Конспект урока по теме: Сложение и вычитание величин.
план-конспект урока по математике (4 класс)

Звездина Флера Харисовна

Конспект урока по математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание величин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_velichin.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» г. Нефтеюганска

                                    Конспект урока по математике в 4 классе

«Сложение и вычитание величин»

Подотовила

учитель начальных классов

Звездина Флера Харисовна

г.Нефтеюганск

2019 г.

Тема урока, класс

Тема: Сложение и вычитание величин, 4 класс

Программа, УМК

«Начальная школа ХХI века»

Тип урока.

Открытие нового знания

Цели урока.

Цель, направленная на достижение предметных результатов: ознакомление с приёмами сложения и вычитания величин.  

Цель, направленная на достижение метапредметных результатов (УУД):

Регулятивные:

- определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Цель, направленная на достижение личностных результатов (УУД):

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование, ТСО: учебник С.В.Иванов « Математика» 4 класс; мультимедийная презентация к  уроку, смайлики для рефлексии,

Дидактический материал к уроку: раздаточный материал для работы в группах; карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Главная проблема урока. Суть урока.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами сложения и вычитания величин.

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации.

Формы работы: 

  • -фронтальная,
  • -практическая,
  • -самостоятельная,
  • -работа в группах.

Обоснование целесообразности применения:

Использование групповой формы работы на уроках повышает мотивацию, эффективность учебного процесса, развивает самостоятельность и ответственность.

Этапы и виды деятельности учащихся (с указанием примерного хронометража)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 Мин)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила. Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

При проведении психологического настроя урока у учащихся формируются коммуникативные УУД – это умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

2.Устный счёт. (3 мин.)

Познавательные УУД:

-умение анализировать, делать выводы;

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

3.Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности (3 мин.)

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД

-умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

-умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем;

-установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

-сформированность учебно-познавательного интереса

Метапредметные УУД:

- осуществление синтеза, анализа, классификации

4.Открытие нового знания (10 мин.)

Цель: сформировать навык сложения и вычитания величин.

Познавательные УУД:

-уметь использовать приобретённые знания при выполнении самостоятельной работы.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-управление своими действиями в соответствии с поставленными задачами;

-уметь комментировать учебные действия при выполнении задания;

-умение учитывать позицию собеседника;

-организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

-адекватно передавать информацию;

-отображать предметное содержание в речи

Личностные УУД:

-проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные УУД:

-осуществление синтеза, анализа, классификации

-умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и практическую работу.

Коммуникативные УУД:

-овладение основами коммуникативной деятельности;

-освоение правил групповой работы;

-осознание на практическом уровне значимость работы в группе

4.Закрепление изученного материала (8 мин.)

Познавательные УУД:

- осуществление синтеза, как составление целого из частей, анализа, сравнения, классификации;

- развитие познавательного интереса

Личностные УУД:

-учебно-познавательный интерес к предмету, заданиям урока.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (2 мин.)

Регулятивные УУД: самостоятельно выполнить предложенные задания. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6. Повторение изученного материала (10 мин)

Познавательные УУД

— осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
— использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
— понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
— выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
— пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);

— выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.

Коммуникативные УУД

— строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
— участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
— принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Регулятивные УУД

— понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 
— составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
— соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

— выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Личностные УУД

— элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
— основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;

7.Итог урока. Рефлексия(1 мин.)

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Личностные УУД:

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Познавательные УУД:

-умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей);

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе;

-сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

Метапредметные УУД:

-умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД:

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

7. Домашнее задание

Познавательные УУД:

-уметь  складывать и вычитать величины, обосновывать своё мнение.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

I.Организационный момент

«Рыбе- вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину»

Так говорил русский писатель М.М. Пришвин

- Вы согласны со словами писателя?

- Для чего нужно охранять природу?

- Действительно, наша планета — это наш дом.

- Вы уже не раз слышали, что наша планета тяжело больна. Что это за болезнь? (Наша планета загрязнена).

- А кто допустил такую болезнь, кто заразил наш «дом»?

- Да, ее болезнь -последствие нашего невежества. Человек, уже много не щадя природу, использует ее богатства. Чтобы не случилось такой беды, ей нужно помочь.

 - Сегодня у нас будет не обычный урок, где мы с вами объединим математику и ещё один предмет, помогающей природе. Чтобы узнать, что за предмет вам необходимо выполнить первое задание. Решив примеры, вы узнаете «Какое слово зашифровано на доске?»

II.  Устный счёт. Самоопределение к деятельности.

1). Решите примеры, расставьте их в порядке возрастания.

     536               800           299              826    

 +    241(г)        - 396(о)    + 136(л)        - 538(к)

    582               367           908              979

+   299(и)        -  138(э)     - 340(о)      +  285 (я)

229

288

404

435

568

777

881

1264

э

к

о

л

о

г

и

я

- Какое слово получилось?

-Как вы понимаете значение слова экология?

2). Хозяйственная деятельность человека часто и контролировать деятельность человека. приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью. А чтобы этого не происходило необходимо вести подсчёты и контролировать деятельность человека. Давайте убедимся на примере решения экологических задач.

1. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. Зв последние годы создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

-Какие заповедники вы знаете?

-Какие заповедники расположены в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре?

2. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

3. Из 250000 видов растений Земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений Земли на грани исчезновения?

4. Самые трудолюбивые санитары леса-муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно почитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина.

III.Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.

- Какую тему мы повторяли при решении некоторых экологических задач(величины).

- С чего начался урок? Что вы делали? (складывали и вычитали числа).

 -Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание величин).

