РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 3 класс
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Колескина Инга Губертовна

Уровень образования: начальное общее образование.

Уровень программы: базовый уровень

Срок реализации программы: 1 год (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_3_klass.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21»

445004, Самарская область, г.о. Тольятти,

ул. 50 лет Октября, 23

Рассмотрено

на заседании МО

      русского языка и литературы, протокол №___ от _______2021 г.

Принято

Педагогическом советом

Протокол №___от______2021г.

Утверждаю

Директор

МБУ «Школа №21»

/_________/ Скопцова Л.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Математика»

Уровень образования: начальное общее образование.

Уровень программы: базовый уровень

Срок реализации программы: 1 год (3 класс)

Сведения о составителе: Колескина И.Г., учитель начальной школы

г.о. Тольятти

2021 год

Содержание

1.

Панируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.

Содержание учебного предмета, курса

3.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

Рабочая программа учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования составлена в соответствии

•        Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012

N 273-ФЗ;

•        Требованиями к результатам начального общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N0413с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);

•        Примерной образовательной программой начального общего образования;

•        Основной образовательной программой начального общего образования

     МБУ «Школа № 21»;

•        Положением о рабочей программе учебного предмета, МБУ «Школа № 21».

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы: М. И. Моро, С. В. Степанова, С. И. Волкова и др. Математика: рабочая программа: 3 класс. — М: , Просвещение, 2019. — 46 с.

Используемый учебник: Моро М.И. и др.  Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч.1  Ч.2., 2019.М: , Просвещение, 2019.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИКА»

У учащегося будут сформированы:

•        навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

•        основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

•        положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;

•        понимание значения математических знаний в собственной жизни;

•        понимание значения математики в жизни и деятельности человека**;

•        восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

•        умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;

•        знание и применение правил общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности**;

•        начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений)*;

•        уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей*.

Учащийся получит возможность для формирования:

•        начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;

•        осознания        значения        математических        знаний        в        жизни        человека,        при изучении других школьных дисциплин;

•        осознанного        проведения        самоконтроля        и        адекватной        самооценки

результатов своей учебной деятельности;

•        интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Регулятивные

Учащийся научится:

•        понимать,        принимать        и        сохранять        различные        учебные        задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

•        находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

•        планировать        свои        действия        в        соответствии        с        поставленной        учебной задачей для её решения;

•        проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых

•        выполнять        самоконтроль        и        самооценку        результатов        своей        учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Учащийся получит возможность научиться:

•        самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью, находить способ решения учебной задачи;

•        адекватно        проводить        самооценку        результатов        своей        учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

•        самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

•        контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе**.

Познавательные

Учащийся научится:

•        устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

•        проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

•        устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

•        выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

•        делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

•        проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

•        понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

•        фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

•        стремиться полнее использовать свои творческие возможности;

•        осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

•        самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

•        осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

•        самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические        средства        для        её        представления,        для        построения        моделей изучаемых объектов и процессов;

•        осуществлять        поиск        и        выделять        необходимую        информацию        для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Коммуникативные

Учащийся научится:

•        строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

•        понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

•        принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;

•        принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;

•        применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности**;

•        контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

•        использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно- познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

•        согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

•        контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе**;

•        конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз), продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному либо нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
  • квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения массы, используя изученные единицы этой величины   (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г;
  • читать, записывать и сравнивать значения времени, используя изученнные единицы этой величины (сутки, месяц, год) и соотношения между ними: 1 год = 12 мес. и 1 сут. = 24 ч.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение на 1 и на 0, деление вида а : а, 0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком, проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно        действия        сложение и        вычитание,        а        также
  • умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения в два-три действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать        свойства        арифметических        действий        для        удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать        уравнения        на        основе        связи        между        компонентами        и результатами арифметических действий.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в два-три действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
  • решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на один предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др., задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать        задачи        по        сходству        и        различию        отношений        между объектами, рассматриваемыми в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон, по видам углов;
  • изображать        геометрические        фигуры        (отрезок,        прямоугольник)        в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площади объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать        наиболее        подходящие        единицы        площади        для        конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

 

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице связи между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («... и ...»,
  • «если...,        то...»,        «каждый»,        «все»        и        др.),        определять,        верно        или        неверно приведённое высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.

  1. Содержание учебного предмета

Числа и величины

Числа от 100 до 1 000. Образование, чтение и запись. Разряды счётных единиц. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Позиционный принцип записи чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз. Последовательность трёхзначных чисел при счёте.

Сравнение и упорядочение трёхзначных чисел.

Величины. Измерение величин. Единицы величин. Масса (грамм), соотношение между единицами массы: 1 кг = 1 000 г. Время (год, месяц, сутки). Единицы времени:

1 сут. = 24 ч. Сравнение и упорядочение значений величин.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Умножение и деление, связь этих действий, нахождение неизвестного компонента действий умножение и деление. Таблица умножения. Деление с остатком. Особые случаи умножения и деления с числами 1 и 0. Умножение и деление суммы на число. Внетабличное умножение и деление чисел. Проверка правильности выполнения умножения и деления.

Доля. Образование, называние и сравнение долей.

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1 000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Алгоритмы письменного умножения и деления на однозначное число.

Проверка вычислений. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях букв. Наблюдения за изменением результата действия при изменении одного из компонентов

Уравнение. Решение уравнений на основе связей между компонентами и результатом арифметических действий.

