Методическая разработка урока математики в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс)

Шувалова Мария Романовна

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме: "Сантиметр - единица измерения длины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_k_uroku_matematiki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика.

Класс: 1

Тема: САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Цель урока: Применение усваиваемых предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных заданий средствами технологии мультимедиа, знать единицу измерения длины – сантиметр; уметь измерять длину отрезков при помощи линейки; развивать практические умения интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; закреплять знания учащихся о составе чисел первого десятка; развивать навыки рефлексии; развивать речь, логическое мышление, внимание учащихся; показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке, договариваться работая в паре; отвечать на вопросы учителя, одноклассников.

Познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины, уметь работать с моделями, разделять модели на составные части в практической деятельности.

Личностные: совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им; проявлять интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну).

Методы обучения: проблемный; объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; словесно-логический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная; парная.

Дидактические средства: « математический веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; полоски – мерки для измерения длины полоски; линейка, сигнальная карточка «светофор», образец полосок большего размера, большая линейка с делениями,

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика: М. Моро, М. Просвещение, 2014г., 1ч. Рабочая тетрадь на печатной основе «Математика»: М. Моро, Волкова С. И., М. Просвещение, 2017г., 1 часть, с. 24.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийная доска, электронное приложение «Экспресс.Медиа» при работе с мультимедийной доской – 1 класс (раздел 8, 23, 24),(или СД –электронное приложение к учебнику Тема «Сантиметр»), музыкальные физминутки.

Форма использования мультимедиа – проектора: – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, объяснении нового материала учителем.

Время реализации урока: 35 минут.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок . Девиз наших уроков:

Слушай внимательно,

Работай старательно.

– На уроке математики мы учимся …(считать, думать, рассуждать).

2. Актуализация знаний.

Устный счёт.

-Начинаем устную разминку. Проверим, кто из вас хорошо знает числовой ряд.

Считаем хором по рядам: 1 ряд – от 2 до 7, 2 ряд – от 9 до 3, 3 ряд – от 4 до 10, все вместе от 10 до 1.

Работа в парах с использованием математического веера: (покажите)

-«Соседей» числа 4, 6, 8, 5;

- Как можно получить число 4? (3+1,2+2);

- Покажите число на 1 больше 5, 7, 2;

- Число на 1 меньше 10,9;

- Какое число следует за числом 5? 8?
- Как называются эти числа?
-Какое число стоит перед числом 4,7;
- Как эти числа называются?

Устное решение задач:

-У Вити 8 карандашей. Он отдал 3 карандаша Свете. Сколько карандашей осталось у Вити?

(8 – 3 = 5)

-Миша построил домик из 5 кубиков, и Вася из 4. Сколько кубиков пошло на постройку двух домиков? (5 + 4 = 9)

- Рыбак поймал 6 карасей и 2-х щук. Сколько всего рыбёшек поймал рыболов? (6 + 2 = 8)

-Тыква весит 4 кг, а дыня - 2 кг. Что тяжелее и на сколько кг тыква тяжелее? (4 – 2 = 2)
Работа с мультимедийной доской (раздел 8 : Сложение и вычитание в пределах 10):

Подраздел 3: решение логической задачи (изображён кошелёк и монеты).

Задание: Какими монетами можно получит сумму, равную 10 копейкам? (5+5, 5+2+2+1, 2+2+2+2+2).

-Давайте подведём итог, кто был внимателен и не ошибся при выполнении заданий. (Учащиеся проводят самооценку при помощи «светофорика». Контроль со стороны учителя).

3. Физминутка. (использование аудиозаписи «Весёлая зарядка».).

4. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на инструменты, которые лежат у вас на партах и у меня на столе. Назовите их. С какой целью используют линейку и карандаш? Определите, чему мы должны научиться. (Измерять отрезки разной длины) Прочитайте тему урока. С помощью «светофорика» оцените свои знания по этой теме (правильно чертить и измерять отрезки).

5. Создание проблемной ситуации.

- Прослушайте отрывок из сказки Григория Остера «Зарядка для хвоста».

Удав напомнил, что он просил, чтоб его меряли.

Сейчас! – сказал Попугай. – Уже начинаю. Я измерю твой рост в попугаях.

В попугаях? – хором удивились Слонёнок и Мартышка.

Как это? – растерялся Удав.

А так, – сказал Попугай. – Сколько попугаев в тебе поместится, такой у тебя и рост!

Попугай шагнул и наступил Удаву на хвост.

Ой! – тихонько сказал Удав. Но Попугай ещё раз шагнул и пошел по Удаву от хвоста к голове.

Попугай шел и считал шаги. Дойдя до головы, Попугай спрыгнул на землю и сообщил Удаву:

Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя рост!

Ух ты! – восхитился Удав. – Тридцать восемь!

А чем ещё можно мерить рост? – спросила у Попугая Мартышка.

Всем! – сказал Попугай.

И мартышками можно?

Можно!

Мартышка подскочила к Удаву и стала по нему кувыркаться.