-Какую задачу вы поставите перед собой? (Повторить решение сложения и вычитания величин).

-Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые вам действия с величинами:

  • преобразование,
  • сложение и вычитание величин.

1). Какие единицы измерения вы знаете?

Задания по группам.

       1группа                                2 группа

Расположите в порядке возрастания

  единицы длины                    единицы массы

     3 группа                               4 группа

Расположите в порядке убывания

единицы площади                  единицы времени

Проверим выполнение данного задания. От группы выходит отвечать один ученик.

2). Преобразуйте величины. Задание по группам.

 1 группа (белый медведь)

9м 3дм=…дм

2 группа( морж)

7000г= ….кг

3группа(белый носорог)

3ч 45 мин= …..мин

4 группа( амурский тигр)

20 мин 45 сек= …сек

 Проверим выполненную работу. 1 ученик от группы отвечает с объяснением.

-Найдите карточку со своим ответом. Переверните. На картинке изображены животные, которые находятся под угрозой исчезновения.

- Перечислите их.

-Эти животные занесены в Красную книгу. В эту книгу попадают самые ценные и редкие животные. И таких исчезающих животных очень много. Какой совет дадим людям, чтобы они совсем не исчезли?

- Оцените свою работу в листках самооценки №1.

IV. Изучение нового материала

Вспомним, как нужно складывать и вычитать величины (устно с объяснением у доски).

6кг+800г=6кг800г

1ч 20 мин+15 мин=1ч 35 мин

1ч 20 мин+55 мин=2ч 15 мин   - «пошаговое» объяснение

1ч 20 мин=80 мин

80+55=135

135 мин=2ч 15 мин

Что нужно вспомнить при решении этого выражения? (алгоритм сложения и вычитания величин).

   Алгоритм сложения и вычитания величин

1. Заменю крупные единицы мелкими.

2. Выполню действие.

3. Заменю мелкие единицы крупными.

V. Закрепление изученного материала

 Пользуясь алгоритмом сложения и вычитания величин, выполните следующее задание в парах. (2 человека выполняют задание на доске)

А)6т3ц+2т 8ц=9т1ц

6т3ц=63ц

2т8ц=28ц

63+28=91

91ц=9т1ц

Б) 12м 45 см-3м86 см=8м59см

12м45см=1245см

3м86см=386см

1256-586=859

859см=8м59см

Проверка с объяснением. Найдите полученные ответы, и мы узнаем, какие растения занесены в Красную книгу. Беречь нужно не только животных, но и растения. Как мы можем помочь сохранить растения?

- Оцените свою работу в листках самооценки № 2.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверим, как вы научились складывать и вычитать величины.

3км865 м+7км 48м=________

3км 865 м=______________

7км 48м=________________

________________________

_____________=______________

Проверьте свою работу по образцу. Поставьте себе отметку.

VII. Повторение изученного материала.

Решение задачи.

На территории Окского заповедника гнездятся много птиц. Поползни приносят своим птенцам 112 гусениц в день, дятлы-в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы -в 5 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносят своим птенца скворцы, чем дятлы?

-О ком говорится в задаче? (о поползнях, скворцах и дятлах)

П.(картинка)-112 г.

Д.(картинка)- ? в 3 раза больше, чем

С.(картинка)- ?5 раз больше, чем              на ? >

-Можем ли ответить на главный вопрос задачи?

-Что мы должны знать сначала?

-Как узнать? Каким действием? Почему?

-Что теперь должны узнать?

Как узнать? Каким действием? Почему?

-Можем теперь ответить на главный вопрос задачи? (да)

Каким действием? Почему?

Запишите решение задачи.

          План

1.*

2.*

3. –

-Оцените свою работу в листках самооценки № 3.

-Подумайте, что произошло бы в природе, если бы дятлы исчезли?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

В природе всё взаимосвязано. Наш природный дом в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен быть немного экологом. Тогда и все общество бет жить в согласии с природой.

- Что нового вы узнали на уроке?

У меня получилось…

Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

- Покажите смайлик с вашим настроением.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору на 3, 4,5:

Учащимся выдается конверт с заданием.

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

Лист самооценки

Оцените свою работу на уроке по5-бальной системе

1 2 3 4 5

Формы контроля и оценки результатов урока (предметный, метапредметный аспект)

Виды самоконтроля: текущий контроль (по образцу)

Формы самоконтроля: фронтальный, индивидуальный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта мониторинга, лист самооценки

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Домашнее задание по выбору:

1) Учащимся выдается конверт с заданиями различной сложности.

Задание: сложение и вычитание величин разной сложности

Краткий самоанализ урока

Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, инструктажа домашнего задания и рефлексии.

На этапе самоопределения к деятельности по теме урока «Сложение и вычитание величин» сформированы следующие познавательные УУД: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей; уметь использовать приобретённые знания при выполнении практических работ.

Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе открытия новых знаний и закрепления материала используется работа в группах. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления.

При подведении итога урока идёт развитие коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание предполагает развитие навыка  сложения и вычитания величин ( Познавательные УУД); умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

В конце урока проведена рефлексия.

В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд."

Здесь вы найдете готовый конспект урока по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд." К конспекту прилагается презентация. Воспитательная задача на уроке направлена на экол...

Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.Олимпийский лабиринт"

Цель обучения: совершенствование вычислительных умений в сложении и вычитании чисел в пределах 100 без перехода через разряд;Цель воспитания: воспитание патриотизма;воспитание толерантности;Цель разви...

План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...

Конспект урока по математике "Сложение и вычитание величин"

Урок разработан с опорой на закрепление данной темы. К конспекту прилагаются необходимые картинки и схемы решения задач....