РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Уровень образования: начальное общее образование.
Уровень программы: базовый уровень
Срок реализации программы: 1 год (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_3_klass.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Панируемые результаты освоения учебного предмета, курса |
2. | Содержание учебного предмета, курса |
3. | Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания |
Рабочая программа учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования составлена в соответствии
• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
N 273-ФЗ;
• Требованиями к результатам начального общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N0413с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
• Примерной образовательной программой начального общего образования;
• Основной образовательной программой начального общего образования
МБУ «Школа № 21»;
• Положением о рабочей программе учебного предмета, МБУ «Школа № 21».
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы: М. И. Моро, С. В. Степанова, С. И. Волкова и др. Математика: рабочая программа: 3 класс. — М: , Просвещение, 2019. — 46 с.
Используемый учебник: Моро М.И. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч.1 Ч.2., 2019.М: , Просвещение, 2019.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека**;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;
• знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности**;
• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений)*;
• уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей*.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• осознания значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки
результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Регулятивные
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе**.
Познавательные
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
• осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности**;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно- познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе**;
• конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Числа и величины
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному либо нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
- квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения массы, используя изученные единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г;
- читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученнные единицы этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение и вычитание, а также
- умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
- вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемыми в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площади объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице связи между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки («... и ...»,
- «если..., то...», «каждый», «все» и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
- Содержание учебного предмета
Числа и величины
Числа от 100 до 1 000. Образование, чтение и запись. Разряды счётных единиц. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Позиционный принцип записи чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. Последовательность трёхзначных чисел при счёте.
Сравнение и упорядочение трёхзначных чисел.
Величины. Измерение величин. Единицы величин. Масса (грамм), соотношение между единицами массы: 1 кг = 1 000 г. Время (год, месяц, сутки). Единицы времени:
1 сут. = 24 ч. Сравнение и упорядочение значений величин.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Умножение и деление, связь этих действий, нахождение неизвестного компонента действий умножение и деление. Таблица умножения. Деление с остатком. Особые случаи умножения и деления с числами 1 и 0. Умножение и деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление чисел. Проверка правильности выполнения умножения и деления.
Доля. Образование, называние и сравнение долей.
Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Алгоритмы письменного умножения и деления на однозначное число.
Проверка вычислений. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях букв. Наблюдения за изменением результата действия при изменении одного из компонентов
Уравнение. Решение уравнений на основе связей между компонентами и результатом арифметических действий.
Работа с текстовыми задачами
Текстовые задачи в 1—3 действия. Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение чисел, задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Текстовые задачи с пропорциональными величинами: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Краткая запись задач в таблице. Проверка решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обозначение геометрических фигур буквами. Виды треугольников по соотношению длин их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний). Виды треугольников по видам углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Круг и окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности заданного радиуса.
План участков (помещений). Чтение готовых планов. Построение несложных планов с использованием масштаба.
Распознавание геометрических тел: куб, параллелепипед, шар. Вершины, грани, рёбра параллелепипеда (куба).
Геометрические величины
Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Соотношения между единицами площади:
1 дм2 = 100 см2; 1 м2 = 100 дм2. Площадь прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом объектов, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации, чтение и заполнение таблиц. Интерпретация данных таблицы.
Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»;
«некоторые»).
Составление конечной последовательности чисел, геометрических фигур, текстовых задач по найденной информации.
- Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов |
Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания | 1 | |
Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия | 1 | |
Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения | 1 | |
Решение уравнений | 1 | |
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | |
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 | |
Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | |
Стартовая административная контрольная работа | 1 | |
Работа над ошибками. «Странички для любознательных» Что узнали. Чему научились | 1 | |
Конкретный смысл умножения и деления | 1 | |
Связь умножения и деления | 1 | |
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 | 1 | |
Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | |
Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | 1 | |
Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | 1 | |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях. | 2 | |
Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. | 1 | |
«Страничка для любознательных» Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | |
Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 | |
Закрепление. Таблица Пифагора | 1 | |
Задачи на увеличение числа в несколько раз | 2 | |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 2 | |
Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 | |
Контроль и учёт знаний. | 1 | |
Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. | 2 | |
Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | 1 | |
Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | |
Закрепление | 1 | |
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | |
Закрепление | 1 | |
Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 2 | |
Площадь. Способы сравнения фигур по площади | 1 | |
Единица площади — квадратный сантиметр | 1 | |
Площадь прямоугольника | 1 | |
Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | |
Закрепление | 2 | |
Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 | |
Единица площади — квадратный дециметр | 1 | |
Сводная таблица умножения | 1 | |
Решение задач | 1 | |
Единица площади — квадратный метр | 1 | |
Закрепление | 1 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 2 | |
Административная контрольная работа за 1 полугодие. "Проверим себя и оценим свои достижения" | 1 | |
Умножение на 1. Работа над ошибками. | 1 | |
Умножение на 0 | 1 | |
Деление вида а : а, 0 : а | 1 | |
Промежуточная диагностическая работа. Деление вида а : а, 0 : а | 1 | |
Задачи в 3 действия | 1 | |
Доли. Образование и сравнение долей | 1 | |
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр) | 2 | |
Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле | 1 | |
Единицы времени — год, месяц, сутки | 2 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 2 | |
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3 | 1 | |
Приём деления для случаев вида 80 : 20 | 1 | |
Умножение суммы на число | 1 | |
Решение задач несколькими способами | 1 | |
Приёмы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 | 1 | |
Закрепление | 1 | |
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | |
Выражение с двумя переменными | 1 | |
Деление суммы на число | 2 | |
Закрепление | 1 | |
Связь между числами при делении | 1 | |
Проверка деления умножением | 1 | |
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 1 | |
Проверка умножения с помощью деления | 1 | |
Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления | 2 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Деление с остатком | 2 | |
Приёмы нахождения частного и остатка | 3 | |
Деление меньшего числа на большее | 1 | |
Проверка деления с остатком | 1 | |
Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | |
Что узнали. Чему научились. Ознакомление с проектом «Задачи-расчёты» Проверим себя и оценим свои достижения. | 3 | |
Устная нумерация | 1 | |
Письменная нумерация | 1 | |
Разряды счётных единиц | 1 | |
Натуральная последовательность трёхзначных чисел | 1 | |
Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | 1 | |
Замена числа суммой разрядных слагаемых | 1 | |
Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел | 1 | |
Сравнение трёхзначных чисел | 1 | |
Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | 1 | |
Единицы массы — килограмм, грамм | 1 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Приёмы устных вычислений | 2 | |
Закрепление | 1 | |
Разные способы вычислений. Проверка вычислений | 1 | |
Приёмы письменных вычислений | 1 | |
Алгоритм письменного сложения | 1 | |
Алгоритм письменного вычитания | 1 | |
Виды треугольников (по соотношению сторон) | 1 | |
Закрепление. Итоговая диагностическая работа. | 1 | |
«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились. | 2 | |
Приёмы устных вычислений | 3 | |
Виды треугольников по видам углов | 1 | |
Закрепление | 1 | |
Административная контрольная работа за год. | 1 | |
Приём письменного умножения на однозначное число | 3 | |
Закрепление | 1 | |
Приём письменного деления на однозначное число | 2 | |
Проверка деления умножением. Закрепление | 2 | |
Знакомство с калькулятором | 1 | |
Что узнали. Чему научились | 1 | |
Итоговое повторение. | 4 | |
Всего: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г
Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:− математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2017-2018 учебный год
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя....