Конспект урока математики "Увеличение (уменьшение) в 10, 100 раз"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Представлен конспект урока по математике по программе"Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Цели деятельности:

  • формирование у обучающихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;
  • закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
  • совершенствование навыков устного счёта.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, 100 в раз.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Познавательые:

  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях).

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств  для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
  •  проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;

Коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Сегодня мы отправимся в страну знаний.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

И первая наша остановка «Сосчитай-ка». Устный счёт

- Сейчас я задаю вам вопрос, а вы записываете к себе в тетрадь только ответ. Записывайте в столбик.

1. Запишите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц.

2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения?

3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц?

4. Запишите число, стоящее между числами 89 и 91.

5. Запишите наименьшее трёхзначное число.

6. Чему равно значение частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8?

7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5.

- А теперь давайте проверим, посмотрите на экран. Исправьте ошибки, если они есть.

- Что между этими числами общего?

Слушают учителя

Обучающиеся записывают числа в тетрадь

120

30

70

90

100

10

10

- Все числа заканчиваются на 0, круглые

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение c достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся с вами на следующую станцию.

Станция «Внимательная».

- Продолжите ряд чисел:

10, 20, …, …, …,…,…,…,…,.;

100, 200,…,…,…,…,…,…,… .

- Что общего между числами?

- На какие две группы их можно разделить?

- Как ведётся счёт в 1группе?

- Как считали во 2 группе?

- Запишите число 3.

- Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось?

- На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает?

- Увеличилось число или уменьшилось?

- А как узнать, во сколько раз увеличилось число?

-  Во сколько раз увеличилось число 30?

- Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число?

- Во сколько раз?

- Что изменится, если мы уберём один 0? Два 0? Число увеличится или уменьшится? Во сколько раз?

- Какое действие мы выполняли, когда приписывали и убирали нули? На сколько мы умножали и делили?

- А теперь самостоятельно сравните числа:

9, 90, 900.

- Что вы можете сказать об этих трёх числах?

- Теперь я прочитаю стихотворение, вы попробуйте определить, какую тему будем изучать сегодня.

Сегодня будем говорить о том,

Что плохо нам шутить с нулём.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в 20 превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить 30, 40.

Пусть говорят, что мы ни что,

С двумя нулями вместе.

Из единицы выйдет 100,

Из двойки – целых 200.

- Так над какой же темой урока мы с вами будем работать?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

 

Слушают учителя

Продолжают ряд чисел

…30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

…300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

- Все эти числа заканчиваются на 0, круглые.

- Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные.

- В первой группе счёт ведётся десятками

- Во второй группе счёт ведётся сотнями

30

- Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки

- Число увеличилось в 10 раз

-  Получилось число 300

- Оно увеличилось ещё в 10 раз

- Если мы убёрем один 0, число уменьшится в 10 раз

- Мы выполняли умножение и деление на 10

Слушают учителя

900 в 10р>90 в 10р>9

- Мы будем работать над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

- Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: планирование

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение физических упражнений

5 мин

 - Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- А теперь продолжим наше путешествие. И наша следующая остановка «Вычисляй-ка».

- Где мы можем использовать данные знания?

- Молодцы! А теперь используем полученные знания при решении примеров.

Работа в парах.

Упр.1, стр.47

Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35.

- Кто работает у доски?

- Что значит увеличь в 10 раз?

- 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради

Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100.

- Что значит, уменьшить число в 100 раз?

- Кто работает у доски?

- Следующие 2 числа самостоятельно в тетрадях. Совещайтесь в парах

Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360.

- А что значит, уменьшить число в 10 раз?

- Кто работает у доски?

- Остальные числа в тетрадях самостоятельно

- Молодцы!

- Сейчас мы  с вами проведём физминутку. Встаём все.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

Тихонечко сели на свои места

Слушают учителя

- Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений

Выполняют задание

8*10=80       12*10=120     35*10=350

 

- Увеличить в 10 раз число, значит умножить число на 10, приписать один 0

700:100=7    400:100=4      100:100=1

- Значит, разделить число на 100, убрать два 0

840:10=84    900:10=90       360:10=36

- Значит, разделить число на 10, убрать один 0

Выполняют упражнения

Повторяют движения за учителем

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: управление поведением партнёра

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

9 мин

- Наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли на станцию «Решай-ка».

Упр. 3. Задача.

- Кто прочитает нам задачу?

