Конспект урока математики во 2 классе "Конкретный смысл действия умножение"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Романова Светлана Ивановна

Конспект урока математики с использованием технологии исследовательского обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_romanova_s_i.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный профессиональный конкурс методических разработок

«Современный урок: технология исследовательского обучения»

Номинация

«Методическая разработка урока в начальной школе с применением технологии исследовательского обучения»

«Урок математики во 2 классе по теме

«Конкретный смысл действия умножения»

Автор:

Романова С.И., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Кривандино»

Г.о. Шатура

2018

Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Цель урока: 

Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

Познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением . Научиться понимать смысл действия умножения как формы записи сложения одинаковых слагаемых, применять полученные знания на практике. Развивать вычислительные навыки, развивать логическое мышление( операции сравнения, классификации, анализа), коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

Предметные: Создать условия для введения  соответствующей математической терминологии и символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного материала, совершенствования вычислительных навыков; научиться заменять сумму одинаковых слагаемых произведением.

Метапредметные :  проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;

– выделять в явлениях существенные и несущественные признаки;

Личностные: 

– создать условия для понимания роли математики в жизни человека;

– интереса к учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: умножение.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование: мультимедийная презентация,  карточки для индивидуальной и групповой работы, документ-камера, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Оргмомент, чистописание.

-Ребята, какой праздник будет скоро отмечать наша страна? (23 февраля, День защитника Отечества)

- А вы, ученики, как должны защищать свою Родину?

(Хорошо трудиться, а наш труд - учеба.)

- Какой наш девиз? (слайд 2)

Мы подрастем, и Родине будем служить,

Но сначала нужно отличные знания  получить.

-Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Надеюсь, что наш сегодняшний урок будет успешным и интересным. А кто догадался, какую цифру мы  сегодня пропишем в тетради?(23)

-Пропишите красиво число 23. ( Дети прописывают целую строку).

-Давайте исследуем это число. Что вы про него можете сказать?

  (Это двузначное число; оно нечетное;  сумма разрядных слагаемых 20 и 3; в числе 23 2 десятка и 3 единицы; в числе23 десятков на 1 меньше, чем единиц, а единиц на одну больше, чем десятков; «соседи» числа 23 – 22 и 24)

2. Актуализация знаний .

(презентация, слайды 3-5)

Слайд 3: Проверь вычисления:

27+3=40         22+15 =37

61-7=65          60-9=71

34 +13 = 47     70 - 40 = 20

90-  15 = 85      49 + 9 = 57

Ребята проверяют и называют выражения, в которых вычисления выполнены неверно,  пересчитывают, называя правильный ответ

Слайд 4:Математический диктант

Запиши только ответы:

  1.  Уменьшаемое 40, вычитаемое 9. Найди разность.
  2. Запиши число, которое на 3 меньше, чем 82
  3. Найди разность чисел 43 и 22.
  4. Первое слагаемое 16. Второе слагаемое 17. Найди сумму чисел.

      5. Уменьшаемое 75. Вычитаемое 31.Чему равна разность?

      6. Найди разность 26 и 7.

      7. Найди сумму чисел 29 и 8.

(Самопроверка, слайд : 31  79  21  33  44   19  37) Правильность выполнения учащиеся оценивают значком в тетради и сигнальной карточкой.

Слайд 5: Реши задачу

Купили 3 ананаса, это на 9 меньше, чем киви.

Сколько купили киви?

Слайд 6: Реши задачу

Цена ананаса  2 доллара. Сколько долларов нужно

 заплатить за 7 таких ананасов?

-Как узнали,  сколько долларов нужно заплатить за 7 ананасов?

2+2+2+2+2+2+2=14(д.)

3.Самоопределение к учебной деятельности.

- Посмотрите  на выражения и определите, что  в них общего.

20+20+20+20

5+5+5+5

32+32+32+32

16+16+61+16

 (Общее: это суммы; в каждой сумме 4 слагаемых)

-Какое выражение лишнее и почему?

(Второе выражение: слагаемые - однозначные числа, во всех других выражениях -  двузначные числа.  Четвёртое:  не все слагаемые одинаковые, как в остальных)

Постановка проблемы:  -Можно ли суммы одинаковых слагаемых записать как-либо иначе?(Не знаем)

Работа в группах.  (Все ребята  делятся на 3 группы и проводится исследование. Каждая группа получает листы формата А4 разного цвета с нарисованными точками и фломастер)

-  Ваша задача – сосчитать количество точек.

  - Сколько точек получили? (1 группа -40, 2 – 39, 3 - 41)

   - Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек? Вспомним русский язык, как мы изучаем слова? (Большими группами - по частям  речи.)

        - Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите фломастер и обведите группы линией. Для каждой группы ребят своё число точек в группе: 1 группа  – по 5 точек, 2 группа – по 8 точек, 3 группа – по10 точек. Считайте число точек внимательно , прежде чем обвести её линией.        

- Молодцы. Составьте выражение к своему рисунку и найдите  его значение.

5+5+5+5+5+5+5+5=40

8+8+8+8+8=40

10+10+10+10=40

- Замечательно. Какая группа сосчитала правильно сразу? (Дети называют)

 (Работы вывешиваются на магнитную доску). А потом?

Дети делают вывод, что значения получились одинаковые у всех групп, никто не ошибся.

Ребята сели на свои места. Решим задачу.