Работа с текстовыми задачами

Текстовые задачи в 1—3 действия. Задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и кратное сравнение чисел, задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Текстовые задачи с пропорциональными величинами: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Краткая запись задач в таблице. Проверка решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обозначение геометрических фигур буквами. Виды треугольников по соотношению длин их сторон (разносторонний, равнобедренный, равносторонний). Виды треугольников по видам углов (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Круг и окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности заданного радиуса.

План участков (помещений). Чтение готовых планов. Построение несложных планов с использованием масштаба.

Распознавание геометрических тел: куб, параллелепипед, шар. Вершины, грани, рёбра параллелепипеда (куба).

Геометрические величины

Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Соотношения между единицами площади:

1 дм2 = 100 см2; 1 м2 = 100 дм2. Площадь прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом объектов, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации, чтение и заполнение таблиц. Интерпретация данных таблицы.

Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»;

«некоторые»).

Составление конечной последовательности чисел, геометрических фигур, текстовых задач по найденной информации.

  1. Тематическое планирование

3 класс

п/п

Наименование тем

Всего часов

Повторение: сложение и вычитание,        устные приёмы сложения и вычитания

1

Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия

1

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения

1

Решение уравнений

1

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

1

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

1

Обозначение геометрических фигур буквами

1

Стартовая административная контрольная работа

1

Работа над ошибками. «Странички для любознательных» Что узнали. Чему научились

1

Конкретный смысл умножения и деления

1

Связь умножения и деления

1

Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

1

Таблица умножения и деления с числом 3

1

Связь между величинами: цена, количество,  стоимость. Решение задач

1

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

1

Порядок выполнения действий        в числовых выражениях.

2

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи.

1

«Страничка для любознательных» Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения.

1

Таблица умножения и деления с числом 4

1

Закрепление. Таблица Пифагора

1

Задачи на увеличение числа в несколько раз

2

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

2

Таблица умножения и деления с числом 5

1

Контроль и учёт знаний.

1

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное  сравнение чисел.

2

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

1

Таблица умножения и деления с числом 6

1

Закрепление

1

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

1

Закрепление

1

Таблица умножения и деления с числом 7

1

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

2

Площадь. Способы сравнения фигур по площади

1

Единица площади — квадратный сантиметр

1

Площадь прямоугольника

1

Таблица умножения и деления с числом 8

1

Закрепление

2

Таблица умножения и деления с числом 9

1

Единица площади — квадратный дециметр

1

Сводная таблица умножения

1

Решение задач

1

Единица площади — квадратный метр

1

Закрепление

1

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

2

Административная контрольная работа за 1 полугодие. "Проверим себя и оценим свои достижения"

1

Умножение на 1. Работа над ошибками.

1

Умножение на 0

1

Деление вида а : а, 0 : а

1

Промежуточная диагностическая работа. Деление вида а : а, 0 : а

1

Задачи в 3 действия

1

Доли. Образование и сравнение долей

1

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

2

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

1

Единицы времени — год, месяц, сутки

2

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

2

Приёмы умножения и деления для случаев вида  20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3

1

Приём деления для случаев вида 80 : 20

1

Умножение суммы на число

1

Решение задач несколькими способами

1

Приёмы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23

1

Закрепление

1

Решение задач        на нахождение        четвёртого пропорционального

1

Выражение с двумя переменными

1

Деление суммы на число

2

Закрепление

1

Связь между числами при делении

1

Проверка деления умножением

1

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

1

Проверка умножения с помощью деления

1

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

2

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

1

Деление с остатком

2

Приёмы нахождения частного и остатка

3

Деление меньшего числа на большее

1

Проверка деления с остатком

1

 Контрольная работа за 3 четверть.

1

Что узнали. Чему научились. Ознакомление с  проектом «Задачи-расчёты» Проверим себя и оценим свои достижения.

3

Устная нумерация

1

Письменная нумерация

1

Разряды счётных единиц

1

Натуральная последовательность трёхзначных чисел

1

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз

1

Замена числа суммой разрядных слагаемых

1

Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел

1

Сравнение трёхзначных чисел        

1

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

1

Единицы массы — килограмм, грамм

1

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

1

Приёмы устных вычислений

2

Закрепление

1

Разные способы вычислений.        Проверка   вычислений

1

Приёмы письменных вычислений

1

Алгоритм письменного сложения

1

Алгоритм письменного вычитания

1

Виды треугольников (по соотношению сторон)

1

Закрепление. Итоговая диагностическая работа.

1

«Страничка для любознательных». Что узнали. Чему научились.

2

Приёмы устных вычислений

3

Виды треугольников по видам углов

1

Закрепление

1

Административная контрольная работа за год.

1

Приём письменного умножения на однозначное число

3

Закрепление

1

Приём письменного деления на однозначное число

2

Проверка деления умножением. Закрепление

2

Знакомство с калькулятором

1

Что узнали. Чему научились

1

Итоговое повторение.

4

Всего:

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета « Математика» предметной области «Математика и информатика» для 1-4 классов по программе ПетерсонЛ.Г

Рабочая программа предмета «Математика» предметной области «Математика и информатика» разработана на основе нормативных документов....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» начального образования для 4 б класса на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской  программы «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В.Степановой.(«Школа России»), сборника рабочих програм...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР

Адаптированная рабочая  программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все  обучающиеся  с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...

Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2017-2018 учебный год

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя....