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

3. В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

4. Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела.
Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.

5. Мы славим разум человека, дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!

6. Но чтоб игре зажечь зелёный свет
Нужно всем ребятам дать такой совет:
От страха бывают глаза велики.
Ты страх победи и дальше иди!
Выловить рыбки нельзя без труда
Знания в том помогут всегда!
Помните о том, что знания и труд
Трудности ваши все перетрут!
 

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти

далеко.

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Счетный конкурс открываю.

Добрый день, мои друзья!

Здесь ребята на турнире,

Их сейчас представлю я. (представление игроков)

Итак, турнир я открываю,

Всем успе

хов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать

Первый конкурс – Разминка.

(Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ – жетон.)

  1. Какой ключ не отмыкает замок? (Скрипичный)
  2. Какую траву и слепой узнает? (Крапиву)
  3. Из какой посуды не едят? (Из пустой)
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
  5. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5 кг)
  6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  7. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
  8. Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь? (30 км)
  9. Какое число приказывает? (Три)
  10. Сколько единиц в дюжине? (12)
  11. Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
  12. Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
  13. Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс? (8)
  14. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку? (12)
  15. Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
  16. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
  17. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
  18. Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
  19. Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
  20. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)

Второй конкурс - Подсчитай-ка!

1. Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?

(Ответ: 24.

1)60 : 5 = 12

2)12 · 2 = 24

2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?

(Ответ: 17.

12 · 2 - 7 · 1 = 17)

3. Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?

(Ответ: 36.

(3 · 60) : 5 = 36)

4. Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.

(Ответ: 184 см.

4:2

200 -16 = 184)

5. Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?

(Ответ: 3.

(12 + 18 + 2)-29 = 3)

6. Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?

(Ответ: 10 км.

10 · 60 = 600 с

600 : 12 · 200 = 10 000 м = 10 км

Третий конкурс – «Помогите мышонку выбраться из своей норки»

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/02/10/s_589ddc9c9b6ce/554970_6.jpeg

Четвёртый конкурс – «Вопрос – ответ»

1Команда

1) У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у неѐ осталось?

(Ответ: 3 яблока)

2) Сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?

(Ответ: 40 пальцев)

3) В каком числе столько же цифр сколько букв?

(Ответ: 100-сто)

4) Сколько яиц можно съесть натощак?

(Ответ: 1 яйцо)

5) Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их?

(Ответ: Трое–дедушка, отец, сын)

6) У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего сестер?

(Ответ: одна)

7) Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?(

Ответ:  страусы не летают)

8) Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

2 Команда

1)Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

(Ответ: 3 кг.)

2) Сколько ушей у 5 мышей?

(Ответ: 10 ушей)

3) Какой год продолжается всего один день?

( Ответ: Новый год)

4) У трех братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье?

(Ответ: 4)

5) Поле пахали 6 тракторов. Два из них остановились. Сколько тракторов в поле?

(Ответ: 6)

6) В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?

(Ответ:  4)

7) Несла Дуня в решете 12 яблок, а одно упало. Сколько яблок в решете осталось?

(Ответ: не осталось)

8) Сколько ножек у двух сороконожек?

(Ответ: 80

Пятый конкурс – «Математические головоломки»

Задание 1.

Поставить вместо вопросительных знаков название цифр так, чтобы получились имена существительные:

по ? л;

р ? а;

ак ? са;

(подвал, Родина, актриса)

с ? жка;

? янин;

смор ? а;

(стрижка, семьянин, смородина

Задание 2.

Расставь в нужном порядке знаки действий.

Можно использовать скобки:

1) 11111 = 100

2) 2222 = 2

3) 2222 = 4

ответы:

1)111 –11 = 100

2)2: 2 + 2: 2 = 2

3)2 +2 +2 -2 = 4

1)2222 =1

2)2222 = 3

3)2222 = 5

ответы:

1)2:2 + 2-2 = 1 или 22:22 =1

2)2 +2 –2:2 =3

3)2+2+2:2 = 5

Шестой конкурс - «Веселые задачи»

1)Сколько насекомых в воздухе кружат? Сколько насекомых в ухо мне жужжат? 2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы, 2 осы, 2 комара, называть ответ пора!