        - В классе трём ученикам в один день  День рождения. Каждому ученику подарили ручку  по цене 10 рублей. Сколько рублей стоит покупка? (Показать ответ веером)

           (Дети показывают 30.)

- Как получили 30 рублей? Какое выражение составили?

(10+10+10=30 (руб)

-Сколько слагаемых записали? (3) Почему? (Потому что 3 ученика).

- Давайте решим ещё задачу. (Текст задачи записан на слайде)

-К 23 февраля волонтеры отправляли посылки 100 военнослужащим – нашим землякам. Масса одной посылки -5 кг. Узнай массу всех посылок.

- Ребята, а кто такие волонтеры? (Добровольные помощники)

Составить выражение к этой задаче.

(Один из учеников пытается записать решение задачи сложением на доске, но у него не получается, очень много слагаемых.).

- Почему неудобно составлять выражение к этой задаче. (Много слагаемых, невозможно записать).

-Как можно короче его записать? Подумайте, пофантазируйте. ( Выслушиваются ответы детей, если найдется ребенок, который знаком уже с умножением, он скажет, если нет, то – учитель)

- Правильно, нам необходимо новое арифметическое действие – умножение.

Давайте вместе запишем решение задачи:

Сколько раз по пять надо взять? (100 раз). Почему ?(100 военнослужащих)

5+5+5+..+5=5·100

      100 раз

- Какое слагаемое взяли?(5)Сколько раз? (100 раз)

- Итак, задачу можно решить 5·100=500 (кг)

Умножение таких чисел  мы будем изучать позднее..

3.Какая тема урока? (Умножение)

- Так, что же такое умножение? (Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.)

- Какая цель нашего урока? (Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением.)

4.Работа по теме

1.Работа с учебником.

-Что нам поможет  лучше понять, что такое умножение? (Учебник)

- Самый главный наш помощник – это учебник. Откройте учебники на с.47.

(Самостоятельно прочитайте текст )

- Подготовьте вопросы по тексту учебника. ( Ребята задают вопросы классу.)

Например, что такое умножение? С помощью какого значка записывается действие умножение? И др.

-В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.

Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:

Х – в печатном тексте, • - на письме. Знак умножения  — математический знак действия  умножения, его принято обозначать как крестик, точку или звёздочку.

Физкультминутка (игра на внимание «Карлики-великаны»)

 2.Вернёмся к нашим работам, которые вы выполняли по группам.

- Замените суммы умножением.

( Один ученик из каждой группы записывает полученное выражение.)

5· 8 =40       8 ·5=40     10·4=40

5.Первичное закрепление

Составьте самостоятельно суммы одинаковых слагаемых , замените их умножением. Несколько составленных ребятами выражений записывается на доске:

13+13+13+13+13=13·5

7+7+7 = 7·3

-Что обозначает первое число в выражении?  (Какое слагаемое повторяется)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз повторяется это слагаемое)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа на карточках.

Самопроверка на интерактивной доске через документ-камеру. Комментирование ошибок.

Повторение

Работа по учебнику

1. Задача.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. №2 на с.48.

-Прочитайте задание. Что прочитали? (условие задачи)

Поставьте такой вопрос к задаче, чтобы она решалась двумя действиями.

(Сколько лип росло на двух аллеях?)

-Запишем её кратко. Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

Какие опорные слова возьмем для  краткой записи?

1 аллея - 12л.

 2 аллея - ? 4 л. меньше, чем на первой.

( Решите её)

-Проверка: Назовите решение задачи.

2.Решение выражений изученных видов

Учебник, с.48, №4 –решение выполняем столбиком. Самопроверка по эталону на интерактивной доске.

9. Рефлексия, подведение итогов.

 - Какое открытие вы сделали сегодня?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- С какими трудностями вы столкнулись?

     -Замените сложение умножением  36+36+36=.

    - Какое задание вам показалось самым интересным?

   -Как оцените работу всех детей на уроке?

Домашнее задание.

- Придумайте и запишите несколько выражений на сложение одинаковых слагаемых  и замените сложение умножением или придумайте и нарисуйте рисунок, чтобы можно было сложение заменить умножением.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/urok-vo-2-klassie
  2. https://infourok.ru › Начальные классы
  3. https://kopilkaurokov.ru/.../uroki/urok-vo-2-klassie

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками"

Для учителей работающих по УМК "Начальная школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой" конспект урока математики по теме "Правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками" с применением...

Конспект урока математики в 3 классе "Табличное умножение и деление" Итоговый урок.

Конспект урока математики в 3 классеТема урока: «Табличные случаи умножения и деления» (Итоговый урок)Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели: повторение и закрепление табличного и внетаблич...

Золотина И. В. Конспект урока математики на тему "Порядок действий в выражениях без скобок".

Конспект урока математики во 2 классе в соответствии требованиям ФГОС....

Конспект урока математики. Тема: Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики с применением Сингапурской методики обучения. Тема: Порядок выполнения действий со скобками и без скобок. Закрепление. 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики 2 класс. Смысл умножения

Конспект составлен по требованиям ФГОС. Используемая образовательная система «Гармония". Используемый учебник Математика Н.Б.Истомина Смоленск, изд. «Ассоциация ХХIвек», 2006....

Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»

На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...

Урок по математике 2 класс Смысл действия умножения

Конспект урока математики по теме "Раскрытие смысла действия умножения"...