Раз, два! – кричала Мартышка, кувыркаясь. – Левой, правой! Дважды… – И тут Мартышка, которая начала кувыркаться с головы, докувыркалась до хвоста. – Всё! – разочарованно сказала Мартышка. – Он уже весь кончился!

Пять мартышек! – объявил Попугай.

А теперь… давайте слонёнками! – предложил Слонёнок.

Слонёнок стал возле хвоста Удава, шагнул и сказал: «Раз!».

Потом он ещё шагнул и сказал: «Два». И когда он сказал: «Два», он уже оказался возле головы Удава.

Два! – вздохнул Слонёнок. – Только два…

Два слонёнка! – объявил Попугай.

Ура! – прошептал счастливый Удав. – Ура!!! – закричал он изо всех сил. – Ура!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо вам, друзья! Тебе, Попугай! Тебе, Мартышка! И тебе, Слонёнок! Ну, как бы я измерил свой рост, если бы не вы?!

А теперь, – сказал Удав, – теперь я знаю, что мой рост…

Два слонёнка! – сказал Слонёнок.

Пять мартышек! – сказала Мартышка.

Тридцать восемь попугаев! – сказал Попугай.

– Почему длина удава выходила всё время разной?

– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета? Почему?

– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какого-либо предмета? (Высказывания учащихся. – Измерить, т.е. выбрать мерку. )

6. Практическая работа. Работа в парах. Решение проблемной ситуации.

- У вас на парте лежит белая полоска.
– Можно ли измерить длину этой полоски при помощи мерки?

Задание: при помощи цветных шаблонов мерок измерьте длину полоски, путём наложения. Результат измерения продиктуйте мне (запись на доске: красных 2, зелёных – 5, голубых – 6)

- Что получилось? (Число мерок на полоске разное).

- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные).

- Кто знает какое решение нашей проблемы?

(На данном этапе можно использовать электронное приложение (диск) к учебнику «Математика.1 класс» авт. М.Моро и др., ):

- Посмотрите, у лисички и ежика та же проблема? Анализ ситуации на слайде).

7. Ознакомление с понятием «сантиметр». Объяснение материала.

- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. (таблица мер длины) И одна из них – это сантиметр. (На мультимедийной доске слайд раздела 23 (Величины. Длина часть1, подраздел 2) «САНТИМЕТР (СМ)»).

- Возьмите линейку, рассмотрите её. Что вы увидели? (Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см)

8. Правила пользования линейкой.

- Вот сейчас мы и научимся с помощью линейки(учитель показывает на большой линейке с делениями) измерять длину разных отрезков и предметов. (Правила пользования линейкой: «0» должен совпадать с началом измеряемого объекта...

-Посмотрите как можно измерить предмет. (Работа с мультимедийной доской. Раздел 23, подраздел 3: измерение длины морковки, и т.д.).

9. Практическая работа.

Работа с учебником.

– Рассмотрите чертежи на странице 66 учебника.

– Что изображено? (Отрезки.) Докажите.

– Какой отрезок самый длинный? Какой короче других?

– Есть ли одинаковые по длине отрезки? Как вы это узнали? Измерьте длину отрезков.

10. Физминутка для глаз.

Продолжение практической работы.

Работа в тетрадях на печатной основе.(с. 24)

Измерьте длину карандаша и запишите (6 см), счётной палочки (7 см), красного карандаша (4 см), зелёного карандаша (3 см).

11. Закрепление материала.

Работа в парах.

Повторение правил работать в парах. (меть находить общее решение, не ссориться, распределить кто будет измерять , а кто записывать). Учащимся предложены карточки с изображением предметов. Задание: измерить длину предмета при помощи линейки и записать длину в кружочке.

Карандаш 5 см

Сосновая шишка 6 см

Ключ 6 см

Дубовый лист 6 см

Огурец 5 см

Бабочка 7 см

Жучок 3 см

Жёлудь 5 см

Проверка проводиться при помощи сигнальной карточки - «светофорика».

12. Информация о практическом применении единиц длины в различных жизненных ситуациях.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего человеку нужно знать единицы длины?

- Могут ли нам эти знания пригодиться в жизни или нам это нужно только на уроках математики?

13. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)

- С какой единицей длины мы познакомились?

- Чему учились на уроке? Чему научились?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
- Оцените теперь с помощью «светофорика» (сигнальная карточка с двумя цветами: зелёный и красный) свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – красный цвет .

Дополнительный материал: Просмотр справочного материала на мультимедийной доске: раздел Величины ч.2 Подраздел 3 «Старинные меры длины)

Знакомство со старинными единицами измерения

– Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками?
– Вот какими были мерки на Руси у наших предков.

Шаг – длина человеческого шага.
Ладонь – ширина ладони.
Дюйм – ширина большого пальца.
Фут – длина стопы.
Сажень – расстояние между концами пальцев распростёртых рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"

Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....

Методическая разработка урока математики 3 класс "Цена. Количество. Стоимость"

В данной методической разработке представлен первый урок по теме "Цена. Количество. Стоимость". На уроке вводятся данные понятия. Дети знакомятся со способом нахождения стоимости....