В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу.

- О чём говорится в задаче?

1. Ребята, давайте ещё раз прочитаем условие задачи.

- А теперь определим требование.

- Кто участвовал в соревнованиях?

- Сколько было мальчиков?

- Сколько было девочек?

2. А теперь запишем кр.запись:

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как мы можем это узнать?

1) Найти кол-во мальчиков.

9*8=72 (м.) участвовали в эстафете

-  Как теперь мы узнаем, во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

- Как узнать, во сколько раз одно число больше другого?

2) Мы разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек.

72:24=3(раза)

3) Запишем решение задачи:

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

- А теперь давайте изменим вопрос, чтобы последним действием было вычитание.

- А как узнать, насколько одно число больше другого?

- Верно, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

1. Ребята, давайте прочитаем условие и определим требование.

2. А теперь запишем кр.запись:

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как мы можем это узнать?

1) Найти кол-во мальчиков.

9*8=72 (м.) участвовали в эстафете

-  Как теперь мы узнаем, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

2) Верно, из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек.

72-24=48

3) Запишем решение задачи:

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72-24=48

Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете.

- упр. 4 (1-ый столбик)

- В этом упражнении вам необходимо сравнить значения величин

1м … 10 дм              1м=10дм

1м … 10 см              1м=100см     1м>10см

1дм2 … 10 см2        1дм2=10см2     1дм2>10см2

Слушают учителя

Читают задачу

- В задаче говорится о лыжных соревнованиях.

- В соревнованиях участвовали девочки и мальчики.

 М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

- Мы должны знать кол-во мальчиков

- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее

- Разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

- На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть  меньшее

Требование: На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях?

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

- Мы должны знать кол-во мальчиков

- Умножим количество команд на количество человек в одной команде

- Мы из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек.

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72-24=48

Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете.

1м=10дм                

1м>10см

1дм2>10см2

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

7 мин

- А сейчас у нас снова станция «Вычисляй-ка»

- Сейчас самостоятельно выполняете упр.5

- 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно, на доску не смотрим, потом проверим

x:3=17

49-x=28

64:x=4

Слушают учителя

Выполняют задание

x:3=17      49-x=28         64:x=4

x=17*3      x=49-28        x=64:4

x=51         x=21              x=16

51:3=17   49-21=28       64:16=4

17=17       28=28            4=4

П: самостоятельное создание способов решения проблем

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

4 мин

- А сейчас выполним упр.6 (2-ой и 3-ий столбики)

100-7*8                          74:?=8(ост…)

90-8*8                            65:?=7(ост…)

80-9*8                            85:?=9(ост…)

- Кто поработает у доски?

- Остальные вместе с нами работают в тетради

Упр. 7

1) Рассмотри, как составлены ряды из фигур.

2) Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.

- Вы можете опираться на ряды фигур.

- И, ребята, обратите внимание на задание под чертой в самом низу 47 страницы.

Вам необходимо уменьшить в 100 раз числа: 600, 200, 800.

- Кто работает у доски?

- Что значит уменьшить число во столько-то раз?

100-7*8=44          74:9=8 (ост.2)

                             9*8+2=74

90-8*8=26            65:9=7 (ост.2)

                              9*7+2=65

80-9*8=8              85:9=9 (ост.4)

                              9*9+4=85

- Фигуры всё время меняются местами

- 2, 7, 5

275, 257, 752, 725, 527, 572

Слушают учителя

600:100=6

200:100=2

800:100=8

- Это значит разделить его на количество раз

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

4 мин

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. 

- Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр. 47, упр. 2, упр. 4 (2-ой столбик), упр. 6 (1-ый столбик).

- Кому не понятно задание?

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

- Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

- А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите количество.

- Ребята, дополните фразы:

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось...

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

- Мы работали над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Выполняют задание

Дополняют фразы

Отвечают на вопросы

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"

Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....

конспект урока по математике"Увеличение и уменьшение чисел"

I. Организация.II. Сообщение темы и целей урока. - Здравствуйте, ребята!   Прозвенел, друзья, звонокНачинается урок. - Какой у нас урок?На этом уроке мы с вами совершим путешествие...

Конспект урока по математике "Задачи на увеличение и уменьшение числа"

Конспект составлен к учебнику М.И.Моро. К конспекту прилагается презентация...

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Конспект урока №45 математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)" разработан в соответствии с УМК "Школа России"....