(Ответ: 12 насекомых)

2)Зайцы по лесу бежали, волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла. Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько скажите здесь было волков?

(Ответ: 30 волков)

3)На птичьем дворе гусей дети кормили. Целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей. В каждой семье по 12 детей, папа и мама и бабушка с дедом. Сколько гусей собралось за обедом?

(Ответ: 80 гусей)

4) Лисица учила своих малышей.

Ловить под кустами веселых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под елкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите мышее й и мышат

Тихо под елью ветвистой сидят.

(Ответ: 45 мышей и мышат)

5) На пригорке возле елок

Ежик яблоки считал:

7 под елкой, 7 за елкой, 7 в мешке за тем пригорком,

7 в избе на третьей полке,

7 под лавкою в саду.

Ну а больше не найду.

Все яблоки зимою еж будет

Грызть с семьею.

Только сколько, как понять?

Еж не может разобрать.

(Ответ: 35 яблок)

Кот Баюн сочинял загадки.

Посчитайте, сколько их, ребятки:

Восемь про зайчиков,

Две про лисят,

Девять про мальчиков,

Три про девчат.

Сколько загадок?

Пора отвечать!

Седьмой конкурс – «ШИФРОВКА»

1)9,1,5,1,25,10

2)18,6,26,1,20,30

3)21,14,

4)18,1,9,3,10,3,1,20,30

1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О,17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф,23-Х, 24-Ц, 25-Ч,26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы,

30-Ь,31-Э, 32-Ю, 33-Я.

(Задачи решать -ум развивать.) 

Восьмой конкурс - «Мозаика»

Командам выдаются разноцветные геометрические фигурки( круги, треугольники, прямоугольники и т.д.) и клей. Нужно на листе бумаги сделать аппликацию. 

О математика!

Тебе пою я славу!
Тебя считают все царицею по праву.
Ведь без тебя и шагу не ступнуть
И не отправиться в далекий путь.

И дело тут не только в вычисленьях,
Хоть в жизни им цены нет, без сомненья.
Но главное – ты делаешь людей
Настойчивей, прилежней и умней.

Ты учишь мыслить – в этом суть твоя!
Законы познавая бытия,
Без математики никак не обойтись.
Как лезвие, отточишь нашу мысль,
Ум сделаешь ты светлым, четким, ясным!
И мир в гармонии покажется прекрасным!

Подведение итогов.

Песня  «Дорогою добра»

        

  1. Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?
  2.  В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?
  3.  Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?
  4.  Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.
  5. Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?
  6. Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра. Брейн ринг по сказкам А.С. Пушкина

  Развивите памяти, мышления, речи, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы.  Воспитание любви к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству  А.С....

Интеллектуальная игра «Брейн – ринг"

Игра для учащихся 4 - 5 классов....

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Игру можно провести в з классе среди учащихся параллели или в классе. Направлена игра на развитие одарённых детей....

Интеллектуальная игра для эрудитов ( 2 класс). Брейн - ринг "Сказки"

Учащиеся делятся 4 на команды.Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда имеет своё название: "Золушка", "Винни- Пух"," Карлсон", " Дюймовочка"....

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку и литературному чтению для 4 классов

Интеллеутуальная игра "Брейн-ринг по русскому языку и литературному чтению для учащихся 4 -х классов.Как будто целый мир тебе знаком,Когда владеешь русским языком.Вот почему всем близок чистый, ясный,...

Брейн –ринг «Знатоки математики» (Интеллектуальная игра для школьников 2 класса)

Цели и задачи  мероприятия: развитие познавательных и творческих способностей учащихся, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.Образовательная: ● Расшир...

Сценарий внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «Брейн – ринг» для учащихся 4 класса начальной школы

Содействовать расширению кругозора детей, закреплению знаний, полученных на уроках.Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Создать условия для пробуждения интереса младши...